Осмотр невропатолога в 1 месяц. Первое посещение невролога. месяц жизни: хирург

В первый раз невролог осмотрит новорожденного ребенка в роддоме, затем еще несколько раз на протяжение первого года во время плановых осмотров специалистов. Время младенчества считается в неврологии периодом адаптации к окружающей среде. Правильное и своевременное созревание центральной нервной системы напрямую влияет на формирование и развитие речевых и физиологических навыков. Работа невролога с ребенком до года сводится к оценке состояния ЦНС, ее развития и зрелости, влиянию на нее неблагоприятных факторов. Мы решили рассмотреть список наиболее актуальных вопросов к неврологу от родителей младенца.

Зачем нужен плановый осмотр?

Вопрос: Если роды прошли нормально и мой малыш родился без патологий, родовых травм и с хорошей оценкой по шкале Апгар, нужно ли показывать ребенка неврологу?

По существующим правилам абсолютно здоровому малышу необходимы четыре плановых осмотра у невролога в первый год жизни: в 1, 3, 6 и 12 месяцев. У малышей, даже получивших при рождении хорошую оценку по шкале Апгар, в процессе роста и развития могут проявляться нарушения центральной нервной системы (ЦНС). Важно выявить их как можно раньше, чтобы эффективно помочь крохе.

Спокойный сон – залог гармоничного развития


Вопрос: одним вопросом здесь не ограничишься. Самые частые: Почему ребенок не может долго заснуть? Почему ребенок всегда плачет перед засыпанием? Почему ребенок чрезвычайно возбужден перед сном и его невозможно уложить в течение долгого времени? Ребенок вдруг начал плакать и кричать по ночам. Как наладить сон малыша без лекарств?

Сон для ребенка до года – это не просто отдых, он включает огромное количество функций:

  • Расслабление организма и восстановление потраченной энергии;
  • Поддержание отличного уровня иммунной системы;
  • Выработка гормона роста;
  • Обработка и систематизация мозгом собранных в период бодрствования данных;
  • Стимуляция мозговой зоны, отвечающей за развитие мышления и памяти.

Для того, чтобы наладить режим сна без медикаментов, избежать плача и криков во сне, капризов и перевозбужденного состояния младенца перед сном, следует соблюдать несколько простых правил:

  • Строго и скрупулезно следуйте режиму сна и бодрствования, не позволяя текущим делам и событиям дня его нарушить. Больше времени проводите с ребенком на воздухе;
  • Установите определенный ритуал отхода ко сну, как днем, так и ночью. Всегда его придерживайтесь. Сюда могут входить (предварительно посоветуйтесь с неврологом), чтение книги, спокойные игры, рассказывание сказки, колыбельные песни;
  • Не опаздывайте с кормлением и сном;
  • Положите в изголовье ребенка подушечку с мятой или лавандой. Полезно также поить малышка детским чаем из этих трав - но только после того, как ему исполнится полгодика;
  • Изучайте признаки утомления малыша. Если они налицо, лучше уложить малыша немного раньше, иначе он может перевозбудиться и заснуть позже, чем положено. К признакам переутомления можно отнести трение лба или глаз, появление небольших кругов под ними, помутнение глаз, сонный взгляд, дерганье себя за уши. У каждого ребенка они индивидуальны;
  • Объясняйте и показывайте чаду различия между днем и ночью. Объясняйте, когда укладываете кроху в постель, что другие люди и звери тоже ложатся отдыхать, им нужно набраться сил перед новым днем, почему ночью не светит солнце и т.д. В позднее время не играйте с ребенком, снизьте уровень шума и света в комнатах, чтобы ребенок осознавал, что подходит время сна.
  • похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Контроль развития ребенка в первый год его жизни имеет решающее значение для его благополучия в дальнейшем. Если грудничок здоров, развивается «по плану», то визиты к неврологу будут профилактическими. Если у малыша обнаружат патологические изменения, то своевременная коррекция предотвратит серьезные отклонения физического, когнитивного и психического развития.

