Что такое посыпать голову пеплом. Посыпать голову пеплом значение. Аналоги выражения «посыпать голову пеплом»

Тип и синтаксические свойства сочетания

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве глагольной группы.

Произношение

  • МФА : [pəsɨˈpadʲ ˈɡoɫəvʊ ˈpʲepɫəm ]

Семантические свойства

Значение

  1. быть в отчаянии, печали, сильно скорбеть или сожалеть о своих неверных поступках В те торжественные минуты, когда общество, как один человек, посыпает голову пеплом и объявляет себя несостоятельным, всё представляется возможным и естественным. )

Синонимы

  1. частичн.:

Антонимы

Этимология

Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.). Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землёю, оплакивая несчастье своё или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, ст. I) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким…». Так же поступает и царица Есфирь, узнав об этой вести (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17): «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою…»

Одежда - в древности - символ социальной принадлежности человека, поэтому раздирание одежды означает самоуничижение человека в глазах общества. Пепел - прах земной, из которого создан человек (Адам) и в который он превращается после смерти. Поэтому посыпание пеплом головы означает самоуничижение человека перед лицом Бога и напоминание самому себе о том недостоинстве и безобразии, в котором пребывает грешный человек. Поэтому оба эти действия выражают крайнюю степень покаяния древнего человека.

Обычай, для демонстрации великой скорби, посыпать волосы пеплом является очень древним. Первые упоминания о нем относятся ко временам

  • Древнего Египта;
  • Древней Греции.

Так у Гомера в «Иллиаде» главный герой Ахилл, выражая свое горе при получении известия о смерти своего друга, схватил в обе руки горсть пепла и осыпал им свою голову. Это означало огромную печаль и боль, которую испытывает человек, скорбя по умершему.

Кроме посыпания пеплом люди рвали одежду, рвали свои волосы, катались по земле. Проявление
скорби в те времена должны были быть показаны всем окружающим, и пепел был очень нагляден в этом смысле. Кроме того, он символизировал тленность всего живого.

В более поздние времена этот обычай был описан у еврейского народа в Ветхом Завете. Если человек узнавал о какой-то смертельной опасности, он так же мог выразить свое отчаяние, посыпая свою голову пеплом. Иудей Мардохей в книге Есфирь, при получении известия о том, что весь еврейский народ будет уничтожен по приказу персидского царя, вышел на середину города и с воплями разорвал на себе одежду и осыпал себя прахом и пылью.

Значение фразеологизма

Именно с тех времен и пошло выражение «посыпать голову пеплом», что является проявлением крайней степени горя и несчастья. Однако в наши дни подтекст этого фразеологизма несколько изменился. Очень часто его используют в некотором ироническом контексте.
«Что же мне теперь, голову пеплом посыпать?» Такое возможно услышать в ответ на обвинение в том, что человек несерьезно относится к проблеме или неудаче.

Конечно, сегодня никто не будет выражать свои эмоции таким экстравагантным способом, как посыпание головы пеплом. Но обычай использования пепла для выражения тленности бытия, как ни удивительно, сохраняется до сих пор и не где-то в племенах Африки или Ближнего Востока, а в католической церкви.


Например, в Польше существует так называемая Пепельная среда. В этот день в костелах священники посыпают головы своих прихожан пеплом. Этот обычай в таком виде существует только у католиков латинского обряда и некоторых протестантов. Иногда вместо посыпания головы священник рисует на лбу прихожанина пеплом крест. Обычай этот не связан с выражением скорби, но также демонстрирует тленность и конечность человеческой жизни и связан с обычаем исповедоваться. Еще в первые века нашей эры пепел являлся неотъемлемым атрибутом ритуала публичной исповеди в католической церкви.

Посыпать пеплом главу (книжн.) — предаться крайней скорби, трауру по случаю бедствия, утраты чего-нибудь ценного, священного (от древнееврейского обряда, символизировавшего народный траур, упоминаемого в Библии). «Посыпал пеплом я главу, из городов бежал я нищий.» Лермонтов . (Толковый словарь (1935 - 1940 г.) , "Пепел")

Посыпать главу пеплом — о выражении крайней скорби; (устар. и ирон.). (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова, "Пепел")

Выражение из Библии, где описывается обычай евреев посыпать головы пеплом или землей во время траура или по поводу какого-нибудь несчастья. Этот обычай был свойственен и другим народам Юга и Востока.

Выражение часто встречается в Ветхом Завете (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.). Например, в Книге Есфири (гл. 4, ст. I) рассказывается как Мардохей, узнав что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел ; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким...».

Также поступила и Царица Есфирь (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17):

«И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою ...»

Примеры

"И, увидав своего сына лежащим, он упал на землю и посыпал голову прахо м и бил себя по лицу и вырвал себе бороду."

"Он издал крик, от которого дух его расстался с телом, и рабы закричали: "Увы, наш господин!" - и посыпали себе головы землей и еще сильнее заплакали."

"Они надевали тогда свои худшие одежды, посыпали пеплом головы — и, собираясь толпами на площадях, проливали слезы, горько роптали на музу, покинувшую их."

В этой статье пойдет речь о выражении, которые каждому из нас приходилось слушать: «посыпать голову пеплом». Что значит и откуда пришло к нам это выражение, смысл которого настолько глубок и неоднозначен, и не оставит равнодушным ни одного человека?

