Безрутченко А.Ю. Соматоскопические показатели физического развития. Фундаментальные исследования Что страдает чаще всего

Козявина Кристина Юрьевна, Камышева Екатерина Сергеевна

Оценить состояние здоровья можно, зная конституционный тип человека, который является показателем физических и функциональных возможностей организма. Морфологическим выражением конституционного типа человека является соматотип, зная его можно прогнозировать особенности реакции организма на влияние различных факторов окружающей среды. Соматотип определяется возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что является показателем соматического уровня здоровья подростка. Гипотеза исследования : дополнительные физические нагрузки (занятие разными видами спорта, танцами) влияют на показатель соматического здоровья человека и на формирование соматотипа у девочек-подростков. Цель: выявить влияние дополнительных физических нагрузок (занятие разными видами спорта, танцами) на показатели соматического здоровья девушек 15 - 17 лет в зависимости от соматотипа. Методы исследования: экспресс-оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко, центильный метод, статистический анализ, социальный опрос. Научная новизна: при обзоре литературы, материалов интернета нам не удалось найти исследований и статистических данных по определению показателей соматического здоровья и соматотипов у девочек-подростков, влиянии и значении дополнительных физических нагрузок (занятие разными видами спорта, танцами) на эти показатели в городе Брянске. Практическая значимость : полученные результаты могут быть полезны для оценки состояния уровня соматического здоровья у девочек- подростков МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска. Знания, полученные при исследовании, позволяют повысить мотивацию к занятиям физической культурой, спортом и являются профилактикой гиподинамии. Данные исследования играют важную роль при формировании знаний о важности ведения здорового образа жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №3» г. Брянск

Проектно-исследовательская работа

«Влияние физической нагрузки

на показатель соматического здоровья и

определение соматотипа у девочек-подростков»

для участия в Седьмой научно-практической конференции проектных и исследовательских работ

учащихся медико-биологических классов

школ-партнеров Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Предметная область - биология

Козявина Кристина Юрьевна

Камышева Екатерина Сергеевна

Руководитель: Бабич Елена Викторовна

Должность: учитель биологии

г. Брянск

2014

1. Введение

1.1. Актуальность …………………………………………………………….3

1.4. Задачи. …………………………………………………………………....3

1.3. Цель ……………………………………………………………………....3

1.2. Гипотеза исследования ………………………………………………….3

1.4. Задачи …………………………………………………………………...3-4

1.5 Объект исследования ………………………………………………….....4

1.6. Методы исследования …………………………………………………...4

1.7. Научная новизна …………………………………………………………4

1.8. Практическая значимость ……………………………………………….4

2.1. Современные представления о конституции человека ………………4-5

2.2. Понятие соматического здоровья ……………………………………...5-6

3.1. Экспресс оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко..6-7

3.2. Центильный метод ……………………………………………………..6-7

4.1. Практическая часть: проведение исследования………………………7-8

4.2. Анализ полученных данных …………………………………………..8-10

6. Список литературы ………………………………………………...11

5. Выводы………………………………………………………………11

1. Введение

1.1. Актуальность : в настоящее время привлекает внимание проблема сохранения и укрепления здоровья у подростков. Не надо убеждать общество в том, что дозированные физические нагрузки улучшают состояние здоровья человека. Согласно научным исследованиям, к концу прошлого века 75 % выпускниц школ имели различные хронические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, отклонения в темпах полового созревания, а также наблюдалось снижение общей двигательной активности . В связи с этим темой нашей работы стало «Влияние физической нагрузки на показатель соматического здоровья и определение соматотипа у девочек – подростков».

Оценить состояние здоровья можно, зная конституционный тип человека, который является показателем физических и функциональных возможностей организма. Морфологическим выражением конституционного типа человека является соматотип, зная его можно прогнозировать особенности реакции организма на влияние различных факторов окружающей среды . Соматотип определяется возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что является показателем соматического уровня здоровья подростка .

1.2. Гипотеза исследования : дополнительные физические нагрузки (занятие разными видами спорта, танцами) влияют на показатель соматического здоровья человека и на формирование соматотипа у девочек-подростков.

1.3. Цель: выявить влияние дополнительных физических нагрузок (занятие разными видами спорта, танцами) на показатели соматического здоровья девушек 15 - 17 лет в зависимости от соматотипа.

1.4. Задачи: 1. Изучить теоретический материал и освоить методики определения соматотипов и показателей соматического здоровья у девочек-подростков 15 - 17 лет. 2. Провести исследования по определению соматотипов (центильный метод) и соматического здоровья (экспресс-оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко) 3. Выяснить взаимосвязь между уровнем соматического здоровья и соматотипом у девочек-подростков в связи с физическими нагрузками (дополнительными занятиями разными видами спорта, танцами).

1.5. Объект исследования: девочки-подростки 15-17 лет.

1.6. Методы исследования: экспресс-оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко , центильный метод, статистический анализ , социальный опрос.

1.7. Научная новизна: при обзоре литературы, материалов интернета нам не удалось найти исследований и статистических данных по определению показателей соматического здоровья и соматотипов у девочек-подростков, влиянии и значении дополнительных физических нагрузок (занятие разными видами спорта, танцами) на эти показатели в городе Брянске.

1.8. Практическая значимость : полученные результаты могут быть полезны для оценки состояния уровня соматического здоровья у девочек- подростков МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска. Знания, полученные при исследовании, позволяют повысить мотивацию к занятиям физической культурой, спортом и являются профилактикой гиподинамии. Данные исследования играют важную роль при формировании знаний о важности ведения здорового образа жизни.

2. Обзор литературы по выбранной теме

2.1. Современные представления о конституции человека

Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, отсутствие болезней и физических дефектов (по определению ВОЗ) . Оно характеризуется анатомическими характеристиками, антропометрическими, физиологическими и биохимическими показателями и физическим развитием. На физическое развитие влияют: наследственность, окружающая среда и социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность (занятия спортом) .

По современным представлениям, под термином «конституция» понимается целостность морфологических и функциональных признаков организма. Соматотипирование – объединение индивидуальных конституций по общности строения тела. Для определения соматотипа используют антропометрические измерения. Соматотипы определяют физическое развитие человека, характеризуют особенности его обмена веществ, развитие костной, мышечной или жировой ткани, особенности психики и склонность к определенным заболеваниям. Зная соматотип можно правильно построить свои тренировки, подобрать диету, не допускать развития заболеваний, характерных для вашего соматотипа .

2.2. Понятие соматического здоровья

При оценке уровня здоровья используют диагностику определения по прямым показателям, включающую оценку энергопотенциала организма. Основным его показателем является соматическое здоровье - состояние, при котором у человека происходит саморегуляции функций организма, согласованность физиологических процессов и адаптация к внешним факторам. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека, резерв клеток, тканей, органов, систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов. При оценке соматического здоровья используют метод количественной оценки индивидуального здоровья. Наибольшей диагностической эффективностью обладает метод оценки энергопотенциала биосистемы по Г.Л. Апанасенко .

3. Методика сбора и обработки материала

Диагностика здоровья подразумевает измерение и оценку разнообразных физиологических параметров, которые могут быть количественно измерены - росто-весовое соотношение, артериальное давление и другие. Они имеют высокую диагностическую эффективность, отражают состояние здоровья субъекта и позволяют прогнозировать изменение здоровья в будущем .

3.1. Экспресс оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко

В 1992 г. Г.Л. Апанасенко разработал экспресс-систему оценок адаптивных возможностей организма для проведения скрининговых исследований, не требующих сложного оборудования. Она включает следующие показатели: состояние сердечно-сосудистой системы в покое и в восстановительном периоде после физической нагрузки, массу и длину тела, систолическое артериальное давления, ЖЕЛ, силу кисти, ЧСС, время восстановления пульса после стандартизированной нагрузки .

Автор вводит понятие "безопасного уровня" соматического здоровья, который определяется величиной аэробного энергопотенциала. Этот уровень равен 40 - 42 мл/кг/мин для мужчин и 33 - 35 мл/кг/мин для женщин. Ниже этого уровня возможна активация эндогенных факторов риска и формирование хронических соматических заболеваний .