На осмотре у невролога оцениваются основные показатели нервно-психического развития малыша посредством проверки его врожденных рефлексов. Необходимость ранней диагностики обусловлена особой гибкостью формирования структур мозга и чувствительностью ЦНС грудничка к внешним воздействиям (и негативным).

Прием невролога преследует несколько целей:

  • контроль развития малыша
  • информирование родителей о состоянии ребенка, потенциальных опасностей для здоровья, методах лечения или профилактики отклонений от нормы, о принципах и приемах развивающих занятий для здорового грудничка
  • лечение выявленных патологий

Диагностика показателей отставания развития в возрасте до 3 месяцев особенно важна. С большой точностью она помогает предсказать будущие проблемы в формировании у ребенка определенных навыков до года, а иногда и на весь дошкольный период его жизни.

Обратите внимание!

На приеме у невролога можно и нужно задавать все интересующие вас вопросы. Любые. Чтобы не забыть важные моменты – предварительно продумайте их дома и запишите. Активность родителя является действенной помощью работе врача!

Именно семья оказывает на малыша первого года жизни то влияние, которое становится основой его здоровья или патологии в будущем. Роль матери неоценима – постоянное взаимодействие ее и ребенка есть основное условие стимуляции развития.

Осмотр новорожденного неврологом происходит еще в роддоме. Там грудничку делают ультрасонографию головного мозга через родничок. Позже, когда родничок зарастет, УЗИ головного мозга сделать будет невозможно – кости черепа не пропускают ультразвуковые лучи. Обследование проводят с целью обнаружения аномалий. Часто выявляют кисты головного мозга, но на сегодня нет объяснений их появлению. Небольшие, до 5 мм образования проходят самостоятельно. Если киста больше – за ней наблюдают в динамике.

Второй визит к неврологу должен состояться через месяц жизни грудничка. К нему следует подготовиться заранее. На чем необходимо акцентировать внимание маме при ежедневном уходе за малышом? Что смотрит невролог в 1 прием?

Беспокойство должны вызывать следующие вещи:

  • Слишком кратковременные периоды сна. Если малыш накормлен, то он обычно спит. Поводом проснуться для него: голод, холод, сильный шум, боль в животе. Желудочные колики заставляют ребенка плакать «сквозь сон», не просыпаясь. Здоровый ребенок спит большую часть суток.
  • Задержка психического развития. К концу первого месяца своей жизни малыш научается: фокусировать взгляд на лице матери, яркой игрушке. Поворачивать голову на звук. Если он остается безучастным к внешним раздражителям, то это серьезный повод для тревоги.
  • Дрожание (тремор) подбородка и рук, посинение носогубного треугольника, судороги.
  • Частые срыгивания, рвота после кормления. Все груднички часто срыгивают. Причиной тому служит воздух, попадаемый в желудок с молоком. Особенно этому подвержены дети на искусственном вскармливании. Грудничок отрыгивает воздух в первые минуты после кормления, с воздухом выходит немного пищи – это нормально. Тревогу должны вызывать обильные срыгивания, которые не связаны по времени с кормлением.
  • Фиксация ребенка в определенной позе. Здоровый грудничок постоянно двигает ногами и руками хаотично, не принимая определенной позы. При выкладывании на живот не может долго удерживать голову. Обязательно сообщите врачу, если ваш малыш «научился» хорошо держать голову или предпочитает определенную позу – это свидетельствует о гипертонусе его мышц.

Чего маме делать не нужно, так это пытаться самостоятельно проверять рефлексы. Это должен делать только специалист. Мама должна накормить дитя перед приемом за полчаса минимум и рассказать врачу о нем как можно больше подробностей.

Осмотр невролога в 1 месяц начинается с визуальной оценки малыша, его позы, движений.

Затем доктор последовательно проверяет:

  1. Развитие нервной системы. Испытывает все врожденные (безусловные) рефлексы, оценивает их сохранность и силу.
  2. Физическое развитие. Проводит посредством оценки формы и размера черепа, соответствия роста головы нормативным параметрам.

