Преодоление препятствий и трудностей

Важной, если не главной, причиной развития свободы в процесс преодоления жизненных препятствий и трудностей. Как правило, человек не любит его, так же, как не любит умываться холодной водой, хотя знает, что это полезно. Трудности и преграды создают хлопоты и вроде тормозят успех. Организм стремится к комфорту и экономии затраты сил. Именно это и побуждает слишком активных родителей выполнять домашние задания своих детей, оберегать их от трудностей, которые создает обучения. Даже так называемые "люди действия" не всегда понимают, что препятствия не просто неизбежны, они - полезные, потому что часто обеспечивают становление в их характере таких черт, которые помогут им позже достичь больших успехов. Чадолюбивые родители и бабушки своими "стараниями", как представляется, наносят большой вред своим детям и внукам - именно в области формирования характера.

Есть в жизни много примеров, когда бесконфликтное, "гладкое" жизни делает человека бесхарактерным, безвольным. Неудачи и препятствия, трудности - это школа самопознания, закалки воли, выносливости, знания жизни. Незаслуженные успехи, подаренный комфорт, наоборот, разрушают характер, становятся источником ложной гордости, слабости и иллюзий. В определенном смысле человек должен любить преграды и трудности, потому что они ведут к возмужания, учат терпению. И если внимательно проанализировать жизнь людей, добивавшихся настоящего успеха, то обязательно убедимся, что испытывали они и многих неудач, на которые отвечали дополнительными усилиями, стойкостью и выносливостью душевных сил.

Крайней формой бесхарактерного отношение к жизненным трудностям, проявлением слабости воли является самоубийство. Этот акт основывается на фальшивой мнению, будто мы живем только для того, чтобы испытывать ежедневно счастья и наслаждения, радоваться комфортом. Это признак не только большого расстояния человека от христианства, но и отсутствие у нее реалистичного взгляда на жизнь. Погоня за счастьем и удовольствием, и только по ним, делает человека рабом и жертвой случая. Счастье - несчастье, удачи - неудачи для человека веры и чина - как правая и левая рука. Она не качается из стороны в сторону, а идет вперед к чему-то большему, безропотно. Отчаяние и самоубийство - это банкротство души и в социальном плане. Человеческая жизнь нельзя считать препятствием, при всех обстоятельствах оно остается неприкосновенным даром Божьим.

Преодоление препятствий очень часто требует от человека выносливости, чем характеризуются натуры сильные и трудно дается людям импульсивным и эмоциональным. Ежедневная деятельность, выполнение обычных обязанностей дают множество возможностей укреплять выносливость или разрушения ее, поддаваясь настроению.

Развитие самодисциплины и самодостижения

В постижении цели собственной жизнедеятельности человек опирается на свою свободу. Она действует как двигатель характера. Известный галицкий педагог 30-х годов прошлого века П. Биланюк называет свободу "мотором всего человеческого прогресса". Воля человека всегда сочетается с деятельностью и крепнет в деятельности. Волевой человек всегда видит свою цель, сама выбирает свой путь и, опираясь на волю, преодолевает неизбежные трудности. Отсутствие воли - как в человеке, так и в обществе - вещь вполне конкретная и очевидна: она приводит разочарование в собственных силах, пассивность, пессимизм, слабость духа и тела. Жизненная цель такого человека становится лишь предметом бесплодных мечтаний. Заметим попутно, что нынешняя наша реальность - яркий пример такого состояния человека и общества. Хозяйственная затруднения вызывает у нас слабость, хотя, как уже говорилось, история дает нам немало примеров, когда трудности для другого народа становились источником силы воли, движения и развития.

Как уже говорилось, воля человека имеет двойное направление - к внешней жизни, на достижение жизненных успехов и на преодоление препятствий, с одной стороны, и на жизнь внутреннее, на самодисциплину, на самоопанування - с другой. Считается, что "... характерна человек не только останавливает выходки животной натуры, но движущейся к тому, чтобы быть господином низких инстинктов" (Паращин П., 1980, с. 297).

Константин Ушинский называл волю властью души над телом. Есть здесь целый ряд "внутренних врагов", которых человек всю жизнь преодолевает и в борьбе с которыми закаляет свою волю: жизненная расхлябанность и несоблюдения точности, трата времени на мелочи, несдержанность в питании, неумение молчать, склонность к азартным играм, пьянство, лень, стремление иметь как можно больше "выходных", погоня за дешевыми сексуальными приключениями, наркомания, взяточничество и т. Знаем, следовательно, много примеров, когда человек добивается собственными усилиями значительных внешних успехов, но обнаруживает полную несостоятельность в своих интимных делах, демонстрирует здесь бесхарактерность. Часто человек деятельный способна организовать свою внутреннюю жизнь. Так появляется проблема единства воли, когда все - и внешнее, и внутреннее жизни - трактуется как одно целое, и все усилия служат одной цели. "Мир между людьми требует как необходимого условия, чтобы человек был замирена сама с собой, или чтобы она имела внутренний душевный мир, который достигается самообладанием, победой над страстями, послушанием голосу совести...", - пишет Памфил Юркевич (Юркевич П., 1993, с 227).

Высшей формой закаливания воли, гимнастикой души является самоотказ, которую в Древней Греции называли "аскезой". Она наполняла человека силой, направленной внутрь. Настоящий философ должен пройти школу аскезы. Считалось, что свободным мыслителем может быть только человек, овладевший свои страсти, способна переносить лишения и боль, умеет молчать.

Однако речь не идет о какой-то бегство от мира. Каждому человеку нужны упражнения в воздержании как средство закаливания воли. Некоторые педагоги прошлого рекомендовали молодежи несложные упражнения, "маленькие жертвы" в сдержанности и самоограничении. Такие упражнения называют тренингом свободы. Главная основа этого тренинга заключается в том, что только человек, который научился отказывать себе в чем-то разрешенном может отказать себе и в запрещенном. Аскеза - это путь формирования иммунитета против тирании момента. В контексте государственной политики такое воспитание - воспитание нравственной устойчивости и самоопанування - значило бы больше, чем вылавливать людей, которые уже стали наркоманами, проститутками или ворами.

Существуют, следовательно, две группы упражнений, ведущих к укреплению свободы и развития душевных сил: упражнения в применении энергии чина и преодоления преград и упражнения, которые воспитывают сдержанность и самодисциплину. Развитие только энергии чина часто приводит к конфликтам и внутренних срывов. В то же время развитие энергии самоопанування стоит чего-то только тогда, когда служит высшим целям создания добра.

