Что такое стереотип - самые распространенные стереотипы современного общества. Как складываются стереотипы? Как сломать стереотип? Более чем стереотип

Стереотип (греч. stereos + typos - "твердый" + "отпечаток") - это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения с их внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание. Стереотипы, как некие устоявшиеся мнения, иногда несут эмоциональную заряженность. Как полезную, позитивную, так и не очень.

Существует множество стереотипов, которые живут в подсознании человека. Они проявляются в его поведении, образе жизни и часто мешают полноценно жить. С детства ребенку внушают, что можно делать, а что нельзя. Каким он должен быть, как себя вести. Традиционные роли, навязанные общественным мнением, в дальнейшем трансформируются в самые разные стереотипы.

С момента рождения ребенку навязывается определенный тип поведения. Мальчики должны играть с солдатиками и машинками, девочки - с куклами. И никто не предоставляет им свободу выбора в плане игрушек. То же самое происходит и во взрослой жизни. Только вот количество стереотипов увеличивается. Желание соответствовать общественным предписаниям часто идет вразрез с истинными намерениями человека и порождает в нем различные негативные производные: тревогу, страх, гнев, агрессию. Чтобы культивировать в себе позитив, необходимо ломать устоявшиеся мнения и ярлыки. Особенность стереотипов такова, что они очень прочно проникают в сознание человека и от них трудно избавиться. Это барьеры на пути к счастью, барьеры, которые надо преодолеть.

Как складываются стереотипы? Они формируются в основном стихийно, с самого раннего детства. Общаясь с людьми, ребенок усваивает нормы и правила мышления. Подобно тому, как человек учится говорить в контактах с другими людьми, он также учится и мыслить. Люди воспитываются в определенных политических, нравственных, эстетических сферах жизнедеятельности общества, формирующих их взгляды и убеждения. Точно также они воспитываются и в интеллектуальной, мыслительной сфере определенной социальной группы или общественной среды. Под влиянием такой среды в первую очередь складываются навыки человеческого мышления. Начальной, исходной сферой (духовным первоначалом) для ребенка является семья.

С семьи ребенок "фотографирует" готовые формы и способы размышлений, которые в общении с ним представляют ему его родные . На данной стадии идет именно "фотографирование" этих форм и способов мышления без их критического осознания. Ребенок, как губка, впитывает все в себя. Эти формы и способы рассуждений попадают в его подсознание и оседают в нем в виде готовых стереотипов мышления. Осевшие в подсознании формы и способы мышления могут быть как логически правильными (отвечающими требованиям законов мышления), так и логически неправильными (сложившиеся с нарушением этих законов). Если логическая культура мышления родных высокая, то формы и способы мышления ребенка максимально логически правильные. Если культура низкая, то во многом малыш усваивает логически неправильные способы. И, соответственно, стереотипы мышления являются такими же. Давайте "пробежимся" по основным индивидуальным и общественным стереотипам

Стереотип №1
"Дети должны оправдывать ожидания родителей"
Начиная с первых месяцев жизни, ребенок осознает себя через отношения с родителями. Эта духовная связь продолжается на протяжении всей жизни. Родитель выступает для ребенка носителем устоявшихся стереотипов, общественных норм и правил. Кроме того, он проецирует будущее маленького человечка, который открыт для всякого рода влияний. Процесс воздействия родителей происходит непрерывно и формирует у малыша его собственную картину мира. Именно от мамы и папы, бабушки и дедушки дети получают информацию о своей внешности, способностях и талантах. Через призму этих оценок ребенок узнает о том, какое поведение желательно, а какое нет.

Сценарий А - ожидания завышены

Родители хорошо знают, чего они хотят от ребенка, и всеми силами стремятся этого добиться. Они постоянно ставят перед ним задачи, с которыми малыш просто обязан справляться. Если он не справляется, то неминуемо сталкивается с недовольством родителей. Данная ситуация держит ребенка в постоянном напряженном ожидании: сумел он угодить родителям или нет. В дальнейшей жизни он будет все время стремиться быть первым, добиваться высоких результатов любой ценой, а любая неудача приведет, как минимум, к фрустрации (провалу).