Оральные безусловные рефлексы

  • Сосательный. Малышу вкладывают соску, которую он принимается активно сосать. Автоматизм угасает к году. В это время необходимо отучать ребенка от соски и бутылочки, чтобы не переводить сосательный рефлекс в категорию условных (специально сформированных).
  • Поисковый. Этот рефлекс хорошо знаком внимательным родителям – любое прикосновение ко рту или щекам ребенка заставляет его поворачивать голову в эту сторону и открытым ртом искать грудь. Особенно ярко это выражено у голодного младенца.
  • Хоботковый. Автоматизм связан с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта при легком хлопке по губам – грудничок тут же вытягивает губы трубочкой.
  • Ладонно-ротовой – сложный автоматизм, относящийся к спинально-оральным. При надавливании на ладони малыша в районе большого пальца он «группируется» вперед в грудном отделе, наклоняет голову и открывает рот.

  • Шейный тонический ассиметричный. Если повернуть ребенку голову в сторону без его участия, то у него автоматически разгибаются на этой стороне рука и нога, на противоположной стороне тела конечности сгибаются. Срабатывают сгибатели-разгибатели, малыш «встает» в позу фехтовальщика.
  • Лабиринтный тонический. При выкладывании малыша на живот он автоматически вначале все подбирает под себя (сгибатели), затем совершает как бы плавательные движения. Завершается цикл элементами спонтанного ползания.
  • Шейный тонический симметричный. При пассивном наклоне головы ребенка вперед, он разгибает ноги и сгибает обе руки. При запрокидывании головы в обратном направлении, конечности действуют наоборот – ноги сгибаются, руки разгибаются.

Обратите внимание!

Только специалист знает куда и как следует нажать для проверки работы автоматизмов. Самостоятельная проверка рефлекторных реакций малыша вызовет у него как минимум дискомфорт, как максимум непроизвольное мочеиспускание, дефекацию (рефлексы Переса, Таланта).

  • Нижний и верхний хватательные рефлексы – непроизвольное сгибание ладоней и стоп при нажатии на определенные точки. Верхний знаком родителям по тому, как крепко хватается ребенок при вкладывании в его ладошку пальца взрослого.
  • Верхний защитный рефлекс. Поскольку все врожденные рефлексы «даны» грудничку для выживания, то при выкладывании на живот малыш поворачивает голову в сторону. Его цель – не задохнуться. Проходит автоматизм к полутора месяцам.
  • Рефлексы Переса, Таланта и Объятий проверяют при помощи манипуляций на спине, ударов по пеленальному столику.
  • Рефлекс опоры, выпрямления, паттерн ходьбы. При касании опоры в положении «стоя» ноги грудничка непроизвольно выпрямляются, наклон его тела вперед провоцирует автоматическое вышагивание. К 3 месяцам эти «умения» угасают и появляются вновь к году, когда ребенок учится стоять и ходить самостоятельно. У малыша с отклонениями в развитии паттерн ходьбы сохраняется надолго.

Нарушение или угнетение спинальных рефлексов является тревожным симптомом, который может свидетельствовать о нарушении работы спинного мозга. Следует понимать, что на выраженность рефлексов оказывает значительное влияние состояние грудничка, то, как давно он ел и спал. Об этом мама должна сообщить врачу.

Что проверяет детский невролог на приеме, так это рост головы малыша. В норме за первый месяц жизни голова увеличивается в окружности на 1,5 см. Вариативность размеров имеет место быть (девочка меньше мальчика), но слишком быстрый рост головы, как и слишком медленный, свидетельствует о возможных патологиях – гидроцефалии или микроцефалии. Обе патологии чреваты умственной отсталостью, задержкой физического развития.

Обследует невролог и состояние родничков. У здорового малыша роднички закрываются: большой (теменной) к 8-10 месяцам, малый (затылочный) к 2-3. Более быстрое закрытие родничков не дает голове нормально расти, более медленное – говорит о возможном внутричерепном давлении. Оценивается не только размер, но и форма головы.