В педагогической практике встречаемся часто со случаями общей безволия и душевной немощи, бесхарактерности. На все эти случаи есть только один счет: не пытаться сразу "закаливать, волю", а искать источник веры, какой-то предмет, к которому ребенок хочет. Им может быть какое-то предпочтения, что реализуется в работе, в усвоении определенной области знаний, в искусстве, спорте, благотворительной деятельности и тому подобное. Большое значение дисциплины в школе как фактора воспитания воли отмечал Г. Ващенко: "Она приучает ребенка к определенному порядку в жизни, к правильного чередования труда и отдыха, приучает к точности и аккуратности в исполнении до организованосте, производит способность покорять свою волю интересам общества и т. д. " (Ващенко Г., 1952, с. 33). Однако он предостерегал также, что не всякая дисциплина положительно влияет на развитие воли ученика. Это должна быть дисциплина разумная, направленная на воспитание у ребенка осознание своих обязанностей вместе с сознанием человеческого достоинства, дисциплина, отрицает страх.

Мы приходим в этот мир с определенными, созданными в прежних жизнях положительными или отрицательными качествами. Качества эти в течение жизни должны объязательно быть изменены и усовершенствованы. Это достигается в результате обширного жизненного опыта, столкновения с окружением, благодаря трудностям. препятствиям. проблемам, страданиям и преодолениям. Жизнь - это поле опыта, ежедневно меняющаяся реальность. Переживая эту реальность, человек, как правило, может быть устремлен к двум целям.

Одна цель - добиться социальных земных мирских временных успехов в этом материальном мире, достигнуть какого-то положения, денег, власти. Если время сознательной деятельности полностью тратится для достижения этой цели, то неизбежен горький осадок поражения и чувства приниженности перед жизнью. Чувство поражения прямо пропорционально амбициям, желаниям, представлениям человека о себе. Как часто можно услышать от людей “Ничего хорошего я не добился“.


Борьбу, которую он вел, он осуществлял с определенными намерениями – достижения в области материального обеспечения, социального статуса, политической власти. Если что-либо не удается, тогда неизбежно возникает ощущение поражения, опустошенности, неудовлетворенности жизнью. Если осознать, что цель жизни - развитие разума, достижение мудрости и совершенства, развитие силы духа, т.е. воли, силы творчества и уподобление Богу, тогда меняются ценности, ценными становятся не социальные или материальные достижения, а внутренние, высшие вечные душевные.

Тогда исчезает стремление к социальным достижениям мира материального несовершенного и временного, исчезает необходимость борьбы и тогда исчезает чувство поражения. Когда жизнь будет подвергать человека испытаниям, он не будет пытаться избежать их. Тогда важным становится для него опыт, понимание того, что он укрепляется в результате этого опыта. Трудный опыт дает запас внутренних, творческих сил и способность выстоять в любых испытаниях.


Восприятие жизни как поле борьбы многие миллионы людей сделало пессимистами, чаще всего пребывающими в депрессивном состоянии, чувствующих бессмысленность и пустоту жизни в этом земном материальном мире. Ничего другого человек обреченный из всех сил бороться, сопротивляться, быть в состоянии настороженности, чувствовать не может. Он в ловушке иллюзорных представлений относительно жизни вообще, он жертва ложных ценностей, утверждаемых современной культурой.

Эта культура к тому же создала стойкий комплекс неполноценности и несовершенства и полного безумия у огромного множества людей на земле. Миллиарды людей воспринимают жизнь как огромную стихийную силу, по сравнению с которой маленькая, слабая личность совершенно не способна ей противостоять. Такой человек боится любого опыта, любого новшества. Он запирается в своем мирке и боится из него выйти. В состоянии страха, безропотной покорности перед жизнью человек находится в тупом оцепенении в ожидании смерти.


Таких людей в мире большинство. Это массовый миллиардный комплекс живущих по инерции, слабых и нетворческих несовершенных животных безумных существ, пребывающих в тупом и бессмысленном ожидании смерти. Гораздо меньше других людей, воспринимающих жизнь, как бесценный период опытов. Такой человек понимает, что внутренние творческие силы он набирает через все, и через боль и через награды. Если период жизни неблагоприятный, то у него не возникает чувство поражения. Возникает другое.

Он получил урок, он знает, что надо преодолеть в себе, он вырос как личность. У него позитивное отношение к любому опыту, так как урок становится важнее результата. Нет такого человека, который бы прожил жизнь, не сталкиваясь с проблемами. Но, к сожалению, крайне мало людей, которые учатся на собственном опыте. Мы встречаем в течение жизни все - боль и разочарования, страдания, радости и поражения. Наш жизненный опыт состоит из огромного разнообразного перечня ситуаций и событий.


Но только философски духовно мыслящий человек умеет использовать весь жизненный опыт для развития своей личности, мудрости и творческой силы. Только философ и духовный человек начинает понимать, что страдания дают возможность осмысления себя. Они часто становятся самыми интенсивными учителями. Любой опыт и положительный и отрицательный может сделать человека более сильным, гармоничным, творческим.

Если он будет относиться к жизни как потоку, если не будет подсчитывать поражения и тем более помнить о них, если научится быть благодарным жизни за обучение. Если человек сосредотачивается на потерях, если подсчитывает то, что не удалось сделать, свои потерянные силы в борьбе, но не видит причины своих поражений, конфликтов, трудностей в себе, в качествах своего характера, то неизбежно чувства поражения и унижения будут крепнуть в нем. Тогда он станет бояться жизни. А жизнь - это поток.

Уже изменились условия, уже сам человек стал опытнее, умнее, критичнее к себе, на этот раз он мог бы с легкостью достичь желаемого, но он - пленник страха, внутреннего ощущения неполноценности. Он потерпит поражение гораздо раньше, чем столкнется с реальностью жизни. Он уже заранее готов к поражению, он уже заранее сдался. В реальности жизнь - это процесс обучающий. Творчески преобразовать его в свой духовный опыт может только сильный человек.

Духовный опыт личности - это создание внутреннего стержня, внутренней силы, благодаря которой он преодолевает все жизненные обстоятельства. Процесс роста этой внутренней силы состоит в начале в приобретении сильного эго или своего волевого Я, ощущения своей индивидуальности, вторая половина развития - отречение от своего Я и эго. Для того чтоб возник процесс приобретения и отречения, должна возникнуть сильная индивидуальность. Очень сильный эгоист и святой - это люди, прошедшие одинаковые пути. Только один прошел только половину пути, а другой уже закончил путь.