3.2. Центильный метод

Оценить физическое развитие можно с помощью центильных таблиц. Данный метод объективен, корректен, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей в зависимости от возраста, позволяют сравнить индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными данными, получаемыми при массовых обследованиях .

Если полученные результаты соответствуют: 97 центилей – высокий уровень развития; 90 центилей - выше среднего; 75 - 25 центилей - среднее; 10 центилей - ниже среднего; 3 центиля – низкое развитие. (Приложение 7.4.) Физическое развитие считается гармоничным, если антропометрические показатели соответствуют одному центильном ряду, допускается отклонение в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии. Гармоничность физического развития можно оценить, используя двухмерный квадрат гармоничности, в котором имеются шкалы длины и массы тела, необходимо найти место пресечения центильных рядов массы и длины тела (Приложние 7.4.) .

Темповый соматотип – это характеристика темпа роста ребенка, определенная на основе номеров центильных оценок и отражающая биологический возраст ребенка. Соматотип вычисляется как сумма номеров центильных интервалов (возрастно-половой шкалы) для длины, массы тела и окружности грудной клетки. Выделяют 3 вида темпов возрастного развития: микросоматический тип (замедленный темп возрастного развития), мезосоматический тип (средний темп роста), макросоматический тип (ускоренный темпам развития) .

4. Проведение исследования, анализ, выводы

4.1. Практическая часть: проведение исследования

Определение уровня соматического здоровья проводилось по методу Г. Л. Апанасенко на 53 школьницах 15-17 лет, проживающих в г. Брянске и обучающихся в МБОУ «Гимназия №3». Оценка соматического здоровья определялась путем перевода количественных показателей (индексов) в баллы, их сумма соответствовала определенному уровню аэробного энергопотенциала. В ходе работы были измерены длина тела (ДТ, см), масса тела (МТ, кг), окружность грудной клетки во время паузы (ОГК, см), частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин.), артериальное давление (АДС, мм.рт.ст.), жизненной емкости легких (ЖЕЛ, мл), мышечной силы рабочей руки (МСР, кг) .

Были рассчитаны следующие индексы: весо-ростовой индекс (ВРИ) оценивался по центильным таблицам; жизненный индекс ЖИ = ЖЕЛ:МТ(мл/кг); силовой индекс СИ=МСР:МТ (%); индекс Робинсона ИРоб=(ЧССхАДС): 100 (усл. ед.); индекс Руфье (ИРуф) - реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку (30 приседаний за минуту) .

Соматотип оценивали по сумме номеров центильных интервалов, полученных для длины, массы тела и окружности грудной клетки:

1. Микросоматический – сумма баллов от 3 до 10.

2. Мезосоматический - сумма баллов от 11 до 17. Данный тип можно разделить на 2 подтипа: а) микромезосоматический - сумма от 11 до 13 баллов; б) макромезосоматический - сумма от 14 до 17 баллов.

3. Макросоматический – сумма баллов от 18 до 24. Все показатели были статистически обработаны с вычислением средних величин .

4.2. Анализ полученных данных

1. Наибольший удельный вес имеют школьницы с мезосоматотипом (68,5%), с микро- и макросоматипом встречаются реже (2,9%; 28,6% соответственно). (Приложении 7.1. Таблица 1)

2. Средние значения морфофункциональных показателей девочек с разными соматотипами приведены в Приложении 7.1. Таблица 2. Средние значения длины (ДТ) и массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК) находятся в пределах средней возрастной нормы. У девочек с микросоматов значения ниже среднего, а у макросоматов - выше среднего, с мезосоматов - средняя степень весоростового соотношения и соответствует норме.

3. При оценке физического развития (Приложение 7.1. Таблица 3) выяснено, что микросоматики имеют замедленный тип развития и низкий показатель соматического здоровья, мезосоматики – нормальный темп развития и показатель здоровья нормальный и ниже среднего, макросоматики – отличаются опережающим развитием и показателем здоровья ниже среднего. Нормальный и средний показатель здоровья объясняется тем, что большинство девочек с мезосоматотипом дополнительно занимаются волейболом, баскетболом, плаваньем, фитнесом, черлидингом, лёгкой атлетикой, танцами. (Приложение 7.2. Диаграмма 1). Девочки-подростки с микро-, макро- и мезосоматотипом с негармоничным развитием дополнительной физической нагрузки не имеют.

4. Наши результаты показали тенденцию увеличения значения жизненного объёма лёгких (ЖЕЛ) в ряду микро-, мезо- и маркосоматиков.

5. Средние групповые значения жизненного индекса соответствуют среднему уровню или нижнесреднему уровню.

6. Данные по мышечной силе руки у девочек разных соматотипов находятся в одном интервале и имеют среднее значение по данному признаку.

7. У макро- и микросоматиков отмечаются более высокие значения ЧСС, т.к. сердечная мышца работает в наименее экономном режиме и диапазон компенсаторных возможностей ограничен. Различия в значениях АДС между девочками с разными соматотипами не выявлено.

8. Важный показатель энергопотанциала организма - индекс Робинсона (ИРоб) - характеризует систолическую работу сердца. Чем ниже иРоб в покое, тем выше максимальные аэробные способности и уровень соматического здоровья. Полученные данные у микро–, макросоматиков имеющих высокие значения иРоб, мы относим к группе лиц с пониженными функциональными резервами сердечнососудистой системы (ССС).

9. Индекс Руфье (ИРуф) показывает адаптационные возможности ССС в ответ на дозированную физическую нагрузку. В исследовании у всех девочек иРуф показал уровень резерва функции ССС ниже среднего. Лучшие результаты наблюдаются у макромезосоматиков и макросоматиков.

10. Среднее значение соматического здоровья во всей выборке можно охарактеризовать как среднее и ниже среднего. Девочки-подростки с разными типами телосложения отличаются по уровню соматического здоровья (Приложение 7.1. Таблица 3). Средний и выше среднего уровень соматического здоровья показывают девочки с мезосоматотипом, которые имеют дополнительные физические нагрузки. Девочки с микро- и макромезосоматотипом, не имеющие дополнительной физической нагрузки имеют низкий и ниже среднего уровень соматического здоровья (Приложение 7.1. Таблица 2).

5. Выводы

1. Мы провели исследование по определению соматотипов и уровня соматического здоровья с помощью центильного метода и экспресс-оценки безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко.

2. Исходя из нашего исследования, физические нагрузки оказывают влияние на уровень соматического здоровья и соматотипы девочек-подростков, их антропометрические показатели.

6. Список литературы

1. Апанасенко, Г.Л., Попова, Л.А. Медицинская валеология/ Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248 с.

2. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие / Н.Н. Куинджи. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.

3. Никитюк, Б.А. Конституция человека/Б.А.Никитюк.–М.:ВИНИТМ,1996.

4. Ярославский педагогический вестник – 2012 – №2 – Том III

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%

7. Приложение

7.1. Таблицы

Таблица 1 . Удельный вес соматотипов

Микросоматотип

Мезосоматотип

Макросоматотип

количество учащихся

Процент

2,9 %

68,5

28,6%

Таблица 2. Морфофункциональные показатели девочек-подростков 15 - 17 лет

Показатель

Микросоматотип

Мезосоматотип

Макросоматотип

Вся выборка

микромезосоматотип

макромезосоматотип

Количество

МТ, кг

49,7

64,55

52,1

ДТ, см

161,3

166,4

172,1

162,95

ОГК, см

78,5

82,4

87,8

94,6

85,82

ЧСС, уд/мин

75,7

77,2

79,97

АДС, мм.рт.ст.