Сценарий Б - ожидания занижены

В детстве такой ребенок постоянно слышит от родителей: "ты не сможешь", "ты не сумеешь", "у тебя не получится так, как у..." В итоге он перестает стремиться к своим целям и не пытается добиться даже весьма достижимых результатов. Привычка перекладывать ответственность на других людей укоренится настолько, что человек будет следовать этому принципу всегда.

Как разрушить стереотип?

Родителям следует воспринимать своих детей не в качестве носителей каких-то талантов, а принимать такими, какие они есть. Трезво оценивать их силы и возможности, не оказывать давления, но быть готовыми всегда прийти на помощь и дать совет.

Каждый человек в той или иной степени подвержен влиянию семейных стереотипов. Если программа поведения, навязанная родителями, не подходит для решения различных жизненных ситуаций, необходимо попытаться изменить свои изначальные установки. Не подстраиваться под мнения окружающих, а обрести собственную, цельную картину мира.

И напоследок приведем слова создателя гештальттерапии Фредерика Перлза:
"Я делаю свое. А ты делаешь свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты это ты, а я это я. И если нам случится найти друг друга, это прекрасно. Если нет, то этому нельзя помочь".

Так и ребенок: никому ничего не должен и не обязан соответствовать маминым и папиным ожиданиям. Родителям необходимо направить силы на то, чтобы развивать заложенные природой способности, а не лепить из ребенка то, что им хотелось бы видеть. Дети - это главное, что дается в жизни. Это маленькие личности, они ценны сами по себе, независимо от родительских установок…

Стереотип № 2
"Воспитывать ребенка должна школа"

У большинства родителей на сегодняшний день сложился некий стереотип в восприятии школы. Отдавая ребенка в образовательное учреждение, многие мамы и папы снимают с себя ответственность за его воспитание. А частная школа зачастую еще больше усиливает данный стереотип: я плачу, значит все мне должны.

Так какую лепту вносит школа в процесс становления ребенка?
Ее задача - оказание помощи в воспитании и формировании личности ребенка, а не принятие на себя всех образовательных и воспитательных функций!

Школьная система в целом существует на основе стандартов и стереотипов. Демократические и альтернативные модели встречаются намного реже. Ребенок встраивается в устоявшиеся рамки школьной жизни и пытается "найти себя" на протяжении десяти лет обучения.

Как разрушить стереотип?

Пересмотреть свою родительскую позицию и принять на себя ответственность за рожденного ребенка. Принимая любое решение (устройство в садик, поиск няни, а затем подбор школы) родители обязаны прогнозировать и корректировать свои планы с реальностью.

А самое главное их жизненное предназначение - учиться воспитывать своих детей всю жизнь! Ведь дети и их воспитание требуют каждодневной самоотдачи, теплоты, заботы и любви. Что дадите, то и получите взамен, так постарайтесь дать им как можно больше!

Стереотип № 3
"Женщина должна выйти замуж"

Эта традиционная установка навязывается обществом с самого детства. Принято считать, что мужчина - это добытчик, а женщина - хранительница очага. Эти гендерные стереотипы действуют в качестве социальных норм.

Гендерные стереотипы - это устойчивые для данного общества в данный исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами, стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям "мужское" и "женское".

Однако с течением времени роли, уходящие корнями в далекое прошлое, перераспределились. Современная женщина способна совмещать несколько функций, а не только отвечать за домашнее хозяйство. Или даже полностью отказаться от семейной составляющей, что сделать крайне сложно, не вызвав общественного порицания. А вот женщина, априори ориентированная только на семью, может оказаться плохо подготовленной к другим социальным ролям, которые вполне вероятно будут в ее жизни.