Стать индивидуальностью, это значит, прежде всего, стать независимым человеком от мнений общества, социальной среды. Приобретение независимости всегда приносит проблемы. Белую ворону не любит остальная стая, ее обязательно попытаются заклевать. Достижение независимости - это всегда результат борьбы. В начале это борьба с собой, когда вы начинаете бороться с теми штампами, навязанными идеями, ложными представлениями, которые навязали вам семья, общество, пропаганда, среда. Вы должны это отбросить. Потом обязательно возникнет борьба с окружением. Завоевание, достижение независимости - это, без сомнения, результат борьбы. Для того чтоб стать и преступником и святым, надо стать независимым от общества

Понятие о воле. Человек как активное существо не только воспринимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, но и реагирует на его влияния, сам воздействует на окру¬жающий мир, преобразовывая его в своих целях. При этом человек преследует определенные цели, которые он более или менее ясно осознает.
Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий (например, цель - прочитать книгу, когда она лежит на полке и человек располагает свободным временем и т. д.). Но чаще всего достижение цели связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают двух видов - внешние и внутренние.
Сравним с этой точки зрения два примера. В одном случае ученику для выполнения домашнего задания понадобилась кни¬га, которой у него не было. Он отправился в библиотеку, но книги и там не оказалось. Он пошел к одному, другому, тре¬тьему товарищам, но и у них этой книги не было. Тогда уче¬ник поехал к учителю и все-таки достал книгу, В другом случае у ученика требуемая книга была, но очень не хотелось учить уроки, а хотелось пойти играть в футбол, тем более что и ребята усиленно звали и манили - стояли перед окном, показы¬вали футбольный мяч, делали призывные движения. Однако уче¬ник заставил себя остаться дома и сесть за приготовление уроков, преодолев противоположные желания. Ясно, что в том и другом случае были препятствия, трудности, но имели, они совершенно различный характер.
Внешние препятствия - это не зависящие от человека, объек¬тивные препятствия, внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зави¬сят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, пло¬хое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чув¬ство страха, чувство ложного самолюбия и т. д.
Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятель¬ность определенным задачам. Воля - психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступ¬ки, связанные с преодолением трудностей и препятствий.
Преодоление препятствий и трудностей требует так называ¬емого волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.
Воля проявляется не только в умении достигнуть цель, но и в умении воздержаться от чего-либо. «Большая воля, - писал А. С. Макаренко,- это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно».
Объективный показатель воли человека - величина препят¬ствий, которые способен он преодолеть. Велика воля молодых строителей Байкало-Амурской магистрали пли наших героев-космонавтов, преодолевающих немалые трудности при подготовке и проведении космических полетов.
Воля может сказываться не только в больших, но и в малых делах. Для маленького ребенка проявление воли и в маленьком деле - хорошая школа волевых поступков и действий. Первоклас¬сник, сознательно удержавшийся от соблазна побежать к теле¬визору смотреть детский мультфильм, бросив неоконченные уро¬ки, упражняет тем самым свою волю.
Воля проявляется во всех видах деятельности человека. Так, труд немыслим без волевого усилия, без осознания цели, без умения преодолевать объективные помехи, усталость. Воля по-стоянно проявляется в учебной деятельности школьника. На каждом уроке, при подготовке домашних заданий школьнику при¬ходится преодолевать самые различные препятствия, брать себя в руки. Учение требует волевого сосредоточения, упорного пре¬следования цели, умения сдерживать себя.
От чего же зависят постановка цели и осуществление того или иного волевого действия? Может показаться, что человек совершенно свободно и произвольно может делать что угодно, может поступить так, а может и иначе; все зависит только от его желаний - беспричинных, ничем но обусловленных. О полной свободе воли и говорят психологи-идеалисты.
Научная психология не признает такой свободы воли. Еще И. М. Сеченов утверждал, что первая причина всякого челове¬ческого действия лежит вне его, говорил о полнейшей зависи-мости волевых поступков от внешних и внутренних условий жизни человека.
Цели действий определяются мировоззрением человека, его жизненными установками, интересами, особенностями личности. А вы уже знаете (из содержания III и IV глав), что все это результат внешних влияний, условий жизни и деятельности человека. Таким образом, косвенно волевые действия всегда определяются внешними влияниями. Но сложность психической жизни человека, сложность внешних влияний, которые могут быть отдаленными и косвенными, часто не позволяют установить объективные причины тех или иных волевых действий человека. Это и создает иллюзию «свободы воли», независимости челове¬ческих поступков от внешних воздействий.
Физиологические основы волевых действий. Волевое дейст¬вие - это произвольное действие. Но еще И. М. Сеченов ука¬зывал па рефлекторную природу всех произвольных действий человека, являющихся отражением внешних влияний. Правиль¬ное понимание физиологических механизмов волевых действий дает учение И. П. Павлова. Прежде всего вам необходимо вспом¬нить, что говорилось о строении и функциях коры головного мозга в главе II. В передней части коры находится двигатель¬ная зона, ведающая движениями. В задней части коры распо¬ложены зоны, которые осуществляют непосредственную связь с внешним миром. Эти зоны представляют собой корковые концы анализаторов. Ближе к передней части коры головного мозга расположены зоны, где происходит сложный процесс организа¬ции двигательных актов (обеспечение их точности, координации, объединение отдельных двигательных актов в сложную систему целенаправленного поведения).
Произвольные движения происходят па основе образования сложных систем нервных связей между клетками указанных зон. А это значит в конце концов, что двигательные участки коры приводятся в деятельное состояние различными внешними разд¬ражениями и раздражениями, поступающими от внутренних орга¬нов. Что же касается сложных движений, то они представляют собой совокупность сложных комбинаций таких рефлексов, сле¬довательно, также имеют условнорефлекторный характер, также обусловлены внешними воздействиями.
Решающую роль в организации волевых действий играет вто¬рая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Волевые действия возникают на основе речевых сигналов, т. е. обусловлены либо словесными указаниями, исходящими от дру¬гих, либо словами, произносимыми самим человеком во внутрен¬ней речи, когда он принимает решение сам. Слово не только «пусковой сигнал» для волевого действия, оно направляет и ре¬гулирует протекание волевого акта. Обдумывание и формирование цели и способов ее осуществления, оценка результатов - все происходит в речевой форме.
Как известно, волевые действия могут выражаться и в отка¬зе от какого-либо действия (когда, например, человек воздер¬живается от нежелательных движений, привычек и т. п.). Сог-ласно учению И. П. Павлова нежелательные движения тормозятся импульсами, идущими от второй сигнальной системы.
Общественно-историческая обусловленность воли. Способность к волевым действиям начинает возникать с переходом наших обезьяноподобных предков к трудовой деятельности. У животных нет воли. Воля - это специфически человеческая сторона психи¬ки, так как животные пассивно приспосабливаются к природе, и лишь для человека характерен труд - сознательная деятельность, направленная на подчинение и изменение природы.
Воля людей формировалась и изменялась в зависимости от общественно-исторических условий, Б зависимости от условий материальной жизни общества. Характер целей и побуждений человека определяется тем, интересы какого класса он пред¬ставляет. Поэтому волевое поведение одних людей направле¬но на общественно значимые цели и определяется высокими моральными принципами, волевое поведение других людей - на сугубо личные цели и подчинено эгоистическим побужде¬ниям.
Конечно, и среди представителей капиталистического обще¬ства встречаются волевые люди. Они действуют решительно, про¬являют большое упорство в преследовании целей, преодолевают немалые препятствия. Но что за цели они преследуют, какие побуждения движут ими? У них эгоистические, корыстные цели, ими движут жажда наживы, честолюбие, зависть и т. п.
В социалистическом обществе человеческие взаимоотношения строятся на принципах взаимопомощи, сотрудничества. Передо¬вой советский человек, если требуется, подчиняет личное, инди¬видуальное общественному, коллективному, свои личные инте¬ресы - интересам народа. Отсюда следует, что в обществе, строя¬щем коммунизм, у людей формируется не просто воля, а морально воспитанная, коммунистически направленная воля.
Воля человека, который энергично преодолевает препятствия во имя эгоистических, общественно вредных целей (а такие люди у нас еще имеются), например целеустремленность и настойчи¬вость расхитителя общественной собственности или решитель¬ность хулигана, не есть морально воспитанная воля. Такая воля в нашем обществе получает резко отрицательную оценку. Мо¬рально воспитанная воля, которую высоко ценят в социалисти¬ческом обществе и воспитывают у молодого поколения, - это воля, направленная на достижение общественно полезных целей, исходящая из чувства долга, воля, при которой человек умеет гармонически сочетать свои личные, индивидуальные устремле¬ния с устремлениями народа.
В нашей стране идет огромная работа по строительству ком¬мунистического общества. При решении этой задачи приходится преодолевать большие трудности. Но людям с морально воспитанной волей они не страшны. Наша молодежь по велению долга идет работать на ударные комсомольские стройки, строит новые города, заводы, рудники, железные дороги, электростанции за полярным кругом, в пустынях Средней Азии, в тайге, горах. Морально воспитанная воля этих юношей и девушек заслуживает самой высокой оценки.