114,9

114,48

ЖЕЛ, л

2,03

2,685

2,72

3,16

2,648

МСР, кг

24,6

25,8

24,1

ЖИ

53,42

49,7

51,78

СИ

0,52

0,49

0,45

ИРоб

87,8

88,69

89,87

ИРуф

10,8

10,1

10,05

ВРИ

ниже нормы

норма 100%

норма – 76,52%

опережающее развитие – 5,88%

негармоничное развитие – 17,6 %

норма – 20 %

опережающее развитие – 70 %

негармоничное развитие – 10 %

отсутствует

Таблица 3. Уровень соматического здоровья девочек в зависимости от соматотипа (количество обследованных)

Характеристика группы

Уровень соматического здоровья (кол-во человек)

По Апанасенко

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Вся выборка

Микросоматотип

3 низкий

Микромезосоматотип

7,5 ниже среднего

Макромезосоматотип

11,6 среднее

Макросоматотип

4,3 ниже среднего

7.2. Диаграммы

Диаграмма 1. Социальный опрос «Наличие дополнительными занятий разными видами спорта, танцами?»

7.3. Проведение измерений

1. Длина тела (ДТ, см)

Измерение роста стоя при помощи деревянного ростомера производились следующим образом: исследуемый становится на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой и касается ее тремя точками - пятками, ягодицами и межлопаточным пространством. Голова должна быть слегка наклонена так, чтобы верхний край наружного слухового прохода и нижний край глазницы располагались по одной линии, параллельной полу. Измеряющий становится сбоку от исследуемого и опускает на его голову планшетку, скользящую по сантиметровой шкале. Отсчет проводят по нижнему краю планшетки.

2. Массы тела (МТ, кг)

Взвешивание проводилось на обычных десятичных медицинских весах. Исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов.

3. Окружности грудной клетки во время паузы (ОГК, см)

Измерение окружности грудной клетки проводили прорезиненной сантиметровой лентой в трех положениях: в состоянии покоя, при полном вдохе и максимальном выдохе. Исследуемому предложили развести руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывали так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток и над молочной железой по месту прикрепления IV ребра к грудине; после наложения ленты исследуемый опускал руки.

4. Частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин.)

Считали количество ударов сердца в минуту.

5. Артериального давления систолического (АДС, мм рт. ст.)

Измеряли с помощью тонометра.

6. Жизненной емкости легких (ЖЕЛ, мл). Спирометрия - метод, при помощи которого определяют жизненную емкость легких. Измерение проводили с помощью портативного спирометра.

Исследуемый становится лицом к спирометру, берет мундштук с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха и выдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его. Исследование проводили три раза подряд; отмечали лучший результат.

7. Мышечной силы рабочей руки (МСР, кг)

Динамометрия - метод, при помощи которого определяют мышечную силу кистей и силу мышц разгибателей спины. Ручной динамометр представляет собой эллипсоидную стальную пластинку, сжимание которой показывает силу мышц, выраженную в килограммах. Динамометр берали в кисть. Руку вытягивали в сторону и максимально сжимали. Ручную силу отмечали для каждой кисти отдельно. Исследование для каждой кисти проводили 3 раза и записывали лучший результат.

7.4. Центильные таблицы

Таблица 4 Двухмерный квадрат гармоничности

7.5. Центильные оценки

7.6. Физическая польза упражнений

1. Мышцы и связки укрепляются, поэтому меняется форма тепа. Когда мышцы в хорошем состоянии, ткани тела не провисают.

2. При энергичных занятиях возможно снижение веса.

3. Повышается тонус мышц, они становятся более выносливыми. Усиление притока крови помогает справиться со слабостью и усталостью.

4. Намного увеличивается эффективность работы сердечной мышцы. Возрастает объем крови, перекачиваемой с каждым ударом сердца. Поэтому ему приходится меньше работать, чтобы обеспечивать все тело кровью и удовлетворять потребность в ней мышц. В результате снижается пульс, как во время покоя, так и при активной деятельности.

5. Улучшение кровообращения приводит к образованию в тканях тела дополнительных капилляров, то есть повышается снабжение органов кровью.

6. Возрастает также эффективность работы легких и дыхательных мышц. Улучшение кровоснабжения ускоряет обмен углекислого газа на кислород; увеличивается вместимость легких.

7. Укрепляются кости и суставы, они менее подвержены повреждениям и усталости.

8. Улучшение общего состояния мышц и суставов способствует улучшению осанки. Поэтому снижается вероятность заболеваний спины и мышечных болей.

9. Мышцы укрепляются, что повышает точность и уверенность в движении. Снижается опасность травм, например при падениях.

10. Тело привыкает послушно повиноваться мысленным сигналам, улучшается координация и реакции нервной системы.

11. Ускорение кровообращения приводит к быстрому выводу из организма отходов жизнедеятельности, что хорошо сказывается на состоянии кожи.

12. Меняется метаболизм, снижается содержание жиров и сахара в крови.

Руководитель: Степанюк Александр Дмитриевич

В течение всей своей жизни организм человека претерпевает непрерывные изменения. Их характер во многом определяется образом жизни человека: его питанием, отношением к спорту и вредным привычкам, режимом работы, отдыха и сна и др. Таким образом, частично текущее состояние организма, в том числе физическое, есть результат совокупного действия вышеперечисленных факторов. Оно может быть охарактеризовано рядом показателей, объединённых в несколько групп. В данной статье автором будет описана группа соматоскопических показателей физического развития.

Прежде чем приступить к рассмотрению вышеназванных показателей, необходимо дать определение понятия физического развития.

Физическое развитие – это непрерывный процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение его индивидуального развития на протяжении всей жизни. От уровня физического развития напрямую зависят такие показатели, как запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Также уровень физического развития, несомненно, влияет на состояние здоровья человека. Это обуславливает необходимость медицинских исследований в данной области.

Исследование физического развития человека осуществляется в рамках антропометрии – раздела антропологии, тесно связанного с медициной. Антропометрия занимается измерениями внешних параметров человека с целью выявления особенностей его строения. Антропометрия позволяет дать качественную и количественную оценку изменчивости этих особенностей. Для этой цели вводится ряд антропометрических показателей – величин, однозначно характеризующих соответствующие свойства тела человека.

Всю совокупность антропометрических показателей делят на три группы:

  • соматометрические;
  • физиометрические;
  • соматоскопические.

Дадим краткую характеристику каждой из групп, подробно остановившись на соматоскопических показателях физического развития.

К соматометрическим показателям причисляют всем знакомые рост, массу тела, обхват бёдер, размеры окружности грудной клетки, голени, предплечия и др.

Физиометрические измерения позволяют дать количественную оценку таким параметрам, как жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила.

Соматоскопия представляет собой наружный осмотр тела человека с целью выявления возможных дефектов опорно-двигательного аппарата: искривления позвоночника, нарушения осанки, плоскостопия и др.

Соматоскопические показатели устанавливаются в ходе проведения соматоскопического обследования.

Состояние опорно-двигательного аппарата оценивается по общему впечатлению от: массивности, ширины плеч, состоянии осанки, стопы и пр. Одним из наиболее важных показателей является состояние осанки.

Три главных признака нарушения осанки, которые могут быть зафиксированы в ходе наружного осмотра, следующие:

  • наклонное положение головы;
  • неодинаковый уровень надплечий и лопаток;
  • неравная длина шейно-плечевых линий.

К соматоскопическим параметрам относится и форма грудной клетки, которая бывает трех видов: нормостеническая, астеническая и гиперстеническая. В таблице 1 приведены основные различия между этими видами.

Развитие мускулатуры – ещё один соматоскопический параметр; характеризуется количеством мышечной ткани, ее упругостью, рельефностью и другими свойствами. По степени развитости мускулатуры можно судить о силе, выносливости человека и виде спорта, которым он занимается.

Такой соматоскопический параметр, как телосложение определяется размерами, формами, пропорцией и особенностями взаимного расположения частей тела. Как и форма грудной клетки, телосложение бывает трёх типов: нормостеническое, гиперстеническое, астеническое.

  • Гиперстенический тип предполагает преобладание поперечных размеров тела. Голова у гиперстеников имеет округлую форму, лицо широкое, шея короткая и толстая, грудная клетка широкая и короткая, живот большой, конечности короткие и толстые, кожа плотная.
  • Астенический тип телосложения означает преобладание продольных размеров тела. Астеники имеют узкое лицо, длинную, тонкую шею, тонкие конечности, слаборазвитую мускулатуру, тонкую бледную кожу.
  • Для нормостенического типа телосложения характерна пропорциональность. Ни продольный, ни поперечный размеры тела не имеют отклонений от нормы.