Невролог оценивает общее состояние ребенка, его настроение, эмоциональные реакции, типичное выражение лица. Результаты обследования сообщает родителям.

Следующий осмотр невролога в 3 месяца и в 6. Эти осмотры отличаются от того, что смотрит невролог в 1 раз.

Визит к неврологу в 3 месяца

Если на первом приеме отклонений не выявлено, то осмотр невролога в 3 месяца носит больше профилактический характер.

Врач оценивает навыки грудничка, которые у него сформировались:

  • умение держать голову
  • умение поворачиваться на спину с живота
  • комплекс оживления по отношению к близкому человеку
  • реакции на речь, ласковый голос

В три месяца ребенок более расслаблен, быстро фокусируется на движущих предметах, проходящих людях. Поворачивает голову на мамин голос, отзывается на речь улыбкой, смехом, быстрыми движениями рук и ног. Начинает агукать.

Обратите внимание! Важный момент этого визита – получение допуска на проведение прививок. Доктор либо дает на это разрешение, либо грудничок получает медотвод – временное освобождение от прививок по медицинским показаниям.

Визит к неврологу в полгода

Что проверяет невролог в полгода? Это умения, которых уже очень много, если родители занимались их развитием.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев:

  • сидеть, переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаться встать с поддержкой, играть с ногами, руками
  • самостоятельно брать игрушки, перекладывать их из руки в руку
  • кушать с ложки прикорм в виде полужидкой субстанции
  • держать бутылочку с водой, самостоятельно пить
  • произносить некоторые слоги, выражать эмоции мимикой, жестами, звуками
  • отличать «своих» от «чужих», выделять маму или одного значимого человека, который осуществляет постоянный уход

Этот визит впервые может принести трудности в обследовании ребенка, поскольку он научился реагировать на обстановку и незнакомых людей. Маме важно выбрать время для посещения врача так, чтобы ребенок не был сонным, уставшим или голодным. Стремитесь построить доверительные отношения с врачом, не игнорируйте даже профилактические визиты к доктору – это поможет избежать многих сложностей в воспитании и развитии ребенка.

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» - прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Первый прием у детского невролога позволяет диагностировать на ранней стадии некоторые нарушения нервной системы и головного мозга. Даже если младенца ничего не беспокоит, посещение невролога должно входить в обязательный медицинский осмотр малыша.

Первый приём детского врача-невролога: когда?

Беременность и тяжелые роды могут спровоцировать появление некоторых нарушений нервной системы и головного мозга. Особенно, если имели место быть:

  • частая угроза прерывания беременности;
  • наличие хронической инфекционной патологии;
  • приём лекарственных препаратов;
  • нарушение нормального протекания беременности;
  • нарушение внутриутробного развития плода.
Ранний срок диагностирования ряда заболеваний и патологий позволяет эффективно провести лечение.

Но даже если беременность протекала хорошо, а роды прошли без патологий и осложнений, убедиться что развитие малыша протекает нормально, необходимо. Родовой процесс - стресс для ребёнка, и в большинстве случаев реакции младенца на него полезны для адаптации к новым условиям жизни.

Первый приём у детского невролога должен состояться, когда ребёнку исполнится месяц. Частоту дальнейших посещений и консультаций врач определяет в индивидуальном порядке. Но для избавления от лишних переживаний на тему того, как развивается малыш и всё ли у него в порядке, специалисты рекомендуют посещать каждые 3 месяца.

Что проверяет детский невролог

Первый приём у детского врача-невролога всегда волнителен для родителей. Что он скажет после осмотра малыша? Может быть, выявит скрытые недостатки в развитии?

Для того, чтобы родители крохи были готовы к медицинскому приёму, расскажем, что проверяет детский невролог.

Первое посещение врача-невролога включает:

  • оценку мышечного тонуса малыша;
  • диагностику наличия и выраженность рефлексов;
  • оценку физического развития ребёнка;

Первый приём у невролога в месячном возрасте очень важен, так как можно выявить имеющиеся патологии и начать своевременное лечение.