Витальное не любит состояния безбрежности, в котором нет движения мысли. Оно требует движения, все равно какого - движения знания или неведения. Всякое безмятежное, ничем не нарушаемое состояние покоя воспринимается им как сухое и непривлекательное.

Нельзя преуспеть в садхане посредством боли, отчаяния или отсутствия энтузиазма. Лучше обойтись без них.

Необходим не только опыт переживания высшей природы, но также и трансформация природы низшей. Удовольствие, печаль, отчаяние и уныние относятся к явлениям, возникающим в результате обычной игры витального существа и препятствующим прогрессу. Нужно подняться над ними и низвести свыше в витальное и во все свое существо безбрежное единство и равновесие.

Пока желание и потворство прихотям, требованиям и фантазиям являются определяющими в жизни, витальное существо будет играть преобладающую роль. Все это будет служить ему пищей, а коль скоро вы его питаете, то почему ему не стать огромным и сильным?

Если вы вскармливаете в себе желание и проявляете нетерпение относительно результатов вашей садханы, то каким образом вы сможете пребывать в покое и тишине? Разве возможно в одно мгновение проделать гигантскую работу по трансформации человеческой природы? Оставайтесь в покое, пусть сила Матери работает в вас, тогда со временем вы всего достигнете. Если вы будете сохранять внутренний покой и поддерживать в себе внутреннюю позицию самоотдачи, то никакие препятствия и трудности не смогут вывести вас из состояния равновесия. Нетерпение и уныние, постоянные вопросы: «Почему этого не происходит? Когда это случится со мною?» - способствуют лишь усугублению трудностей. Зачем обращать так много внимания на них? Сконцентрируйтесь на Матери. Сохраняйте в себе покой и самоотреченность. Нельзя так легко избавиться от проявлений низшей природы. Бесполезно волноваться по этому поводу. Они исчезнут, когда Сила Матери заполнит все ваше существо вплоть до подсознания. И не важно, сколько уйдет на это времени. Для полной трансформации нужно время.

Вы напрасно чувствуете себя покинутым, на это нет никаких оснований. Подобные ложные идеи возникают в момент раздражения на уровне ментального и витального существ. Даже когда эго берет свое и вы переживаете полосу трудностей, не следует терять веру в Мать. Продолжайте взывать к ней и оставайтесь в покое, препятствия и проявления эго будут побеждены.

Не следует поддаваться влиянию эго или низшей природы в любой работе, какой бы вы ни занимались. Если же это происходит, то такая работа не может быть частью вашей садханы и превращается в самую обычную, заурядную деятельность. Даже работа должна выполняться «изнутри наружу» и в духе самоотреченности.

Внешнее сознание преисполнено неведения и поэтому ложным образом преломляет и искажает то, что нисходит свыше, давая нисходящему свою собственную интерпретацию и пытаясь превратить его в предмет воображаемого удовольствия или извлечь из него какой-либо поверхностный своекорыстный интерес. В этом заключается слабость человеческой натуры. Следует стремиться и желать Божественного ради Него самого, а не ради удовлетворения амбиций своего эго. Когда внутреннее психическое существо становится сильным, то недостатки внешней природы идут на убыль до тех пор, пока не наступает очищение.

Реакция обычного человека на похвалу или обвинения в чем-либо сводится к тому, что он испытывает соответственно либо чувство удовлетворения, либо чувство обиды. И в этом нет ничего странного. Но для садхака совершенно необходимо преодолеть эту слабость; он должен оставаться вне досягаемости похвал и критики, почестей или оскорблений. Достичь этого непросто, на это нужно время.

В этом заключается позиция правильного состояния сознания. Если вы сможете поддерживать ее в себе, погружаясь в глубины своего существа или поднимаясь на поверхность внешнего сознания, то все будет двигаться в нужном направлении, к божественной цели.

Ложь является огромным препятствием на пути этой йоги. Для лжи не должно быть места ни в мыслях, ни в словах, ни в действиях.

Нет никакой связи между тамасическим самоотречением и тамасическим эго. Тамасическое эго занимает следующую позицию: «Я грешен, я слаб, садхана не для меня, я не способен двигаться вперед, мне всегда не везет, Божественное меня не принимает, единственное спасение для меня - смерть, Мать любит всех, но не меня...» и тому подобное. Витальное существо любит заниматься самобичеванием, обнажая свое собственное ничтожество. Таким образом оно стремится к отрицательному удовлетворению своего эго, изображая себя в виде самого несчастного и самого недостойного, всеми гонимого и презираемого человека. Полная противоположность - это раджасическое эго, постоянно преувеличивающее свои возможности и способности.

Неведение, эго и желания - это препятствия. Если разум, жизнь и тело становятся инструментами Высшего Сознания, божественный свет может снизойти в тело.