Таким образом, к соматоскопическим показателям физического развития относятся состояние опорно-двигательной системы (в том числе и осанки), форма грудной клетки, мускулатура и телосложение.

В чем состоит соматическое здоровье индивида? Это текущее состояние тела и органов.

Что относят к соматическому состоянию человека? Это определенные показатели или элементы здоровья. Здесь идет речь об уровне и гармоничности физического развития, функциональном состоянии организма, уровне иммунной защиты и неспецифической резистентности, об имеющихся заболеваниях или дефектах в развитии.

Это своего рода энергопотенциал организма с точки зрения биологии и медицины.

Оценка физического (соматического) здоровья

Профессор Апанасенко Г. А. полагает, что уровень соматического здоровья можно измерить простым, достоверным и доступным методом. Оценку проводят в баллах. Для этого необходимо определить некоторые показатели:

  • массу тела;
  • рост;
  • давление артериальное;
  • силу кисти;
  • частоту сердечных сокращений;
  • жизненную емкость легких;
  • время, которое требуется на восстановление пульса после нагрузки.

Данный метод помогает выявить отклонения от нормы своевременно. Соматическое здоровье определяется и другими показателями:

  • стаж занятий физическими упражнениями;
  • общая выносливость;
  • силовая выносливость;
  • ловкость;
  • эффективность иммуной системы;
  • максимальное потребление кислорода;
  • наличие хронических заболеваний.

Соматическое и психическое здоровье: взаимосвязь

Данная зависимость замечена давно. чаще подвержены различным соматическим заболеваниям. Что такое соматическое здоровье ребенка? Об этом далее.

Наиболее часто люди с психическими отклонениями умирают от следующих патологий:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • болезни органов дыхания;
  • травмы и отравления.

Чем более выражена депрессия, тем хуже у человека соматическое состояние. И наоборот, происходит ухудшение психического состояния на фоне соматических расстройств. Болезненные ощущения при болезни психики переносятся хуже, нежели в нормальном эмоциональном состоянии.

Дети

Здоровый ребенок - это какой? Отмечено, что дети подвержены более высокой заболеваемости, нежели представители других возрастных групп. Они страдают патологиями хронического характера. К примеру, сюда можно отнести повышенное или пониженное давление, хронические воспалительные процессы в верхних дыхательных путях, болезни опорно-двигательного аппарата. Девочки страдают чаще мальчиков. Плохой сон и головные боли относят к психосоматике. Здесь также немалую роль играет фактор стресса.

То есть здоровый ребенок может быть только в полноценной семье с нормальным психологическим климатом.

Подростки

Оно у подростков особенное, и определяют его по двум основополагающим процессам, которые происходят в Последний характеризуется пубертатной перестройкой регуляторной структуры, которая обеспечивает физическое, половое и психосексуальное развитие, с одной стороны, и вступает в конечную стадию психосоциального развития - с другой.

Заболевания подростков в структурной характеристике

Какие заболевания имеют чаще всего соматическую природу?

  • Болезни, у которых общие для возрастных групп (приведем в пример анемию и пневмонию).
  • Заболевания, характерные в период полового созревания (например, нарушение обмена билирубина, именуемый синдромом Жильбера, остеохондропатия, гипоталамический синдром в период полового созревания, увеличение щитовидной железы).
  • Характерны для фазы становления в жизни «болезни поведения» (повышенный травматизм, ЗПП или заболевания, передающиеся в результате незащищенного секса, употребление алкоголя, наркотических веществ и прочее).
  • В списке редких заболеваний - гипертония.

Вот как страдает соматическое здоровье ребенка в переходном возрасте.

Особенности подростков

Свою лепту, относящуюся к специфике заболеваемостей подростков, вносят растущие и развивающиеся органы и системы. Понимание особенностей анатомии и физиологии нужно для дифференциации норм возраста от отклонения. Так, картина гиперкинетического кардиального синдрома может диагностироваться как врожденный порок сердца, а инвертированный зубец Т в III стандартной постановке от электрокардиографии — как ревмокардит, а возможно, и ишемия.

Что страдает чаще всего?

В этой большой системе мы можем выделить основу - это расстройство эндокринной системы, патологии ЦНС и факт дисплазии (мышечная слабость). В таком случае будет разумно подвергнуть коррекции основные патологии, а не лечить дифференцированно нарушения.

Подвергая анализу состояние здоровья отдельно взятого подростка, важно выявить и дать оценку взаимообусловленности разных составляющих здоровья (соматическая, репродуктивная, психическая, социальная компонента). В таком случае профилактика и лечение будут оптимальными и эффективными. В данном случае «выпуклым» примером может выступать диагноз нервной анорексии. Такой симптом, как прекращение менструации, может стать причиной обращения к специалисту.

Основная причина болезненной и скудной менструации (аменорея) — это масса тела ниже возрастной нормы, а также соматический сдвиг, конкретное нарушение функционирования печени. Стартовая причина - это отклонение в психике и проблемное приспособление в социуме. Отрегулировать менструальный фон у юных пациенток-девушек представляется возможным при комплексном воздействии на репродуктивные, психоэмоциональные и соматические сферы.

Рассмотрим, как связаны соматическое и физическое здоровье.

Отклонения в физическом развитии

Также наблюдается специфика соматического заболевания у подростка с отклонением биологического развития. Отмечено, что у девушек, рано и быстро созревших, чаще наблюдается гиперэстрогения, тяжелее протекает бронхиальная астма, чаще развивается анемия и сосудистая церебральная дистония. Каждый тип отклонений психосексуального развития имеет свою специфику.

Взрослые

Зрелые люди более адекватно реагируют на болезнь. А вот пожилые становятся ипохондриками, чаще страдают фобиями и депрессиями. Они прислушиваются к своим самоощущениям, становятся щепетильными в вопросах здоровья. Но так бывает не всегда. Все зависит от индивидуальных особенностей индивида.

Нами рассмотрено соматическое здоровье. За ним необходимо тщательно следить, своевременно посещать врачей и проходить комплексное обследование.

1

Проведено изучение антропометрических параметров 1110 студентов в возрасте 16–22 лет, обучающихся в Самарском государственном университете. Выявлено, что длина тела 16–18-летних юношей и девушек практически не отличается от величины данного показателя студентов-старшекурсников, что свидетельствует о снижении темпов ростовых процессов после 18-летнего возраста. В Самарской области длина тела молодых людей больше, чем во многих регионах России, но чуть меньше, чем в Арзамасе. Самарские юноши имеют большую массу тела, чем их сверстники из Казани, Ростова, Хабаровска и Самары 2008 года, но меньшую, чем в Москве и Саранске. Масса девушек г. Самары практически не отличается от среднероссийских значений, но несколько меньше, чем в Арзамасе. Дефицит массы тела у студентов встречается гораздо чаще (у каждого пятого), чем ожирение или избыточная масса тела. Каждая четвертая девушка и каждый десятый юноша в возрасте от 16 до 22 лет имеет дефицит массы тела. Причем, недостаточную массу тела имеют преимущественно студентки младших курсов и юноши-старшекурсники. Склонность к ожирению в 2 раза чаще встречается у юношей. Обращает внимание тот факт, что белорусские студенты, как юноши, так и девушки, крупнее своих сверстников из России.

соматометрические показатели

физическое развитие

юноши и девушки

возраст 16–22 года

региональные особенности

1. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Соматическое здоровье и максимальноая аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. – 1988. – № 4. – С. 29–31.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева // Вестник Российской АМН. – 2009. – № 5. – С. 6–11.

3. Вахитов И.Х. Особенности становления насосной функции сердца и антропометрических показателей юных спортсменов в процессе многолетней спортивной подготовки / И.Х. Вахитов, Р.С. Халиуллин, Б.И. Вахитов, А.В. Ульянова // Педиатрия. – 2012. – № 5. – С. 139–141.