В нашей стране женщина, не создавшая семью, многими воспринимается как неудачница. В итоге, боясь общественного осуждения, девушки выходят замуж просто потому, что "так нужно" и любыми способами пытаются сохранить семью, даже в ущерб собственным интересам и жизненным ценностям.

Происходит ломка той картины мира, которую женщина создала для себя под влиянием различных мнений как из семьи, так и извне. Штамп "женщина должна иметь семью" делает ее несчастной и неудовлетворенной, а все потому, что она не сама пришла к тому, что для нее важно, а поддалась тем условиям, которые диктует общество. Но ведь каждый человек индивидуален. Что хорошо одному, то не подходит другому. Кроме того, сама инфраструктура семьи в процессе развития человеческой цивилизации претерпевает значительные изменения, под которые также надо суметь подстроиться..

Как разрушить стереотип?

Женщина стала намного сильнее и по своим возможностям практически сравнялась с мужчиной, а где-то даже превзошла его. Отсюда перераспределение ролей, отбрасывание тех функций, навязанных устоявшимся общественным мнением, которые женщина не хочет принимать на себя. Ей важно то, к чему стремится душа и сердце и не всегда этим стремлением является семья. Если она заинтересована в семье, то обязательно ее создаст. А если нет?! Почему несемейный человек сразу обрастает ярлыками "одинокий", "неудачник" и пр.? А если он блестящий специалист, талантливый руководитель, умеет классно чинить машины, отличный человек.

Важно принять жизнь другого такой, какая она есть, не осуждать, не навязывать свою точку зрения, не культивировать в себе общественное глупое мнение. Пусть каждый человек решает, пускать кого-то в свою жизнь или нет, пусть выстраивает свой, единственно правильный вариант жизни. ...Чем выше потребность в общественном одобрении, тем больше зависимость от него. И неизвестно куда выведет эта "слепая" зависимость...

Конечно, "жить в обществе и быть свободным от него нельзя", но только мы решаем, принимать манипуляции извне, следовать им или нет? Ограничивать себя в чем-то, позволять брать бразды правления своей жизнью другим людям или нет? Выбор есть всегда. И он - за вами.

Итак: стереотипы бывают этнические, ролевые, половые, возрастные, статусные и т. д. По содержанию они делятся на две категории: стереотипы, характеризующие людей как членов определенных национальных и политических групп, и стереотипы, характеризующие личностные особенности людей по их поведению, физическим качествам, оформлению внешности и т. д. Сегодня мы продолжим перечень наиболее распространенных стереотипов, а также "методы борьбы" с ними.

"Твердый отпечаток"

Термин "социальный стереотип" (от греч. stereos - твердый + typos - отпечаток) впервые введен американским журналистом Уолтером Липпманом. В концепции Липпмана можно выделить два вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни. Прежде всего, это информация, которую он приобретает в ходе собственной жизни. Но эта информация дает далеко не полное представление о мире, "поскольку окружающая действительность слишком велика, слишком сложна и изменчива", а возможности личного опыта ограничены. Полученные пробелы в знаниях человек заполняет информацией, черпаемой из различных источников человеческой культуры. Но и этот вид знаний не совершенен - он часто дает искаженное представление о мире. Несмотря на это, такие представления имеют большую устойчивость и используются людьми в качестве "кодов" (критериев оценки) явлений, фактов и событий окружающей действительности. Такие ригидные коды-знания, усваиваемые в готовом виде, Уолтер Липпман назвал стереотипами.
Но сегодня вопреки теории мы предлагаем вам разрушать самые известные из них!

Стереотип № 4
"Внешность важнее внутреннего содержания"

Один из самых распространенных стереотипов - восприятие другого человека по определенным признакам: очкарик - умный, блондинка - глупая, рыжий - бесстыжий, тонкогубый или худой - злой, полный - добряк и т.д. Эти общепринятые мнения о внешности людей "работают", как правило, при первой встрече.

Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип "красивый - значит, хороший, положительный". Привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным - отрицательные.

Как разрушить стереотип?

Учиться узнавать другого человека и принимать его жизненную позицию. Это означает - искать ту самую "изюминку": разговаривать с ним, понимать и принимать то, с чем не согласны. Природная внешность - это еще далеко не все. Гораздо важнее внутреннее содержание, таинственное обаяние, наличие чувства юмора.

Искренность, открытость, чистота, честность стоят намного дороже, чем кудри или пухлые губы...

Мировой истории известны факты, когда люди, не обладающие красотой или внешними выдающимися данными, заслужили всемирное признание.

Стереотип № 5
"Красота требует жертв..."

Этот стереотип закрепился еще в конце прошлого столетия. В начале нового века критерии красоты существенно изменились. И, тем не менее, сотни тысяч женщин и мужчин не перестают глотать пачками подозрительные таблетки для похудания и истязать себя сомнительными диетами, испытывать новомодные практики пластической хирургии, отдавая глупую и своеобразную дань обществу и пресловутому штампу 90-60-90.

Как разрушить стереотип?

"Глянцевые красавцы и красотки" - это всего лишь индустрия моды, бизнес, поставленный на широкие рельсы, где всеобщее признание и подражание заменяется суррогатом красоты. Культура красоты не требует жертв. Культура красоты - это вовсе не модные сейчас голодания, дорогая косметическая продукция или пластические операции, требующие жертв в прямом и переносном смысле. Культура красоты - это мировоззрение самодостаточного и довольного жизнью человека, находящего радость в собственном существовании!

Стереотип № 6
"Мужчина - сила, женщина - слабость"

Испокон веков бытует мнение, что мужчина - это сила и геройство, женщина - слабость и покорность. Возможно, в прошлые столетия об этом было уместно думать и говорить, но не сейчас...

Как разрушить стереотип?

Увы, роли в обществе давно перераспределились. Сегодня, чтобы добиться успеха в сложившейся конкурирующей среде, женщина постоянно должна демонстрировать качества, свойственные мужчинам. И если у мужчины такие качества, как жесткость, принципиальность, напористость, амбициозность являются "здоровыми", то в случае с женщиной они оцениваются со знаком "минус". И все же, если эти качества у женщины превалируют, она получает в лучшем случае штамп "стерва", в худшем - "синий чулок". Отсюда бытует мнение, что, удерживая позицию "железной леди", сильная женщина просто не имеет право на ошибку. Иначе она рискует быть свергнутой. "Порой стоит признаться в собственной слабости и тем самым обезоружить партнера, - раскрыла нам особый секрет Марина Сергеевна - руководитель со стажем и просто очаровательная женщина. - Порой стоит повести себя так, чтобы партнеру было неудобно отказаться от заданного предприятия". И еще... мужчина и женщина созданы друг для друга. И у женщины особая роль - роль хранительницы, которая позволяет украсить собой окружающий мир.

Стереотип № 7
"Отсутствие автомобиля у мужчины"

"Я знаю одного мужчину, достаточно интересного, видного, успешного, но не имеющего автомобиля, - призналась нам тридцатипятилетняя Марина Петровна. - На мой взгляд - это странно. В народе даже бытует мнение, если у мужчины нет машины, значит он в лучшем случае несостоятельный, в худшем - неудачник".

Как разрушить стереотип?

"...И я однажды поинтересовалась у своего знакомого, почему он не имеет собственного авто, - продолжила Марина Петровна. - Представьте, он с чувством собственного достоинства ответил мне: "Иметь автомобиль - для меня обременительное занятие. Его содержание, уход, да и сама езда, тем более в условиях сегодняшних пробок, отрывает у меня слишком много драгоценного времени и сил, которое я с удовольствием трачу на семью и досуг. В принципе нет ничего страшного и странного, в том, что я езжу на работу на автобусе, а на дачу или рыбалку на электричке".