Первое посещение детского врача-невролога: этапы

Неврологическое обследование, когда ребёнку месяц, состоит из двух основных этапов:

УЗИ головного мозга новорожденного

Перед консультацией специалиста рекомендовано провести УЗИ головного мозга новорожденного. Когда ребёнку месяц, такую процедуру можно сделать благодаря ещё не заросшему родничку, что позволяет выявить дефекты в развитии и патологии. Данный вид диагностики позволяет обнаружить кисты и гематомы, образовавшиеся во время родов. Проведенное исследование даёт возможность предотвратить возникновение серьёзных заболеваний, поэтому пренебрегать данной процедурой не стоит.

Хороший детский врач-невролог всегда рекомендует сделать УЗИ головного мозга новорожденного даже при отсутствии очевидных аномалий развития.

Осмотр общего состояния ребёнка

Перед заключительной оценкой моторного и психического развития новорожденного, врач должен получить ответы на ряд важных вопросов:

  • характер протекания беременности и родов;
  • наличие патологий и инфекции;
  • хороший ли аппетит у ребёнка;
  • характер сна: сколько спит, как часто просыпается - беспокойный ли сон;
  • активно ли малыш сосёт грудь;
  • как часто плачет, при каких обстоятельствах;
  • как ребёнок набирает вес;
  • как часто кроха срыгивает.

Во время неврологического обследования врач измеряет окружность головы, оценивает состояние родничков. Детский врач-невролог проводит первичную диагностику нервной возбудимости, эмоций и двигательной активности младенца - рефлекторной системы и мышечного тонуса. Во многих случаях проблемы с нервной системой у ребёнка напрямую связаны с психоэмоциональным состоянием мамы.

Симптомы, на которые стоит обратить внимание перед посещением детского врача-невролога

Для раннего выявление аномалий развития, а также устранения ряда неврологических состояний, маме следует с особым вниманием отнестись к наличию ряда симптомов:

  • беспокойное поведение новорожденного. Ребёнок быстро возбуждается и трудно успокаивается;
  • . Младенец спит мало, плохо, часто просыпается с плачем;
  • нарушение аппетита и недостаточная прибавка в весе;
  • большой родничок у ребёнка;
  • нарушение рефлекторного поведения: снижение сосательного, глотательного и др. рефлексов;
  • отсутствие фиксации возраста до 1 месяца;
  • ребёнок часто срыгивает;
  • повышенный или пониженный мышечный тонус;
  • снижение общей двигательной активности;
  • судороги;
  • плач без видимых причин (голод, дискомфорт, сон и т.д.).
Лучше всего посещать детского врача-невролога через 1-1,5 часа после кормления. До кормления ребёнок голоден и беспокоен, сразу после еды, скорее всего, малыш будет вялым и сонным. А это может повлиять на адекватность проведения обследования.

Через руки окулиста проходят все малыши, чтобы исключить врожденную глаукому, заворот или опущение век (птоз) либо инфекционный конъюнктивит.

Малыш рождается с незрелым органом зрения и еще не умеет им пользоваться, например фокусировать взгляд и фиксировать его на предмете. К тому же окружающий мир в соответствии с оптическими законами проецируется на сетчатку в перевернутом вверх ногами виде. Ближе к месяцу кроха начинает разбираться в этой зрительной путанице, различая предметы и провожая их глазами, и учится правильно воспринимать информацию - зрительные доли коры головного мозга ребенка «переворачивают» зрительные образы, исходя из накопленного малышом к этому времени практического опыта. Поначалу ребенку приходится существовать в условиях полнейшего зрительного хаоса, напоминающего слепоту. Да, малыш смотрит, но по настоящему еще не видит. Сложный процесс функционального прозрения продлится как минимум до 3 месяцев. Если даже радужка, одинаково серо-голубая у всех новорожденных, приобретает окончательную окраску только во 2-м полугодии жизни, что уж говорить о внутренних структурах глазного яблока!