4. Герасевич А.Н. Сравнительная характеристика отдельных показателей морфофункционального состояния организма современных студентов (часть 1) / А.Н. Герасевич, Л.А. Шитов, Е.М. Шитова, В.С. Боковец, Ю.И. Щеновский, Т.А. Гмир, Е.Г. Пархоц // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 5. – С. 25–31.

5. Казакова Г.Н. Изменчивость конституциональных признаков молодых мужчин-студентов по данным 20-летнего ретроспективного исследования / Г.Н. Казакова, Л.В. Синдеева, В.П. Ефремова, Э.Г. Мартиросов // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 8. – С. 316–320.

6. Калюжный Е.А. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки / Е.А. Калюжный, Ю.Г. Кузьмичев, С.В. Михайлова, В.Ю. Маслова // Научное мнение: научный журнал. – СПб., 2012. – № 4. – С. 133–137.

7. Кокурин А.В. Конституциональные особенности физической подготовленности студентов факультета физической культуры / А.В. Кокурин, А.А. Шанкин, В.Г. Малышев, О.А. Кошелева // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 5. – С. 163–166.

8. Лаптева Е.А. Возрастные особенности морфофункционального становления детей разных возрастных групп // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5; URL: www.science-education.ru/111-10365 (дата обращения: 16.06.2014).

9. Мельникова С.Л. Показатели физического развития здоровых девушек, проживающих в Забайкалье / С.Л. Мельникова, Е.С. Субочева, В.В. Мельников // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 5. – С. 328–332.

10. Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»; URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_02/867.html (дата обращения: 16.06.2014)

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 февраля 2010 г. N 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» / Российская газета. – № 5139. – 2010. – 24 марта.

12. Русакова Н.В. Динамика антропометрических показателей детей и подростков г. Самары (1978-2008 гг.) / Н.В. Русакова, И.И. Березин, И.Г. Кретова, Е.А. Косцова, С.Е. Чигарина, А.И. Манюхин // Вестник Самарского государственного университета. – 2009. – № 8. – С. 200–207.

13. Учакина Р.В. Физическое развитие подростков коренного населения Приамурья на современном этапе / Р.В. Учакина, А.В. Козлов, Е.В. Ракицкая, И.Д. Ли // Дальневосточный медицинский журнал. – 2009. – № 1. – С. 60–63.

14. Чаплыгина Е.В. Соматотипологическая характеристика жителей юга России юношеского и первого периода зрелого возраста / Е.В. Чаплыгина, О.Т. Вартанова, О.А. Аксенова, К.А. Нор-Аревян // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 7. – С. 659–662.

15. Юсупов Р.Д. Этнические особенности соматометрических и кефалометрических параметров у мужчин Восточной Сибири / Р.Д. Юсупов, В.Г. Николаев, В.В. Алямовский, Л.В. Синдеева, С.А. Моисеенко, Г.Н. Казакова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – C. 207–212. URL: www.rae.ru/fs/?section = content&op = show_article&article_id = 10001025 (дата обращения: 16.06.2014).

Основным направлением приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является развитие профилактической его направленности. В связи с этим необходимо формирование индивидуального Паспорта здоровья населения. При его создании важно определение уровня физического развития человека. Согласно Приказу Министерства здравоохранения о диспансеризации № 55н от 4 февраля 2010 года , обязательным компонентом ее является проведение соматометрического исследования. О значимости знаний о физическом развитии подрастающего поколения свидетельствует Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» . Состоянию физического развития детей и подростков посвящено большое количество исследований. Оценка физического здоровья студентов проведена в меньшей степени, однако его мониторинг позволит получить информацию, необходимую для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья, выявлению причинно-следственных связей ухудшения качества жизни населения.

Цель исследования - изучить соматометрические параметры физического развития современных юношей и девушек в возрасте 16-22 лет, выявить региональные особенности.

Материалы и методы исследования

Проведено антропометрическое исследование 1110 студентов 1-4 курсов всех факультетов Самарского государственного университета в возрасте от 16 до 22 лет, из них 861 (77,6 %) девушка и 249 (22,4 %) юношей.

Для проведения исследования отбирались студенты по принципу добровольности, не занимающиеся спортом, не имеющие хронических заболеваний сердечно-сосудистой и бронхо-легочной систем, без серьезных нарушений обменных процессов, что выявлялось на основе устного опроса. Определялись: длина тела (ДТ) - с помощью ростомера; масса тела (МТ) - путем взвешивания на весах; окружность грудной клетки - с помощью сантиметровой ленты, накладываемой сзади под углом лопаток, а спереди - у юношей по нижнему краю околососковых кружков; у девушек - по IV ребру. Измерение проводили в положении глубокого выдоха. Кроме того, нами проведена динамометрия. Силу рук измеряли с помощью кистевого динамометра ДК-100. Измерения соматометрических и физиометрических показателей проводились в первой половине дня с учетом биоритмологических рекомендаций, через 2 часа после завтрака.

На основе данных измерений высчитывали:

  • Должную массу тела по ростовому индексу Брока. При длине тела до 165 см из данных длины тела вычитали 100; при длине тела от 165 до 175 см - 105, а при длине тела 175 см и выше - 110.
  • Гармоничность сложения оценивали по индексу массы тела Кетле (ИМТ) - отношение массы тела к длине тела, возведенной в квадрат [ИМТ = МТ/ДТ 2 (кг/м2)]. При ИМТ, равном 16 и менее, отмечается резко выраженный дефицит массы тела, от 16 до 18,5 - дефицит массы тела, 18,5-25 - гармоничные параметры фигуры, 25-30 - избыток массы тела, 30-35 - ожирение I степени, 35-40 - ожирение II степени, 40 и более - ожирение III степени.
  • Тип телосложения по индексу Пинье, который высчитывался по формуле: ИП = ДТ-(МТ + T), где ДТ - длина тела (см), МТ - масса тела (кг), T - окружность грудной клетки (см). При значениях индекса Пинье более 30 отмечается астенический тип (гипостеники), от 10 до 30 - атлетический тип (нормостеники), менее 10 - пикнический тип (гиперстеники).

Математическая обработка проведена методами вариационной статистики с определением среднего значения и среднеквадратического отклонения. Критическое значение уровня значимости считали равным 0,05. Статистическую обработку полученных данных осуществляли на персональном компьютере с применением пакетов программ SPSS 21 (лицензия № 20130626-3), Statistica 6.0, SigmaStat 3.0 и электронных таблиц Excel 2003.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты проведенного исследования показали (табл. 1, 2), что средние значения изученных антропометрических показателей юношей больше, чем у девушек во все возрастные периоды. Как известно, параметры физического развития юношей и девушек, начиная с пубертатного периода, начинают резко отличаться, что проявляется как во внешних характеристиках (длина тела, масса, окружность грудной клетки), так и во внутренних перестройках организма, связанных, в первую очередь, с наращиванием мышечной массы. Вследствие этого, различия, полученные в нашем исследовании, представляются абсолютно закономерными.

Таблица 1

Основные антропометрические показатели студентов

Показатели

Девушки (n = 861)

Юноши (n = 249)

Различия, %

Возраст, лет

Масса тела, кг

Длина тела, см

Окружность грудной клетки, см

Индекс Брока

Индекс массы тела

Индекс Пинье

Росто-весовой индекс

Обхват талии, см

Сила правой кисти, кг

Сила левой кисти, кг

Силовой индекс, %

Жизненный индекс, л/кг

Сравнительный анализ параметров физического развития студентов младших и старших курсов не выявил статистически значимых различий, за исключением показателей кистевой динамометрии у юношей. Мышечная сила кистей студентов старших курсов достоверно выше величины данного показателя юношей 16-18 лет (p < 0,05).

Следует отметить, что длина тела 16-18-летних юношей и девушек практически не отличается от величины данного показателя студентов-старшекурсников, что свидетельствует о снижении темпов ростовых процессов после 18-летнего возраста.

Сравнительный анализ длины тела молодых людей из различных регионов России показал (табл. 3), что в Самарской области длина тела юношей и девушек больше, чем во многих регионах России, но юношей чуть меньше, чем в Челябинске, девушек - меньше, чем в Рязани, Арзамасе.