Стереотип № 8
"Женщина должна..."

Устойчивый и самый "убийственный" стереотип для многих женщин - женщина должна выйти замуж до 25 -28 лет, иначе она останется "старой девой". И далее: Женщина как профессионал всегда хуже мужчины. Женщина должна родить ребенка, потому что рожать - ее главная функция. Женщина + авто + техника - несовместимы. Место женщины на кухне.

Как разрушить стереотип?

Начнем с того, что никому ничего современная женщина не должна! Сегодня женщина стала не просто независимой. Она успешно делает карьеру, занимается политикой и бизнесом. И при всем этом часто остается желанной женой или подругой; любящей и любимой мамой или бабушкой. К сожалению (или к счастью), время кисейных барышень ушло в прошлое.

Еще один распространенный стереотип: что женщины глупее мужчин. Кстати, известен такой факт, что самый высокий IQ мира продемонстрировала представительница прекрасного пола, и он составил 228…

Стереотип № 9
"Мужчины не плачут"

"Печаль, не высказанная в слезах, заставляет плакать нутро", - сказал кто-то из великих. Должен ли мужчина плакать, имеет ли он на это право? Человечество давно решило, что это удел женщин. Не мы ли говорим своим маленьким сыновьям: "Ну что ты ревешь, как девчонка? Не плачь, ты же мужчина!"

Как разрушить стереотип?

Просто заплакать. Природа одарила человека уникальной возможностью через слезы и плачь "вытеснять" из души "ненужный хлам", то есть боль, обиду, горе. Тем самым, очищая организм от вредных психологических воздействий, которые в противном случае целенаправленно действуют на соматику. Отсюда: гастриты, язвы, инфаркты и многие другие заболевания. Кроме этого, вместо того чтобы просто поплакать на "родном плече", мужчина начинает искать утешение в алкоголе. Поэтому мудрые женщины, "разрешая" мужчине плакать, признают в них настоящую мужественность!

Стереотип № 10
Матери-одиночки - несчастны

Этот миф давно развенчан, но, к сожалению, до сих пор имеет свое вредное воздействие. Меняется не только мир, но и принципы семейной жизни. Если мужчина тиран, пьяница и дебошир, где по вашему будет уютней женщине и ее ребенку? Безусловно, за пределами такого брака. Именно в таком браке женщина чувствует себя более несчастной и более счастливой после развода.

Как разрушить стереотип?

В этом стереотипе общество высказывает свою позицию - ребенок должен жить в полноценной семье! Сложно с этим спорить. Любая ошибка взрослых приводит к страданиям детей. Но, если женщина решается воспитывать сама, на ее плечи взваливается двойная ответственность - быть ребенку и отцом и матерью. Легко быть слабой, несчастной, зависимой, трудно - стать сильной и независимой. "Уж лучше быть одной, чем с кем попало жить", - говорят сегодня эти женщины…

"Чтобы не бороться с ветряными мельницами, необходимо просто жить. Не оглядываться на других и не причинять людям зла. Только тогда можно что-то сломать, а затем построить...", - закончила мысль Ирина, мама, воспитывающая самостоятельно пятилетнего Антона.

Стереотип № 11
"Считается, что женщина не должна первой говорить мужчине о своих чувствах..."

Это один из устойчивых стереотипов общества, который живет в нашем подсознании. Не так уж много в мире женщин, которые могут первыми выразить свои чувства мужчине. Причина в том, что "так не принято". Хочется спросить, кем и когда?

Как разрушить стереотип?

Мне кажется, женщина не должна быть особо настойчивой, - поведал нам Роман. - По крайней мере она не должна говорить о своих чувствах напрямую. А чтобы проявить их по отношению к мужчине, у нее есть нежность и, в конце концов, хитрость! И добиваться своего следует исключительно при помощи этих качеств".