Круг вопросов

  1. Расскажите врачу о наследственности по зрению: имеются ли у кого-нибудь в вашей семье ранняя дальнозоркость (бабушкина не в счет - это возрастное), близорукость, астигматизм, косоглазие, слепота и другие проблемы зрения.
  2. Если у вас мальчик, расспросите близких - нет ли среди родственников дальтоников? Нарушения цветового зрения встречаются только у сильного пола и передаются от дедушки с маминой стороны к внуку. Кстати, в первые месяцы жизни дети лучше всего воспринимают желтый и зеленый цвета.
  3. Врач обязательно поинтересуется, когда кроха начал фиксировать взгляд на игрушках и следить за ними - это первостепенный показатель для оценки темпов развития зрительного аппарата и нервной системы.
  4. Поведайте окулисту обо всем, что вас волнует: может быть, у крохи припухает и слезится внутренний уголок глаза. Или же реснички растут как-то не так - попадают под веко и натирают роговицу. Это не только причиняет боль ребенку, но и может привести к формированию бельма. Врач покажет, как закреплять веко пластырем, чтобы оно не подворачивалось внутрь.
  5. Спросите, в каком состоянии, по мнению доктора, находятся детские глазки. Сейчас еще сложно понять, близорук ребенок, дальнозорок или у него 100%-ное зрение, но опытный специалист может ориентировочно судить об этом по косвенным признакам, а при необходимости и проверить рефракцию малыша (преломляющую способность его глазок) на специальном приборе - рефрактометре.
  6. Не переживайте, если выяснится, что у крохи дальнозоркость. В раннем возрасте так и должно быть. А вот нормальное зрение - повод для волнений. По мере роста глаза оно грозит перейти в близорукость.
  7. Поинтересуйтесь у врача, как свести к минимуму этот риск. Кстати, если это уже не первый специалист, которого вы сегодня посещаете, малыш устал, разнервничался, плачет, лучше перенести визит к окулисту. Расстроенного кроху не заставишь следить взглядом за игрушкой и выполнять другие зрительные тесты, а вены глазного дна у него расширены из-за слез, как это бывает при повышении внутриглазного или внутричерепного давления.

Что сделает доктор?

Выяснит, хорошо ли ребенок фиксирует взгляд, не ограничены ли движения глазных яблок? Проверит, нет ли у косоглазия, конъюнктивита, а когда речь идет о новорожденном - дакриоцистита (воспаления слезного мешочка) и других проблем, которые обнаруживаются при внешнем осмотре.? Посветит в глазки малышу фонариком, чтобы оценить реакцию зрачков на свет. Сужаются - значит, ребенок зрячий. Этот тест особенно значим для новорожденных, которые еще не умеют фиксировать взгляд.? Оценит цвет зрачков: он тоже имеет огромное значение. Если они серые или белые, а не черные, речь идет о врожденной катаракте. Поспешите с операцией - мутный хрусталик не пропускает свет к сетчатке, а в темноте она не развивается: кроха может ослепнуть!? Осмотрит глазное дно. Информация о его состоянии важна и для невролога, поэтому сначала лучше показать ребенка окулисту. Иногда при таком осмотре в хрусталике крохи обнаруживаются следы нерассосавшихся сосудиков.

На приеме у невролога

От состояния нервной системы и ее развития зависит и здоровье крохи в целом. Ведь головной мозг вырабатывает важнейшие гормоны, в том числе и управляющие ростом, контролирует функционирование детских органов и систем. Самое неприятное состояние, с которым на первом году сталкиваются 8-9 детей из 10, - это перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Она развивается в результате неблагоприятных воздействий на формирующуюся нервную систему во время беременности, родов и в первую неделю после появления малыша на свет и проявляется нарушениями мышечного тонуса и сна, заторможенностью или повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью, повышением внутричерепного давления, задержкой психомоторного развития. Если вовремя заметить намечающиеся проблемы и устранить их с помощью лекарств, фитопрепаратов, массажа и физиотерапии, то ПЭП может пройти уже к 4-6 месяцам, максимум - к году. В идеале - вообще без последствий. Но неврологические проблемы младенческого периода нередко выливаются в так называемую минимальную мозговую дисфункцию (ММД). Это тоже не так уж плохо: диагноз свидетельствует: нервная система малыша ослаблена, ее нужно продолжать укреплять, но главная опасность - угроза формирования детского церебрального паралича (ДЦП) - обошла кроху стороной. Вот почему так важно в положенные сроки показывать ребенка неврологу. Если такого специалиста в детской поликлинике нет, попросите у педиатра направление в районный консультативно-диагностический центр - там вас обязательно примут!