Таблица 2

Основные антропометрические показатели студентов младших и старших курсов

Показатели

16-18 лет (n = 149)

19-22 года (n = 100)

16-18 лет (n = 633)

19-22 года (n = 228)

Возраст, лет

Масса тела, кг

Длина тела, см

Окружность грудной клетки, см

Индекс Брока

Индекс массы тела

Индекс Пинье

Росто-весовой индекс

Обхват талии, см

Сила правой кисти, кг

Сила левой кисти, кг

Силовой индекс, %

Жизненный индекс, л/кг

Таблица 3

Антропометрические параметры юношей и девушек 16-22 лет из различных регионов Российской Федерации и Белоруссии (по данным литературы)

Возраст, лет

Длина тела, см

Масса тела, кг

Красноярск

Красноярск

Хабаровск

Самарские юноши имеют большую массу тела, чем их сверстники из Казани, Ростова, Нижнего Новгорода, Хабаровска и Самары 2008 года, но меньшую, чем в Москве, Саранске. Масса девушек г. Самары практически не отличается от среднероссийских значений, но несколько меньше, чем в Арзамасе. Обращает внимание тот факт, что белорусские студенты, как юноши, так и девушки, крупнее, чем их сверстники из России.

Одним из важнейших антропометрических показателей является масса тела. В результате исследования было обнаружено, что у студентов дефицит массы тела встречается гораздо чаще (у каждого пятого), чем ожирение или избыточная масса тела (6,22 и 0,99 %, р < 0,01). Согласно полученным данным, каждая четвертая девушка в возрасте от 16 до 22 лет имеет недостаток массы тела, в то время как только каждый десятый юноша страдает от той же проблемы. Причем, недостаточную массу тела имеют преимущественно студентки младших курсов и юноши-старшекурсники. Склонность к ожирению в 2 раза чаще встречается у юношей.

Таблица 4

Изменения индекса массы тела среди студентов разных групп

Дефицит массы тела

Нормальная масса

Избыточная масса

Ожирение I‒III ст.

Студенты (n = 1110)

Студенты 16-18 лет (n = 782)

Студенты 19-22 лет (n = 328)

Юноши (n = 249)

Юноши 16-18 лет (n = 149)

Юноши 19-22 лет (n = 100)

Девушки (n = 861)

Девушки 16-18 лет (n = 633)

Девушки 19-22 лет (n = 228)

Обозначения: 1,2,3,4 - p < 0,05; 5,6,7,8,9 - p < 0,01 (одинаковыми цифрами обозначены группы сравнения).

Таким образом, можно говорить о ярко выраженных гендерных отличиях.

Тот факт, что большое число юношей имеют склонность к ожирению, нельзя считать положительным моментом, хотя он, возможно, является результатом благоприятных изменений социально-экономических условий жизни населения. Подобные наблюдения отмечаются и в других регионах России. По-видимому, это является отражением особенностей эпохальной динамики гендерных соотношений в популяции человека .

На основании данных о массе, длине тела, а также окружности грудной клетки был рассчитан индекс Пинье и определен тип телосложения каждого из студентов. Было выявлено, что половина студентов имеют нормостенический тип телосложения, гипостеников было в 3 раза больше, чем гиперстеников. Лиц с нормостеническим типом телосложения было несколько больше среди юношей (+10,7 %), гипостеников в 2 раза больше среди девушек (р < 0,01). В то же время гиперстеников в 2,5 раза больше среди юношей (р < 0,01). Отличий по типу телосложения среди студентов разных возрастных групп обнаружено не было ни среди девушек, ни среди юношей.

Согласно нашим исследованиям, перераспределения типов телосложения у девушек разных курсов не происходит, что, по-видимому, свидетельствует об установившемся типе телосложения к исследуемому возрасту за счет более раннего становления эндокринной и репродуктивной систем.

Кроме того, нами проведено изучение уровня соматического здоровья студентов по Г.Л. Апанасенко . Результаты показали, что для большей части студентов характерен средний уровень физического здоровья. Наибольшее количество студентов с низким уровнем соматического здоровья наблюдается среди юношей 19-22 лет, среди девушек 19-22 лет этот показатель самый низкий. Следует отметить увеличение количества юношей с низким уровнем соматического здоровья по мере взросления, в то же время у девушек наметилась противоположная тенденция.

Таким образом, результаты проведенного изучения физического развития студентов Самарского региона не выявили статистически значимых возрастных различий антропометрических параметров девушек 16-22 лет. Характерной особенностью для них является дефицит массы тела. Наиболее распространенными типами телосложения среди современных студенток являются нормостенический и гипостенический.

Обнаружено, что массу тела, соответствующую возрасту и полу, имеют 75,50 % юношей. Каждый десятый студент, особенно среди старшекурсников, имеет дефицит массы тела. Склонность к избыточной массе в 2 раза чаще встречается у юношей по сравнению с девушками.

Нами выявлено, что студенты-старшекурсники имеют большие значения кистевой динамометрии, что, по-видимому, связано с большим развитием опорно-двигательной системы, о чем могут свидетельствовать большие размеры окружности грудной клетки. Хотя по массе и длине тела группы юношей 16-18 и 19-22 лет достаточно однородны.

Рецензенты:

Ведясова О.А., д.б.н., профессор кафедры физиологии человека и животных, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет», г. Самара;

Березин И.И., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены, ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Самара.

Работа поступила в редакцию 02.06.2014.

Библиографическая ссылка

Кретова И.Г., Ширяева О.И., Беляева О.И. СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 16‒22 ЛЕТ Г. САМАРЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-5. – С. 1090-1094;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34723 (дата обращения: 15.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Соматоскопические (описательные) показатели – это данные наружного осмотра. Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии ребенка:

– типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности;

– наличии функциональных или патологических отклонений.

Соматоскопия включает:

а) оценку состояния опорно-двигательного аппарата;

б) определение степени жироотложения;

в) оценку стадии полового развития;

г) осмотр зубов и составление зубной формулы.

а) Состояние опорно-двигательного аппарата

Костяк

О развитии костяка судят по общему впечатлению массивности, ширине плеч. Различают 3 типа костяка:

1 – тонкий или узкий, характеризуется узкими плечами и грудной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней.

2 – коренастый или широкий, характеризуется широкими плечами, большими размерами кистей и ступней.

3 – средний, занимает промежуточное положение (промежуточный).

Позвоночник

Различают нормальный, лордотический, кифотический типы позвоночника.

Нормальный позвоночник в сагиттальной плоскости имеет S-образную форму. Шейная и поясничная кривизны невелики и обращены вперед, грудная выпуклость обращена назад.

Для лордотического характерна малая шейная кривизна и резко выраженная поясничная.

У кифотического позвоночника обе кривизны и выпуклость резко выражены.

К деформациям позвоночника относятся право- и левосторонние сколиозы разной степени. Виды сколиоза: грудной, общий, левосторонний, S-образный.

При сколиозе I степени отмечается слабовыраженная ассиметрия плеч, лопаток. Дефект не имеет стойкого характера, при напряжении мускулатуры выпрямляется.

Сколиоз II степени характеризуется устойчивым искривлением вправо или влево, наличием мышечных компенсаторных валиков.

При III степени отмечаются глубокие искривления, сопровождающиеся деформацией грудной клетки.

Начинающиеся изменения позвоночника можно обнаружить следующим способом: пальцем с нажимом проводят по верхушкам остистых отростков позвонков, а затем по образующейся сплошной красной полосе судят об изменениях в изгибе позвоночника.

Виды осанки: нормальная, сутуловатая, лордотическая, кифотическая, выпрямленная.

Комбинированный визуально-инструментальный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата

Комбинированный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников при массовых осмотрах включает в себя:

    визуальное выявление нарушений осанки (модификация теста Е.Рутковской, Польша);

    тест для выявления нарушений осанки;

    визуальное выявление истинного сколиоза (методика Центрального института травматологии и ортопедии им. Н.Н. Пирогова);

    плантографию в скрининг-модификации для выявления продольного плоскостопия (методика А.В. Сидоровой).