Стереотип № 12
"Интернет - не место для знакомства"

Считается, что невозможно завести приличные знакомства в интернете. Многие уверены, что это даже опасно. Устойчивый стереотип, что "нормальные" люди в интернете не знакомятся, действует сурово и монотонно. Но при этом все знают, что знакомство через интернет открывает новые перспективы и возможности.

Как разрушить стереотип?

"В прошлом году я вышла замуж за чудесного человека, с которым познакомилась через сайт знакомств, - поведала нам наша читательница Елена. - Честно скажу, к подобному виду общения я относилась весьма настороженно и скептически. Мои знакомые все как один твердили: "Лена, это же утопия!" Но, к счастью, "утопия" оказалась... моей второй половинкой, чему я безумна рада. А к осени у нас с мужем появится малыш!"

От редакции хочется добавить: в наш адрес приходят множество писем с разными историями жизни, в том числе от счастливых пар, познакомившихся в интернете.

Стереотип № 13
"Старость - это немощность"

Принято считать, что "третий возраст" может рассчитывать только на сочувствие и сострадание. Но мы совершенно забываем о том, что если "осень жизни" приносит с собой удовлетворение и чувство единства, то старость становится счастливой порой.

Как разрушить стереотип?

Дело ведь не в том, как выглядит человек, а в том, на сколько лет он себя ощущает.

Если, к примеру, ваша цель - добиться, чтобы в транспорте вам уступали место, то, возможно, и нет необходимости ломать данный стереотип. Ведь так удобно верить в слабость и немощность пожилых. И им самим, и окружающим. А вот в факты верить достаточно сложно. "Мне 84 года. Конечно, я считаю себя глубоко пожилым человеком, - рассказывает читательница Полина Федоровна, - но это только по паспорту. А вообще-то я просто живу. Я люблю жить. Люблю своих детей и внуков. Сейчас я живу на даче. У меня там грядки, парник, цветы. И за всем я ухаживаю. Живу вместе со своим дедом. Ему - 92. Еще и за ним ухаживаю (смеется). Тяжело, конечно, бывает... Но пока двигаюсь - значит живу!".

Возможно, мы затронули не все существующие стереотипы. Но, озвучив некоторые из них, мы попытались разрушить штампы, которые якобы необходимо соблюдать. Руководствуясь установленными шаблонами и клише, мы стараемся избежать ошибок. А если что-то и нарушаем, то благодаря пресловутым законам упорно себя оправдываем.

Но! - Совсем недавно неравные браки (и возрастные и социальные), а также гостевые или гражданские считались жесткими "табу". Или раздельные кошельки... Или то, что муж должен зарабатывать больше жены... Сегодня эти общественные феномены перешли в разряд лояльных. Среди нас все больше "нарушителей" стереотипов. И хотя они вызывают смешанные чувства у большинства, они как разведчики прокладывают новые дороги в сознании, тем самым доказывая, что в этом мире все возможно...

"Пустой стул"
Каждый стереотип требует тщательной проработки. Есть замечательная методика под названием: "пустой стул", имеющая двойной эффект. Проговаривая несказанные слова "пустому стулу", вы тем самым, освобождаетесь от напряжения. Эффект первый: происходит внешняя разрядка. Расслабляются мышцы, становясь эластичными, разглаживаются морщины, а тело становится гибким. Эффект второй: происходит внутренняя разрядка. Внутренне вы перестаете бояться нарушить правила, которые упорно "навешивает" вам общество, тем самым, обретая свободу. Вы начинаете делать то, что считаете важным и нужным. Как результат, в вашем окружении появятся люди, которые будут разделять и уважать ваши ценности и взгляды, несмотря на общественное мнение.

У каждого из нас есть своя "клетка условностей" с множеством правил и странных ритуалов. Наверное, это и есть жизнь в ее многообразии... Но, если вдруг вы почувствуете, что все это мешает вам быть счастливыми, смело ломайте, крушите, боритесь за свою свободу! Однажды, разрушив стереотипы, мы окажемся в очень странном мире, где есть место таланту, интересным встречам, неординарным поступкам, которые из-за стереотипного мышления не поддерживаются социумом.