Человеческий разум исполнен скептических фантазий, ложных идей, неверия, неведения и отчаяния. Это неведение есть причина неверия и является источником мучений. Человеческий интеллект - орудие неведения. Очень часто его посещают неправильные мысли и ложные идеи. Тем не менее он уверен, что только его идеи истинны. Разум не хочет даже предположить, что в его мыслях была допущена ошибка, и никогда не стремится понять, в чем она заключается. Когда ему указывают на ошибку, он не хочет ее признавать и впадает в ярость или в отчаяние, в то же время испытывая удовольствие от выявления чужих ошибок и промахов. Услышав критику, направленную в адрес других, он немедленно с ней соглашается, даже не задумываясь, в какой степени она может быть правомерна. Такой склад разума трудно доступен для веры. Поэтому не стоит прислушиваться к мнению обычных людей и поддаваться их влиянию. Если вы хотите узнать истину, вам следует углубиться в себя и пробудить свое психическое существо, в результате чего разум обретет истинное понимание, сердце - исполнится истинных чувств и эмоций, витальное - проникнется истинной устремленностью. Психический свет принесет вам новое видение людей, предметов, жизненных обстоятельств и всего мира. Неведение разума, ложное видение, неправильные мысли, неверие и скептицизм покинут вас навсегда.

Очевидно, существует какое-то сопротивление медитации на уровне физического тела, поэтому оно не хочет находиться в неподвижном состоянии. В то же время у многих садхана происходит автоматически. Не надо заставлять себя просиживать определенное время в медитации. Садхана продолжается независимо от того, сидите вы, ходите, лежите или даже спите.

Все это произошло, очевидно, в результате какого-то внешнего контакта. Такие витальные сбои наблюдаются сейчас время от времени у разных людей. Они распространяются от одного человека к другому подобно инфекционному заболеванию. Особенно сильно проявляется следующее настроение: «Я хочу умереть, я не желаю поддерживать жизнь этого тела, никакая йога и садхана в этом теле невозможны». Тем не менее, совершенно ошибочно было бы предполагать, что, оставив это тело, можно легко достичь реализации в другом теле. В таком случае в своем следующем рождении вы бы столкнулись с гораздо большими трудностями, при этом у вас не было бы никакой связи с Матерью. Все эти мысли - результат атаки враждебных сил, цель которых помешать вашей садхане, нанести ущерб здоровью Матери, развалить Ашрам и расстроить всю нашу работу. Вам следует сохранять бдительность. Не позволяйте враждебным силам овладеть вами.

«Меня глубоко задели и оскорбили слова моего обидчика. Я хочу умереть» - это настроение, достойное витального эго, но не садхака. Хочу предупредить вас: не давайте волю своему эго. Кто бы что бы ни говорил вам, сохраняйте внутреннее умиротворение, в котором нет места эгоизму, и единение с Матерью.

Смерть ничего не решает. Трудности, которые вы не преодолели в этой жизни, не дадут вам покоя и в следующем воплощении. Вы должны справиться с ними именно в этой жизни.

Как можете вы пережить настоящий опыт, если позволяете себе увлечься бесполезными жалобами витального? Даже если этот опыт придет, сможет ли он закрепиться и дать свои плоды? Эти причитания витального лишь затрудняют ваше продвижение.

Эти причитания и жалобы являются не чем иным, как препятствием на пути прогресса в йоге, своего рода тамасической игрой витального. Если вы отбросите их прочь и будете спокойно продолжать садхану, то достигнете быстрого прогресса.

Ваше видение было истинным, но то, что вы называете злыми силами, есть лишь обычная природа. Эта природа может толкнуть человека на все что угодно. В ходе садханы необходимо преодолеть ее влияние, но это совсем не просто. Однако с помощью твердых, целенаправленных усилий можно в конце концов полностью преодолеть ее.

Когда садхак начинает жить в истинном сознании, другие, ложные части его природы по-прежнему продолжают существовать. Лишь по мере возрастания силы истинного сознания все это постепенно ослабевает.

Что, кроме злой силы, могло заставить вас пасть так низко, вселить в вас такую слабость и неуверенность? Множество подобных сил носятся в атмосфере, потому что садхаки дают им прибежище. Если они приближаются к вам, взывайте к Матери и гоните их прочь от себя. Они не смогут ничего с вами сделать, не смогут закрепиться. От трудностей нельзя так легко избавиться. Только при помощи постоянных целенаправленных усилий по раскрытию и возвышению собственного сознания можно добиться трансформации физического сознания, после чего трудности полностью исчезают. До этого ваши трудности будут уменьшаться и концентрироваться не внутри вас, а снаружи. Вместо того чтобы расстраиваться из-за этих трудностей, нужно отстраниться от них и не отождествлять себя с ними. Не воспринимайте трудности как свои собственные, иначе вы растрачиваете свои силы.

Каждому приходится проходить через трудности, даже те, кто не работает, подвергаются их яростным нападкам.

Трудности существуют, потому что вы не расстаетесь со своей внешней природой. Они исчезнут, как только ваша внешняя природа обретет новую жизнь.

Я уже не раз говорил вам, что от трудностей нельзя избавиться в одночасье. Они есть следствие внешней природы человека, которую невозможно изменить в один-два дня, даже и для великих садхаков. Но если вы сможете полностью положиться на Мать и взывать к ней в тишине и покое, отбросив всякое беспокойство и нетерпение, то все трудности будут бессильны против вас, даже если вы с ними столкнетесь. Со временем они утратят свою силу и перестанут для вас существовать.

Все сталкиваются с подобными трудностями. Не так просто достичь постоянного самоотождествления с Матерью. Для этого нужна постоянная духовная практика.

Трудности мало что значат. Они существуют лишь во внешней природе человека. Постепенно они будут вытеснены Силой Матери. Поэтому нет повода для беспокойства или депрессии.

Всегда помните о Матери. Взывайте к ней. Тогда все трудности и препятствия исчезнут. Не бойтесь, и пусть трудности не беспокоят вас. Все время взывайте к Матери.

Какими бы бесконечными ни казались трудности, это лишь кажущееся явление, лишь демоническое наваждение. В конце концов, путь истины становится ясным.

Трудности не отступают так легко даже от самых великих йогинов. Несколько проще избавиться от проблем ментального характера, чем от витальных и физических затруднений. Нужно время, чтобы преодолеть витальные и физические трудности.

Какое это имеет значение? Даже великие садхаки сталкиваются с трудностями. Если вы живете на уровне сознания психического и поддерживаете контакт с Матерью, то трудности оставят вас.

Садхаки часто испытывают эти два вида трудностей: связанные с витальным и физическим сознанием. Если вы не отождествляете себя с ними, они убывают в силе и проходят.

С этими трудностями сталкиваются все. В противном случае можно было бы в течение нескольких дней достичь совершенства в йоге.

Как правило, человеческая натура не может всегда оставаться внутри. Но когда вы способны чувствовать Мать в любом состоянии, внутри и снаружи, эта трудность исчезает. Стремитесь достичь этого состояния.