1) Выявление нарушений осанки требует учета типичных возрастных особенностей физиологической осанки у детей и подростков; осанка с возрастом меняется, в связи с чем, нельзя использовать в качестве образца осанку, признанную правильной для взрослых. В процессе формирования осанки создаются варианты типичных (привычных) для того или иного возраста осанок, которые не следует считать неправильными, если они отличаются от образца так называемой “идеальной” осанки. Тест учитывает также, что оценка состояния опорно-двигательного аппарата у детей требует не только статического, но и динамического исследования (стоя и при ходьбе).

Для правильной оценки результатов обследования по данной методике необходимо знать возрастно-половые особенности физиологической осанки и учитывать их.

Например, черты нормальной осанки детей дошкольного возраста следующие: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль). При этом линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см; изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик.

Характерными чертами нормальной осанки для детей школьного возраста являются: голова незначительно наклонена вперед к корпусу, плечи не выдвинуты вперед, на уровне груди небольшой изгиб корпуса назад, лопатки отстают незначительно, поясничный лордоз постепенно уменьшается, живот еще выпячен, но менее выражено, чем у детей 6-7 лет. Ось нижних конечностей у девочек прямая или незначительно вальгусная (Х-образная) - расстояние между стопами при осмотре в фас до 2 см (2 пальца); у мальчиков - прямая или незначительно варусная (О-образная) - расстояние между голенями при осмотре в фас до 2 см (2 пальца). Наиболее стабильная осанка отмечается у детей в возрасте 10 лет. Тестовое обследование выявления нарушения осанки проводится медицинской сестрой дошкольного учреждения или школы.

Обследование осуществляется следующим образом: зная особенности нормальной осанки детей обследуемого возраста, медсестра осматривает ребенка и отвечает на 10 вопросов теста, подчеркивая “ДА” или “НЕТ” в тестовой карте каждого ребенка. Исследование проводится в положении стоя (ребенок раздет до трусов), но без стремления заставить обследуемого стоять прямо - ребенок должен принять естественную, привычную для него позу.

Порядок осмотра:

    осмотр в фас, руки вдоль туловища - определяется положение головы, шеи, симметрия плеч, ключиц, деформация грудной клетки, равенство треугольников талии, форма ног (нормальная, О - и Х-образная), симметрия таза.

    осмотр сбоку, поза, как при осмотре в фас, - определяется форма грудной клетки, живота, выступание лопаток, форма спины.

    осмотр со спины (поза сохраняется) - симметрия плеч, углов лопаток. Равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног (нормальная, О- и Х-образная), ось пяток (вальгусная или нет).

    в конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления нарушений в походке.

2) тест для выявления нарушений осанки

ТЕСТОВАЯ КАРТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью

2. Голова, шея отклонены от средней линии; плечи, лопатки, таз установлены несимметрично

3. Выраженная деформация грудной клетки - грудь “сапожника”, впалая, “куриная”

4.Выраженное увеличение или уменьшение

физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза

5. Сильное отставание лопаток (“крыловидные” лопатки)

6. Сильное выступание живота (более 2-х см от линии грудной клетки)

7. Нарушение осей нижних конечностей (О - образные или Х-образные)

8. Неравенство треугольников талии

9. Вальгусное положение пяток или пятки (ось пятки отклонена наружу) во время стояния

10.Явные отклонения в походке: прихрамывающая, “утиная” и др.

С помощью данного теста оценка осанки проводится по следующим градациям:

1. Нормальная осанка для данного возраста - отрицательные ответы на все вопросы.

2. Незначительные нарушения осанки - положительные ответы на один или несколько вопросов от номера 3, 5, 6, 7 включительно. Дети, обладающие этими отклонениями, подлежат наблюдению врача дошкольного учреждения или школы.

3. Выраженные нарушения осанки - положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9,10 (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду.

3) тест для выявления истинного сколиоза

В последние десятилетия у детей все чаще диагностируется истинный сколиоз. Следует отметить, что такими сколиозами можно считать только те, которые сопровождаются торсией. Торсия (torsia) - поворот позвоночника относительно собственной вертикальной оси, при котором остистые отростки позвоночника уклоняются в ту или иную сторону от срединной плоскости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.

Основным приемом для выявления истинного, структурного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед. Наклон туловища проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза определяется ассиметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе. Для более точного выявления торсии позвоночника осмотр следует проводить в двух проекциях: спереди и сзади.

При осмотре сзади , наклоняя туловище ребенка от себя, можно обнаружить торсию грудопоясничного и поясничного отделов.

При осмотре спереди, наклоняя туловище ребенка к себе, можно обнаружить торсию верхнегрудного и грудного отделов.

Данное тестовое обследование проводится врачом или фельдшером дошкольного учреждения или школы. Все дети с подозрением на сколиоз должны быть направлены к ортопеду.

Формы грудной клетки: плоская, цилиндрическая, коническая и смешанная.

4) плантография

Стопа - орган опоры и передвижения. Различают нормальную, (сводчатую), уплощенную и плоскую.

Плантография - метод получения отпечатков стопы. Для получения отпечатков используют различные красящие вещества и плантограф.

Плантографпредставляет собой рамку высотой 2 см и размером 40x40 см, на которую натянуто полотно или мешковина. Поверх его натягивается полиэтиленовая пленка. Полотно с помощью ватного тампона смачивается чернилами для авторучки или штемпельной краской, разведенными водой 1:1. на пол, под окрашенную сторону плантографа, кладется чистый лист бумаги. Обследуемый становится обеими ногами или поочередно то одной, то другой ногой на середину рамки, обтянутой полиэтиленовой пленкой. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп - плантограмму. При получении плантограммы стоп необходимо следить, чтобы обследуемый стоял на двух ногах с равномерной нагрузкой. При раздельном получении отпечатков (у старших школьников при больших размерах стопы) одна нога ставится на середину плантографа, другая рядом с плантографом, на пол. Для получения четкого отпечатка пальцев стоп медицинской сестре необходимо при исследовании слегка прижимать к полу пальцы ног обследуемого. Отпечаток подписывают и высушивают, а затем его обрабатывают.

Для массовых обследований дошкольников и школьников наиболее удобна оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца с соавторами и Штритера.

Обработка плантограммы

По методу Яралова - Яролянцазаключение о состоянии свода стопы делается на основании анализа положения двух линий, проведенных на отпечатке (рис. 2).

Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основания большого пальца.

Нормальная стопа характеризуется умеренной высотой подошвенного свода. Опорная поверхность занимает менее 1/3 подошвенной поверхности, контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает линии, проведенные из середины пятки.

Рис. 2 Оценка плантограммы

А – нормальная стопа;

Б - уплощенная стопа;

В - плоская стопа.

При определении уплощенности стопы следует различать 3 степени:

1 степень - небольшое уплощение стопы.

2 степень - умеренное плоскостопие.

3 степень - выраженное плоскостопие.

При уплощении стопы первая линия расположена внутри отпечатка, при плоской стопе обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы (рис. 2).

При увеличении высоты свода стопы (экскавации) также различают 3 степени:

1 степень - опорная поверхность занимает менее 1/3 (небольшая экскавация (углубление));

2 степень - в большей степени увеличена высота свода стопы (заметная экскавация);

3 степень - очень высокий свод стопы (выраженная экскавация).

Дети с уплощенной, плоской стопой и выраженной экскавацией должны быть направлены на консультацию к ортопеду. Тестовое обследование и оценку плантограммы проводит медицинская сестра дошкольного учреждения или школы. Плантограммы должны храниться в “Медицинской карте ребенка” (ф. № 026/у) или в “Истории развития ребенка” (ф. № 112/у).

По методу Штритера на полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы. Из середины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы, (рис. 3). Затем вычисляют процентное отношение длины той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток (а), ко всей его длине (а+б).

Если перешеек составляет до 50 % длины перпендикуляра - стопа нормальная, 50-60 % - уплощенная, свыше 60 % - плоская.

Быстрота получения отпечатков и простота последующей обработки позволяют использовать этот способ при массовом обследовании детей.

Рис. 3. Схема отпечатка стопы.

а - ширина перешейка ; а+б – ширина стопы .