Еще один важный вопрос, который должен решить невролог: закончился у крохи период младенчества или нет? Официально он завершается, когда малышу исполняется год. Однако темпы индивидуального развития в календарные сроки не всегда укладываются. Одни дети преодолевают этот рубеж с опережением - уже в 11 месяцев ходят, произносят положенные 10-12 слов и справляются с другими неврологическими тестами на зрелость. А некоторые малыши делают это с опозданием на несколько месяцев. Ничего страшного тут нет, просто нужно понаблюдать за таким крохой и подтолкнуть его к преодолению очередной ступеньки психомоторного развития.

Круг вопросов

  1. Изложите врачу самое существенное о своей беременности и родах, причем коротко, ведь время приема ограничено. От того, что происходило с крохой во внутриутробном периоде, а также обстоятельств появления на свет, зависит его неврологический статус.
  2. Расскажите доктору о наследственности малыша. Скажем, окружность головы у него больше нормы. Невролог расценит это как проявление водянки мозга - гидроцефалии, а на самом деле причина в генах - папа носит шапку 64-го размера, дедушка - 66-го… Или, допустим, у мамочки вегетососудистая дистония. Тогда ясно, почему у крохи ладошки и стопы влажные и холодные. Вот если бы у вас все было в порядке, врач связал бы подобные явления с ПЭП.
  3. Охарактеризуйте ребенка в двух словах: какой он - спокойный, общительный, ласковый, активный или возбудимый, нервный, пугливый, вялый?
  4. Опишите, как кроха спит, засыпает и просыпается. Скрытые неврологические проблемы заявляют о себе во сне.
  5. Возьмите дневник развития, где отмечено, когда малыш впервые улыбнулся, сосредоточил взгляд на игрушке, проследил за ней, начал гулить, повернулся на бочок, сделал свой первый шаг.

Внеочередной визит

  1. Если ребенок вздрагивает среди ночи, причем такие вздрагивания идут сериями (2-3 и даже 5-6 раз подряд), немедленно покажите его неврологу! Вздрагивание в момент засыпания и при пробуждении - не в счет.
  2. Обратитесь к неврологу, не дожидаясь планового осмотра, если у малыша дрожат ручки и подбородок, мышцы чересчур зажаты (пальчики даже во сне сжаты в кулачки) или их тонус (напряжение) неодинаков слева и справа.
  3. Не оставляйте без внимания и такое явление: во время бодрствования кроха широко распахивает глазки, так что над радужкой появляется полоска белка.

Что сделает доктор?

Внимательно осмотрит личико крохи, проверит состояние мышечного тонуса и рефлексы, оценит психическое и двигательное развитие малыша, измерит окружность головы, груди, а также роднички и черепные швы и даст родителям необходимые и очень важные рекомендации.

На приеме у ЛОРа

Строение ушек, носа и его придаточных пазух, а также гортани и трахеи у крохи имеют свои особенности, на которые обратит внимание отоларинголог. Кроме того, при первом же осмотре он обязательно даст оценку слуху малыша.

Круг вопросов

Присмотритесь к ребенку, чтобы понять, хорошо ли кроха слышит.