Как говорят, человек за одну ночь может стать седым, так и пепел в волосах на голове символизирует печать и скорбь. Это раскаяние и принятие всех мук на свои плечи.

История возникновения

Посыпать головы пеплом было принято в давние времена среди представителей еврейской национальности. Более того, описанное действо можно встретить в Библии. В книге Есфири рассказывается о Мардохее, который в знак скорби и отчаянья от настигшего его горя посыпал голову пеплом, когда узнал о гибели иудейского народа, вырезанного по приказу царя Артаксеркса.

В древние времена у еврейского народа был такой обычай: в знак скорби в связи со смертью родных и близких людей посыпать голову землей или пеплом. Было принято в день похорон или в момент получения страшного известия бурно проявлять свои чувства: громко кричать, плакать. Возможно, чувство вины поглощает человека, перенесшего потерю, поэтому посыпание головы пеплом расценивалось как последнее «прости». Нежелание расставаться с родным и близким человеком, уходящим в сырую землю, выглядело как ритуал возможного соединение с умершим.

Значение

Посыпать голову пеплом - это другими словами: скорбеть, горевать, громко плакать о смерти близкого человека, потеря которого вызывает две сильные эмоции, действующие поочередно, волнообразно: печаль и горе. Горе выплескивается бурно, оно протестует, восстает против потери, требует вернуть все на круги своя, а печаль – чувство смирения и осознания настигнувшего горя. Печаль пассивна, она держит в своем плену человека долгое время, горе подобно удару волны о каменную скалу с невероятной силой, которая тут же отпускает свою добычу, но полностью ее лишает самообладания.

Значение выражения «посыпать пеплом голову» имеет сходство с чувством печали. Пережить этот тяжелый период можно лишь в присутствии тех людей, которые вместе способны разделить горечь утраты. Значение этого печального события становится глубоким и значимым, если о нем рассказать другим людям, увидеть их реакцию на происшедшее. Толкование значения «посыпать пеплом голову» может быть крайне важно, она подобна сигналу того, что человек «нормально, а главное, правильно» реагирует на горе. Тревогу должен вызывать не крик и слезы, а отсутствие таковых, которое свидетельствует о неосознании факта потери близкого, что может привести в дальнейшем к психологическим проблемам.

День сегодняшний

В настоящее время не принято бурно или открыто выражать свои эмоции по поводу потери близкого человека. Нам кажется неуместным поступать так, как это делали наши предки: рвать на себе одежду или посыпать голову пеплом. Что только люди не придумали, что только не изобрели! Но никто не даст четких инструкций, как пережить горе, что делать, как быть? Как принято говорить: жизнь продолжается и ее не остановить, так же всходит солнце, рождаются дети, смеется молодежь. Чувство смирения, раскаяние завладевают душой.

Стоит упомянуть о том, что выражение подобного рода хоть и используется в разговорной форме, но смысловое значение в сравнении с давними временами искажено. Когда говорят «посыпать голову пеплом», могут иметь в виду, что человек принимает нарочито несчастный вид, выставляет свое горе напоказ, как один из вариантов для того, чтобы разжалобить.

Заключение

В заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что жизнь человека состоит из взлетов и падений, счастья и горя, потери и приобретений. Переживая тяжелые времена в жизни, люди научились несколькими словами передавать ту бездну горя, которую хоть раз в жизни, но придется испытать каждому живущему на Земле. Облегчить это чувство не удастся никому, но стоит знать, что страдания по умершему близкому человеку – это процесс принятия и осознания.

Дело в том, что у древних народов ближнего востока посыпание головы пеплом, пылью и землею было частью ритуального выражения горя. Скорбящий рвал на себе одежды и волосы, надевал рубаху из грубой ткани, подобную мешковине, и посыпал голову пеплом и пылью. Так, например древнегреческий поэт Гомер описывает горе Ахилла, узнавшего о гибели своего друга Патрокла:

«Быстро в обе он руки схвативши нечистого пепла,

Голову всю им осыпал и лик осквернил свой прекрасный».

Обычай этот существовал и у древних евреев, а потому о нем не раз упоминается в Ветхом завете.

Например, в книге Есфирь рассказывается о том, как персидский царь Артаксе ркс, владевший землями от Индии до Эфиопии, по просьбе своего фаворита Амана, приказал убить всех евреев на территории своей империи. Узнав об этом, Иудей по имени Мардохе й: «Разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на середину города и взывал с воплем великим и горьким».

А в книге Иова рассказывается о праведнике по имени И ов. Он был «непорочен, справедлив, и богобоязнен и удалялся от зла». Бог благоволил Иову и тот имел много детей и многочисленные стада. Иов жил счастливо и славил Бога. Дьявол же считал, что Иов богобоязнен только потому, что Бог сохраняет его благополучие. И если лишить Иова того, что он имеет, он проклянет Бога. Тогда Бог позволил дьяволу испытать Иова. Иов лишился всего, что имел, а кроме того заболел проказой и покрылся язвами с головы до ног. Из самого счастливого человека, Иов стал самым несчастным. Увидев праведника в таком бедственном состоянии его друзья, «возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу».

А что же Иов? Иов ответил жене своей, которая предложила ему похулить Бога из-за свалившихся этих бед: «Неужели доброе мы будем принимать, от Бога, а злого не будем принимать»? Дьявол был посрамлен, а Иов за свое терпение щедро вознагражден Господом.