Нечистота природы создает трудности для садхака. К нечистоте человеческой природы относятся: сексуальное влечение, неведение и тому подобное. Эта нечистота присуща всем. Когда вы сталкиваетесь с ее проявлениями, необходимо спокойно поддерживать в себе чувство отчужденности от них. Если вы будете говорить себе: «Я грешник» и тому подобные вещи, это будет прибавлять вам слабости. Вы должны сказать себе: «Это нечистая природа человека. Пока она остается частью его обычной жизни, все сохраняется по-прежнему. Я не хочу, чтобы так продолжалось. Я хочу только Божественное. Я хочу Божественную Мать. Все остальное не относится к моему истинному сознанию, и пока я буду сталкиваться с этими проявлениями, я буду твердо и решительно отбрасывать их от себя. Я не позволю им помыкать мной».

Сексуальная сила есть в каждом человеке. Этот импульс есть одно из основных средств природы, с помощью которого она управляет человеком, создает семью, нацию, мировое сообщество. Жизнь всех существ зависит от этой силы. Поэтому сексуальный импульс присущ каждому. Никто не представляет собой исключения. Даже с помощью садханы не просто от него избавиться. Он вновь и вновь будет проявляться в теле и в витальном, пока человеческая природа не будет трансформирована. Садхак должен быть всегда начеку и всякий раз отбрасывать от себя этот импульс, как только он возникает. В конце концов он исчезнет.

Спокойно продолжайте свою садхану. Постепенно все, что осталось в вас от старой природы, отойдет в небытие.

Все сталкиваются с трудностями. Нет ни одного садхака, который бы их не испытывал. Сохраняйте покой и равновесие внутри себя. Вы получите помощь даже в трудные минуты. Истинное сознание установится на всех планах вашего существа.

Для вас является большим препятствием то, что вы постоянно думаете о том, что вы плохи, вы ни на что не годны и т. д.

Единственный способ трансформации собственной природы - положиться на Мать и спокойно отбрасывать от себя проявления обычной человеческой природы, пока постепенно вы ее не победите.

Трудности не есть следствие вмешательства враждебных сил - это проявление обычной нечистой природы, присущей абсолютно всем.

Следует поддерживать в себе это ощущение и непоколебимую веру. Ибо эта вера, убежденность, в садхаке значительно облегчает действие Силы Матери.

Духовная работа должна делаться с твердым и спокойным разумом, с непоколебимой верой и доверием к Матери. Депрессии нет места в духовной работе. В случае появления депрессии ее следует решительно отвергнуть. «Я - жалкий и ничтожный человек, я ничего не могу сделать. Мать отказалась от меня, и я лучше уйду». Когда вас посещают подобные идеи, то вы должны знать, что это внушения низшей природы, противоречащие истинной йоге. Гоните прочь подобные мысли.

Почему вы испытываете печаль? Если вы во всем полагаетесь на Мать и сохраняете внутренний покой во всех обстоятельствах, то не должно быть и речи ни о какой печали. Не следует рассматривать окружающих людей как возможный источник счастья и покоя.

Как только вам удастся достичь внутреннего единения с Матерью, то вместо подобных мыслей и страха вы должны поддерживать в себе веру в Мать, доверие к Ней и убежденность в том, что Ее победа неизбежна, несмотря на многочисленные трудности, бесконечные ошибки и омраченность внешней природы.

Всегда нужно сохранять абсолютную веру в Мать, в то, что вы находитесь в ее руках и что все будет сделано с помощью ее силы. Поэтому стоящее перед вами препятствие не должно вызывать у вас страха и отчаяния.

Не беспокойтесь по этому поводу. Довольно сложно постоянно помнить о присутствии Матери. Когда все ваше существо наполнится присутствием Матери, вы будете помнить о ней автоматически и уже не сможете забыть ее.

Спокойно продолжайте свою садхану. Отчаянию и страху не будет места в вашем существе. Весь мрак, в конечном счете, рассеется.

Это случается со всеми. Очень трудно постоянно поддерживать хорошее состояние. На это уходит много времени - продолжайте медитировать. Сохраняйте покой. Все придет со временем.

Садхана предполагает ощущение Матери вокруг и внутри себя, ощущение того, что Мать делает все, и восприятие в себе всего, что дает Мать. Если вы будете поддерживать в себе это состояние во время учебы, то ничто не сможет помешать вам.

Да, подобное отчаяние может только ослабить вас. В каждый момент своей жизни, в любых условиях неуклонно и непоколебимо полагайтесь на Мать и безмолвно взывайте и стремитесь к ней. Тогда правильное состояние вернется к вам.

4. Трудности, проблемы и препятствия

Трудности, проблемы и препятствия – это необходимая плата на нашем пути к достижению цели, к воплощению нашей мечты. И безумен то, кто полагает, что его они не коснутся, они собирают дань терпения, упорства и смирения со всех путников, идущих к своему успеху. Трудности и препятствия – это ножницы естественного отбора, которые отсекают тех, кто еще морально не готов к победе и чей дух слаб.

Нам всем необходимо научиться смотреть позитивно на трудные моменты нашей жизни и учиться извлекать из них пользу. Только в преодолении этих трудностей и препятствий развивается и укрепляется наша душа, обретая при этом ту силу, которая делает ее достойной достигнутого успеха.

«Наличие препятствий – условие успеха. В жизни, лишенной всех проблем и трудностей, благоприятные возможности тоже свелись бы к нулю». Джон Максвелл

«Не опыт успеха сам по себе, а опыт преодоления трудностей, опыт активного поискового поведения „иммунизирует“ человека к неудачам, повышает его сопротивляемость. Легко достигнутый успех, напротив, детренирует поисковую активность и, в сущности, не способствует повышению уверенности в своих силах». Вадим Ротенберг

«Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать». Ральф Уолдо Эмерсон

«Любое препятствие преодолевает настойчивость». Леонардо да Винчи.

«Каждая ситуация, если правильно ее использовать, становится возможностью». Вильям Сэтфорд

«Большинство наших препятствий носит умозрительный характер». Норман Винсент Пил

«Соперник в собственной голове страшнее того, который находится по ту сторону сетки». Тимоти Голви

«Наибольшие трудности встречаются там, где мы их не ожидаем». Иоганн Вольфганг Гете

«Истинным мерилом человека являются отнюдь не его действия в комфортной и спокойной ситуации, но действия в период вызовов и противоречий». Мартин Лютер Кинг мл.