Наверное, прежде всего, стоит научиться слушать себя и свое сердце, а не других людей и... просто стать счастливыми.

Не ломайте голову, ломайте стереотипы. И будьте счастливы!

Хотя и некоторые воспринимают это как дискриминацию, но почти обо всех нациях существует какое-то сложившиеся мнение. Зачастую, оно бывает ошибочным, лишь с малой долей истины. Но это мнение настолько распространилось по всему миру, что стало закоренелым стереотипом, по которому воспринимаю всю страну и ее культуру.

Таких стереотипов о разных национальностях невероятное множество. Откуда они берутся – остается загадкой. Но со временем эти стереотипы превращаются не только в шутки и анекдоты, а становятся визитной карточной всей нации. Предлагаем ознакомиться с некоторыми самыми распространенными стереотипами о различных нациях.

1. Обязательный перерыв на чай

Традиция пить чай в пять часов, несмотря на все заботы и работу, пожалуй, главный стереотип, который существует об англичанах. Но эта милая традиция, на сегодняшний день, умерла для 99% процентов англичан.

Из-за ежедневных проблем, работы и других важных дел, у них просто нет времени на такую роскошь. Чайная традиция всегда была популярна больше у аристократических слоев населения. Возможно, у них до сих пор сохранилась в первозданном виде древняя традиция «чайного расписания». В общем, англичане пьют чая не больше, чем любая другая нация в мире.

Но вот что касается молока, так это вполне реальный стереотип. Во всех кафе, ресторанах, домах, если вы попросите чай, то его обязательно подадут с молоком. Так что, если вы предпочитаете обычный напиток, нужно предупреждать заранее.

2. Все англичане очень вежливые


Вежливость – это главная черта всей английской нации. И это не стереотип, а реальность. Но их вежливость происходит не из-за доброжелательности, а из-за невероятной сдержанности. Англичане не могут открыто проявлять свои чувства, из-за этого у них больше комплексов, чем у всех других национальностей. К вежливости их, в первую очередь, обязывает общественное мнение. В душе они могут вас ненавидеть, призирать, любить, но никогда этого не покажут.

3. Англия – страна вечного тумана


Хотя погода в Англии не всегда идеальная, но этот стереотип абсолютно неправдив. Наверное, он навязан нам фильмами о Шерлоке Холмсе.

Но вот то, что англичане любят говорить о погоде – это правда. Тему погоды они используют как знак того, что вы им интересны, и они хотят продолжить разговор. Кроме того, это одна из немногих тем, где можно избежать разногласий. А англичане терпеть не могут конфликты и всячески пытаются их избежать.

4. Индусы – бедные, глупые и нечистоплотные


Этот стереотип возник из-за тяжелой истории Индии, которая насчитывала много лет рабства и пренебрежения человеческими правами. И хотя сегодня большая часть индусов живет очень бедно, уровень развития страны с каждым годом возрастает.

Экономика Индии развивается настолько стремительно, что страна уже лидирует по изготовлению лекарств и программного обеспечения, а также в сфере киноиндустрии. Так что не стоит верить в то, что индусы глупые и у них нет образования.

Не считая бомжей и очень бедных людей, индусы очень чистоплотны, если это касается их самих или их жилья. Но вот за чистоту на улице они не беспокоятся, поэтому у них везде мусор и ужасно воняет.

5. Американцы – самая тупая нация


Этот стереотип любят подпитывать все другие нации, обосновывая низким уровнем образования в Америке.

У них нельзя скачать дипломную работу из Интернета и нужно писать ее годами, нельзя списать контрольную, а за провал экзаменов запросто могут выгнать из учебного заведения. Американское образование лишено большинства ненужных предметов. Из-за этого упрощения многие считают, что американцы глупые.