Наиболее часто встречающейся патологией опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста является деформация свода стопы - ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко.

При нерезко выраженных формах деформации свода стопы (плоскостопие 1 степени) субъективные жалобы, как правило, отсутствуют. Однако для своевременного назначения ортопедических мероприятий имеет значение выявление именно данных форм. Ведущую роль в этом должны играть массовые профилактические осмотры, в процессе которых решается вопрос о направлении ребенка к ортопеду. В педиатрической практике, особенно при массовых обследованиях, состояние свода стопы чаще всего определяется путем осмотра. Для определения формы стопы осматривают ее опорную поверхность и обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке. При нормальной стопе перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии, строго перпендикулярно к поверхности опоры. При уплощенной стопе перешеек широкий, линия его наружного края несколько выпуклая, вертикальные оси также перпендикулярны поверхности опоры. При плоской стопе перешеек занимает почти всю ее ширину, часто ось пятки с осью ахиллова сухожилия образует угол, открытый кнаружи. Но метод осмотра не может быть признан достаточно объективным для диагностики продольного плоскостопия.

Формы ног: нормальная, X-образной и О-образная.

При определении данного показателя обследуемый ставит пятки вместе и стоит, выпрямившись. При нормальной форме ноги соприкасаются в области коленных суставов. При О-образной - коленные суставы не касаются, при X-образной - один коленный сустав заходит за другой.

б) Определение степени жироотложения

Степень жироотложенияколеблется в значительных пределах и свидетельствует об упитанности обследуемого. Определяется по выраженности рельефа костей и толщине подкожного жирового слоя (жировая складка).

Толщину жировой складки измеряют тупыми концами скользящего циркуля, прозрачной линейкой. Более достоверные результаты могут быть получены при использовании специального прибора для определения толщины жировой складки - калипера.

Необходимо учитывать неравномерность распределения жировой клетчатки в связи с возрастными и половыми обстоятельствами.

В соответствии с результатами обследования могут быть выявлены нормальное, избыточное и недостаточное отложение жировой ткани. В некоторых случаях отложение жира может быть непропорциональным.

Измерение кожно-жировых складок (КЖС) производится с помощью калипера, обеспечивающего стандартное давление на КЖС 10 г/мм 2 . Толщину кожно-жировой складки измеряют на правой стороне тела в четырех стандартных точках: на уровне средней трети плеча над двуглавой мышцей и трехглавой мышцей, на уровне нижнего угла правой лопатки и в правой паховой области на 2 см выше середины паховой связки.

Исследователь захватывает двумя пальцами левой руки участок кожи: на конечностях 2-3 см, на туловище до 5 см, не вызывая болезненных ощущений у обследуемого, слегка ее оттягивает и накладывает на образовавшуюся складку ножки калипера, фиксируя толщину складки. Складку надо брать быстро, так как при длительном сжатии она утончается. Складка должна быть по толщине равномерной. Измерения производят с точностью до 1 мм. Рассчитывается средняя толщина кожно-жировой складки.

При измерении калипером сжатие складки регулируется силой пружины самого прибора. При измерении прозрачной линейкой сила сжатия определяется естественным тургором тканей – складка должна захватываться плотно, но без сдавления тканей. Результат дается в миллиметрах, который затем следует сравнить с табличными данными.

в) Оценка стадии полового развития

Начиная с 10 - 11 лет у мальчиков и с 9 - 10 лет у девочек, при оценке физического (точнее биологического) развития не­обходимо учитывать степень полового созревания.

Степень полового развития является неотъемлемой частью характеристики физического развития и определяется по совокупности развития вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечных впадинах, кроме того, у девочек по развитию грудной железы и времени появления менструаций, а у юношей - по развитию волосяного покрова на лице, кадыка и мутации голоса. Развитие этих признаков различают по стадиям.

Вторичные половые признаки развиваются в определенной последовательности.

У мальчиков половое созревание начинается с изменения (мутации) тембра голоса (Vox), затем отмечается оволосение лобка (Pubis), далее увеличение щитовидного хряща гортани (Larinx), оволосение подмышечных впадин (Axillaris) и лица (Facies). Подмышечное оволосение начинается при достижении 2-3 стадии оволосения лобка, оволосение лица начинается при II стадии - оволосения подмышечных впадин.

У девочек половое созревание начинается с развития грудных желез (Mamma), позднее наступает оволосение лобка (Pubis) и подмышечных впадин (Axillaris). Ведущим критерием полового созревания девочек является становление менструальной функции (Menses), в частности возраст установления первой менструации. Появление menses (Me) обычно происходит при развитии грудных желез до III стадии, оволосение лобка до II стадии и начальных стадиях подмышечного оволосения. Регулярный менструальный цикл (Мез) устанавливается у здоровых девочек при III стадии развития грудных желез и лобкового и подмышечного оволосения. Нерегулярный менструальный цикл обозначается Me.

Сложение стадий развития, всех вторичных половых признаков дает общий балл полового развития (БПР).

Стадии развития волос на лобке (Pubis):

Стадия 0 (Р0) - отсутствие волос;

Стадия 1 (Р1) - единичные короткие;

Стадия 2 (Р2) – волосы в центре лобка, густые, умеренные;

Стадия 3 (РЗ) - на всем треугольнике лобка, густые, длинные;

Стадия 4 (Р4) - на всем треугольнике лобка, густые, длинные, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер и вверх по белой линии живота (мужской тип оволосения).

Стадии развития волос в подмышечной впадине (Axillaris):

Стадия 0 (Ax 0) – отсутствие волос;

Стадия 1(Ax 1) – единичные;

Стадия 2 (Ax 2) - занимают центральный участок впадины, более густые;

Стадия 3 (Ax 3) - расположены по всей поверхности подмышечной впадины, длинные, вьющиеся.

Стадии оволосения лица (Facies):

Стадия 0 (F 0) – отсутствие волос;

Стадия 1 (F 1) - появление густого пушка над верхней губой;

Стадия 2 (F 2) - появление отдельных жестких на лице;

Стадия 3 (F 3) - наличие сформированных усов и бороды.

Стадия 2(V 2) - установившийся мужской.

Стадии развития кадыка (Larinx):

Стадия 1 (L 1) - не контурируется, но ясно выражен при пальпации;

Стадия 2 (L 2)– выступает.

Стадии развития грудных желез (Mamma):

Стадия 1 (Ma 0) – детская стадия;

Стадия 1 (Ma 1) - сосок приподнят над околососковым кружком, железы не выделяются;

Стадия 2 (Ма 2) - околососковый кружок увеличен, вместе с соском образует конус, железы несколько выделяются;

Стадия 3 (Ма З) - сосок и околососковый кружок сохраняет форму конуса, железы приподняты на большом участке;

Стадия 4 (М 4) – женская стадия, железы принимают размеры и форму свойственные взрослой женщине.

Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов, например, Ax 3 Р4у мальчиков или Ма З Ax 2 РЗу девочек и т.д. Наибольшее внимание надо обращать на развитие показателей Ма и Р;

Показатель Ax – наиболее вариабельный и потому менее надежный.

Различают 4 степени полового созревания

Стадия 1 - короткие единичные волосы на лобке и в подмышечной области; у девочек сосок поднимается над околососковым кружком.

Стадия 2 - волосы более густые и длинные, расположены в центральной части лобка и подмышечной впадины; у девочек околососковый кружок поднят, вместе с соском образует конус; у мальчиков появляется растительность на лице, "ломается голос".

Стадия 3 - волосы длинные, густые, вьющиеся, занимают треугольник лобка и всю подмышечную область; у девочек грудная железа поднята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, появляется менструация; у мальчиков более густая растительность на лице, голос низкий.

Стадия 4 - волосы густые, занимают всю область лобка и подмышечной впадины, у юношей переходит на бедра и вдоль белой линии живота, густая растительность на лице, голос низкий, у девочек грудная железа сформирована, менструации установились.

Иногда подобное сочетание признаков отсутствует. Появление первых признаков волос на лобке и в подмышечных впадинах свидетельствует о начале периода полового созревания, установление менструаций и густая волосистость о его полном наступлении.