«Только смелые, уверенные в себе люди, чувствующие себя в мире как дома могут извлекать преимущества как из благ жизни, так и из ее трудностей». Альфред Адлер

«Ни временное поражение, ни трудность никогда не вырастают до размеров неудачи в сознании того, кто рассматривает их как учителей, способных преподнести важный урок. На самом деле каждая трудность несет в себе необходимый и надолго запоминающийся урок, и его, как правило, невозможно усвоить другим путем, кроме как через временное поражение». Наполеон Хилл

«Всякая стена – это дверь». Ральф Уолдо Эмерсон

«Никогда, никогда, никогда, никогда, никогда не сдавайтесь». Уинстон Черчилль

«Нет препятствий, кроме тех, в которые ты веришь сам. Нет ограничений, кроме тех, которые ты выбрал сам. Нет невозможного для того, кто разрешил себе невозможное». Юрий Мороз

«Двумя крупнейшими препятствиями на пути к успеху является боязнь неудачи и боязнь критики». Брайан Трейси

«Только в процессе постоянного преодоления препятствий мы действительно обучаемся и обретаем настоящее мастерство». Айвэн Миснер

«Люди, которым не довелось сталкиваться ни с какими трудностями либо проблемами, как правило, оказываются поверхностными и мелкими». Билл Ньюмен

«Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности». Альфред Адлер

«Благодарю Господа Бога за мои недостатки, ибо с их помощью я нашла себя, свою работу и своего Бога». Эллен Келлер

«В нашей истории не было человека, который прожил бы свою жизнь легко и просто, и чье имя было бы достойно того, чтобы остаться в памяти». Теодор Рузвельт

«Кто-то пытается совсем уклониться от проблем и ищет себе занятие, которое не несет ни трудностей, ни разочарований. Но такие попытки обречены на провал, поскольку трудности – это составная часть любого успеха». Бодо Шефер

«Временами нам просто необходимо тяжкое испытание, чтобы подготовить себя к последующим великим свершениям». Билл Ньюмен

«Подобно тому, как пчела извлекает мед из тимьяна, самого жесткого и сухого из всех растений, разумный человек часто извлекает пользу из самых неблагоприятных обстоятельств». Плутарх

«Препятствия – это средство, необходимое для вашего превращения в личность, которой вам надо стать, чтобы достигнуть желаемого». Ренди Гейдж

«Любой отказ и любое сопротивление могут стать для вас и оправданием для того, чтобы опустить руки, и возможностью для учебы и роста». Бодо Шефер

«Неважно, какие проблемы одолевают и сковывают вас, есть люди, и их тысячи, которые столкнулись с гораздо большими препятствиями – такими, какие вам и не снились, – но они преодолели их и несмотря ни на что добились успеха». Брайан Трейси

«Если бы я решил читать все нападки на меня, не говоря уже о том, чтобы отвечать на них, пришлось бы отказаться от всех других занятий. Я делаю все, что считаю нужным, и делаю все, что в моих силах, и собираюсь поступать так до самого конца. Если в результате добьюсь успеха, все, что говорилось против меня, не будет иметь никакого значения». Авраам Линкольн

«Когда Бог хочет послать вам подарок, Он заворачивает его в проблему. И чем в большую проблему Он его заворачивает, тем больший подарок скрывается под этой оберткой». Норман Винсент Пил

«Люди чаще капитулируют, чем терпят крушение». Генри Форд

«Борьба – это не препятствие, напротив, решающее преимущество, потому что вырабатывает качества, которые без него остаются скрытыми». Наполеон Хилл

«Лишь сумма преодоленных препятствий является действительно правильным мерилом подвига и человека, совершившего этот подвиг». Стефан Цвейг

«Ваша способность справляться с разочарованием позитивным и конструктивным образом для вас важнее, чем любой другой отдельный фактор, – она даст вам возможность добиться успеха и тем самым больше сказать о себе другим людям». Брайан Трейси

«Другие могут задержать Вас на время, но только Вы сами можете остановиться навсегда». Бодо Шефер

«Кто предпринимает великие дела, подвергается и великим искушениям». Климент Александрийский

«Препятствия, братья мои, являются колыбелью величия – суровой колыбелью, которая грубо вытесывает своих подопечных в мощных и атлетических пропорциях». Уильям Кален Брайант

«Всегда слишком рано, чтобы отказаться от борьбы». Билл Ньюмен

«Невзгоды питают величие» Пол Столц

«Любая невзгода по сути – возможность для роста души». Джон Грей

«Сопротивление среды неудачники воспринимают как проклятие. Они не понимают, что это часть Божественного замысла, направленного на то, чтобы сделать человека победителем». Наталья Грэйс

«Самые серьезные препятствия, лежащие камнями преткновения на вашем пути к лучшей жизни, это те, что подсознательно воздвигаете вы сами: прошлые обиды и негативное отношение, мешающие двигаться вперед, низкая самооценка, психология жертвы, неуверенность в собственных силах». Грэхем Стэман

«Величайшее препятствие, преграждающее человеку путь к успеху, находится в его голове. Расширьте свои мысленные рамки, и вы расширите свою жизнь». Марк Фишер

«Внимательно проанализировав свои проблемы, вы можете заметить, что многие из них происходят от неправильных или ограниченных взглядов. Поэтому, испытывая трудности во взаимоотношениях с людьми, проанализируйте свои взгляды на человеческие отношения. Пересмотрите все свои взгляды. Аналогично, если у вас проблемы со здоровьем, присмотритесь к своим взглядам на здоровье, если вы испытываете финансовые трудности, стоит обратить внимание на свое отношение к деньгам». Джон Кехо

«Нет сомнений, что человек, испытавший и преодолевший огромные трудности, имеет четкие подтверждения, на основе которых он постепенно повышает уровень своей уверенности, – убеждение или веру в себя и в других и способность преодолевать препятствия». Энтони Роббинс

«Опыт – это то, что приобретаешь, когда не получаешь желаемого. Он очень часто является самым ценным вашим приобретением, которое можно предложить на рынке». Рэнди Пауш

«Успех следует измерять не столько положением, которого человек достиг в жизни, сколько теми препятствиями, какие он преодолел, добиваясь успеха». Букер Вашингтон

«Пусть небольшое сопротивление вас не пугает. Не забывайте, что „воздушный змей“ Успеха, как правило, поднимается в небо против ветра Трудностей, а не вместе с ним!» Наполеон Хилл

«Какими бы суровыми и неприятными ни были трудности, потенциально они представляют собой источник развития и роста. Окружите каждую трудность молитвой, верой и здравым рассудком, а затем дайте энтузиазму подвести под нее свою силу. И на этой основе вы можете справиться с любой ситуацией». Норман Винсент Пил

«Из всего многообразия реакций на невзгоды самой обезоруживающей и неприятной является желание человека драматизировать события, паниковать и делать из них катастрофу». Пол Столц

«Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления». Уэндел Филлипс

«Наша жизнь стоит столько, во сколько она нам обошлась при преодолении возникавших в процессе ее трудностей». Франсуа Мориак

«Единственная моя проблема – это то, чему я позволил стать проблемой из-за неправильного отношения к происходящему. Проблемы могут остановить вас на какое-то время, но вы и только вы сами можете остановить себя навсегда». Джон Максвелл