  • На первом месяце он обычно перестает плакать и замирает, слыша голос мамы. И, напротив, вздрагивает, плачет, беспорядочно двигает ручками и ножками, когда звонит телефон, хлопает дверь.
  • Младенец 1,5-2 месяцев уже активно ищет глазами источник звука, бросает сосать, если кто-то2-3 месяцев от роду уже следит взглядом за звучащим предметом, просыпается, если кто-то позвонил в дверь. Он эмоционально реагирует на голоса близких, копирует вашу мимику и пытается что-то произносить в ответ.
  • В 3-4 месяца ребенок с удовольствием прислушивается к своему гулению и всегда знает, где находится звучащая игрушка и откуда доносится голос.
  • В 4-5 месяцев малыш различает голоса близких, реагирует на оттенки интонации и беспокоится во сне при шуме.
  • В 6-8 месяцев разговаривает с мамой.

А еще дети недвусмысленно дают понять, что громкий шум им неприятен: начинают часто моргать, морщат лобик, широко раскрывают ротик… Это значит, что со слухом у крохи все в порядке! Дитя карапуз уже пытается произносить такие слоги, как «ба», «па», «ма», копируя речь. А после 9 месяцев уже демонстрирует понимание обращенной к нему речи и выполняет просьбы - «принеси», «дай», «покажи, где кукла».

Внеочередной визит

Если ребенок не освоил положенные по возрасту слуховые навыки, покажите его ЛОР-врачу и неврологу.

  1. Посоветуйтесь с отоларингологом, если кроха шумно дышит - сопит или похрапывает во сне. Это может быть связано с западением хрящей гортани из-за их чрезмерной мягкости.
  2. У младенца болит ушко? Ему срочно нужна консультация ЛОР-врача!

Что сделает доктор?

Осмотрит носик, ротик, горлышко вашего крохи. После этого он оценит слух с помощью погремушки, а если понадобится, то воспользуется специальным камертоном.

На приеме в ортопеда

Пока малыш лежит в пеленках, ортопедические проблемы практически незаметны - обнаружить их под силу лишь специалисту. В первые месяцы еще можно все исправить, а вот ближе к году помочь ему будет значительно сложнее.

Имейте в виду: у новорожденных актуальны одни ортопедические проблемы (например, кривошея или дисплазия тазобедренных суставов), а у годовалых детей - совсем другие (плоско-вальгусная установка стоп, деформация ножек в форме буквы «О» или «Х»). Так что не пропускайте ни одного планового ортопедического осмотра: если какие-то отклонения не выявить своевременно, время для лечения будет упущено. Важно регулярно показывать ортопеду малыша, который состоит на учете у невролога в связи с ПЭП или попал на заметку к педиатру из-за рахита. Опорно-двигательный аппарат у таких детей ослаблен - в опасности позвоночник, суставы, связки, косточки младенца.

Круг вопросов

  1. Расскажите ортопеду, если заметили, что ребенок предпочитает смотреть в одну сторону, а в другую головку практически не поворачивает. Так бывает при кривошее.
  2. Возможно, вас волнует вопрос: почему на левом бедре у малыша две складочки, а на правом - одна? Нужно проверить тазобедренные суставы: правильно ли они сформированы?
  3. Если невролог обнаружил у ребенка разницу в мышечном тонусе с двух сторон, непременно обратите на это внимание ортопеда.
  4. Во время первого визита задайте вопрос, нужно ли делать ребенку широкое пеленание, а также на какой подушечке должен спать малыш. Еще один важный вопрос: есть ли необходимость в специальном массаже, лечебной физкультуре, а также в ортопедических укладках?
  5. Правильно обувайте малыша, когда он учится ходить. Нужны кожаные ботиночки, подобранные строго по размеру, с супинатором и жесткой пяткой, на небольшом каблучке и липучках (со шнурками замучаетесь!). В такой обуви можно не опасаться за формирование свода стопы, ножки и позвоночник крохи.

Что сделает доктор?

Осмотрит и ощупает шейку, позвоночник и ножки крохи - одинаковой ли они длины, хорошо ли разводятся в тазобедренных суставах, не возникает ли при этом характерный щелчок. А еще проверит форму и положение стоп малыша.