«Я благодарен судьбе за все встреченные на пути трудности, поскольку они научили меня терпимости, состраданию, самоконтролю, настойчивости и другим достоинствам, которых в противном случае я никогда бы не приобрел». Наполеон Хилл

«Для того чтобы преуспеть, большая часть того, что мы оцениваем, требует от нас способности преодолеть неприятные моменты кратковременных препятствий, с тем чтобы получить долгосрочное удовольствие». Энтони Роббинс

«Победы, которые достигаются легко, немногого стоят. Только теми из них можно гордиться, которые являются результатом упорной борьбы». Генри Уорд Бичер

«Люди, которые конструктивно реагируют на невзгоды, сохраняют в себе больше энергии, сосредоточенности и жизненной силы, необходимых для успешной конкуренции. Те, кто реагирует деструктивно, более склонны сбиться с пути или просто сдаться». Пол Столц

«При невзгодах настоящего нужно утешаться мыслью, что были времена и более тяжкие, да и те прошли». Николай Михайлович Карамзин

«Мы перестали бы бояться трудных ситуаций и избегать их, если бы изучили биографии выдающихся избранников судьбы и обратили внимание на то, что практически каждый из них прошел через нелегкие испытания, прежде чем добился успеха. Я спрашиваю себя, не испытывает ли нас судьба такими способами перед тем, как возложить на наши плечи серьезную ответственность?» Наполеон Хилл

«Интересно видеть, как некоторые умы словно сами творят себя: они растут при самых неблагоприятных обстоятельствах и прокладывают свой одинокий, но неотвратимый путь сквозь тысячи препятствий». Вашингтон Ирвинг

«Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий». Людвиг ван Бетховен

«Трудности действительно помогают делать людей сильными и счастливыми. Невозможно стать сильными, счастливыми, „состоявшимися“, не подвергнувшись на жизненном пути шлифовке в процессе преодоления препятствий». Норман Винсент Пил

«Для нас неприятности – это возможности для роста. Как правило, мы добиваемся того, к чему стремимся. Сталкиваясь с проблемами и преодолевая их, мы закаляем характер и развиваем необходимые для успеха качества». Уиллард Марриотт старший

«Каждая проблема дает нам возможность отточить характер, и чем она сложнее, тем больше в ней потенциала для развития наших духовных мышц и нравственного скелета». Рик Уоррен

«Дерзать! Ценой дерзаний достигается прогресс. Все блистательные победы являются в большей или меньшей степени наградой за отвагу». Виктор Гюго

«Если вы попали в стесненные обстоятельства и все ополчились против вас, не сдавайтесь, пока можете терпеть хотя бы еще одну минуту, потому что это время и место рождения вашего преуспевания». Гарриет Бичер Стоу

Из книги Секреты шаманизма автора Стивенс Хосе

Препятствия Во время поиска вы можете почувствовать скуку, а также физическое и умственное беспокойство. Вас могут отвлекать воспоминания, болтовня ума и беспокоить тысячи вещей, которые вас ожидают по возвращении домой. Вы можете устать и задать себе вопрос «Что я здесь

Из книги Медитация. Первая и последняя свобода автора Раджниш Бхагван Шри

ДВЕ ТРУДНОСТИ На пути медитации, только две трудности: первая - это эго. Общество, семья, школа, церковь, окружающие вас люди постоянно приучают вас к жизни эгоиста. Даже современная психология основана на усилении

Из книги Золотая книга йоги автора Шивананда Свами

Как преодолевать препятствия Пять видов несчастья таковы: неведение (авидья), эгоизм (асми-та), влечение (рага), неприязнь (двеша) и привязанность к светской жизни (абхинивеша). Самадхи разрушает их все. Рага, привязанность, и двеша, неприязнь, имеют пять состояний - полностью

Из книги Интуиция. Знание за пределами логики автора Раджниш Бхагван Шри

ПРЕПЯТСТВИЯ К ПОЗНАНИЮ Знать - значит быть в молчании, в предельном молчании,Чтобы услышать тихий, нежный голос внутри.Знать - значит отбросить ум.Когда ты абсолютно тих,Недвижим, и ничто в тебе не колеблется,Двери раскрываются.Ты - часть этого таинственного

Из книги Дао обретения здоровья, долголетия, бессмертия. Учение бессмертных Чжунли и Люя автора Вонг Ева

Из книги Живите по небесному плану автора Чокет Соня

Устраните все препятствия Первые три принципа можно сравнить с архитекторами, тщательно разрабатывающими проект сокровенного желания. Как только накоплено достаточное количество энергии для реализации мечты, вы готовы к ее воплощению. Четвертый принцип задействует

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Йога и здоровье автора Автор неизвестен

Препятствия на пути Сегодня есть много людей, которые глупо воображают, что достигли чистоты и совершают ошибки в выборе методов и пренебрегают многими важными аспектами садханы. Это несчастные, заблудшие души. Самоуверенные, самонадеянные ученики, бывает, решают делать

Из книги Тибетская йога сна и сновидений автора Ринпоче Тендзин Вангьял

Из книги Как перестать откладывать жизнь на потом автора Бабаута Лео

Из книги Самая большая иллюзия автора Ларсон Игорь Владимирович

Из книги Эрос, сознание и Кундалини автора Соватски Стюарт

Четыре препятствия – Составляя практики осознанных сновидений, тибетские мудрецы не только давали своим ученикам упражнения, которые помогают достичь более чистого состояния ума, но и предупреждали их о препятствиях, которые могут заставить практикующего свернуть с

Из книги Большая книга женской мудрости автора Криксунова Инна Абрамовна

Препятствия – Как и в любой из ранее описанных практик, при прохождении этой тоже могут возникать препятствия, сбивающие тебя с истинного пути. Как ты понял, йога сновидений требует не только ночных переживаний, но и непрерывной дневной практики (системы поведения),

Из книги Осознанное питание - осознанная жизнь: Дзэн-буддистский подход к проблеме лишнего веса автора Чанг Лилиана

Проблемы, трудности, и другие вопросы Когда дело доходит до таких проблем, как ссоры во взаимоотношениях, нарушения обетов целибата, ночной оргазм или поллюция, или перерывы в регулярной практике йоги, мы обнаруживаем, что тантрическая сублимация не является ни

Из книги автора

Преодолеваем препятствия Двигаясь к цели, никто не застрахован от вынужденных остановок. Почему так происходит? Потому что порой мы сворачиваем на дорогу, которая ведет нас в ложном направлении, а подчас и заводит в тупик. Как относиться к препятствиям? Не тратьте время

Из книги автора

Какие препятствия могут помешать вам сделать выбор в пользу здоровой пищи и умеренных порций? Какие препятствия могут помешать вам принимать пищу более осознанно? Каковы способы их преодоления? Нахождение способа преодоления препятствий, которые встают на пути