Но на самом деле, они получают только ту информацию, которую действительно можно применить в реальной жизни. В результате дети, которые знают, что такое котангенс и каллиграфически пишут, не всегда могут реализовать себя в жизни. А вот «глупые» американцы занимают первое место в мире за числом научных открытий. Кроме того, за всю историю существования Нобелевской премии ее получили 326 американцев.

6. Американцы помешаны на еде из фаст-фудов, поэтому страдают лишним весом


Как это ни печально, но американцы на самом деле занимают первое место в мире по ожирению. Но большая часть этих людей – не коренные жители, а иммигранты или их дети (латиносы и афроамериканцы).

Большая часть коренных американцев помешана на здоровом питании и спорте. Пристрастие к фаст-фудам испытывают приезжие, которые едут в Америку на работу и не имеют времени, чтобы готовить. Более того, быстрое питание – не дешевое удовольствие, и американцы предпочитают не тратить на него свои деньги.

7. Итальянцы едят только макароны


Макароны, или как их называют – паста, считается национальным блюдом в Италии. Мастерство ее приготовление настолько высоко, что обычные полосочки теста превращаются под итальянским соусом в кулинарный шедевр.

Но итальянцы не едят пасту каждый день. Они заменяют ее рисом с овощами, супами и множеством другой еды. Так как итальянцы склонны к полноте, они просто не могут себе позволить каждый день есть много мучного.

8. Итальянские семьи самые большие


Когда-то действительно обычная итальянская семья состояла, как минимум, из 7 детей. Сейчас же итальянцам подвластна европейская традиция – заводить детей после тридцати лет. Из-за этого в Италии на первом месте проблема рождаемости и сокращения числа населения.

9. Немецкие девушки очень некрасивые


Это очень распространенный стереотип. На контрасте с нашей всегда нарядной девушкой, немки одеты просто, скромно, но удобно. Они не пытаются выделится среди других и выглядеть так, будто бы принц появится перед ней в любую минуту.

Молодежь, как и в других странах мира, следует тенденциям моды и подбирает себе стильную одежду. Но девушки постарше, которые заняты работой, предпочитают тратить деньги на отдых и полезные вещи, нежели на косметику и наряды.

10. Русские пьют водку на завтрак и ужин


Главный стереотип о русских, после медведей на улице, это водка. Ее пьют все, и дети и взрослые. по поводу и без, утром, в обед и на ужин.

Это все смешно, но Россия на самом деле занимает первое место по алкоголизму в мире. В большинстве пьют только бедные слои населения или люди в деревнях. Хотя молодежь все чаще перенимает эту традицию у взрослых.

11. Украинцы не едят ничего, кроме сала


До недавнего времени, главным стереотипом об Украине было то, что никто не знал, где она находится. Но так как этот нюанс исправили,нас прославила традиция - есть сало трижды в день. Возможно, в прошлом так и было, ведь в деревнях крестьяне всегда держали свиней. Но сейчас, большинство молодежи выступает за здоровый образ жизни и даже вегетарианство. Так что сало – это редкая роскошь за обеденным столом.

12. Каждые испанец умеет танцевать фламенко


Этот стереотип навязан нам фильмами. Далеко не каждый испанец умеет его танцевать. Кроме того, фламенко не единственный популярный танец в Испании. Каждый регион страны славится своим особенным танцем: чотис, мунейра, сардана и другие.

13. Главное зрелище Испании – коррида


Это еще один стереотип, навеянный романтическими фильмами об Испании. Сейчас коррида запрещена в большинстве регионов страны. Против нее выступают как организации защиты животных, так и защитники прав людей.

14. Ежедневная еда японцев – суши


Это еще один ложный стереотип. Пожалуй, суши – единственное популярное японское блюдо в нашей стране. А вот японцы в повседневной жизни едят больше рис, овощи, супы, рыбу и мясо.

15. Француженки всегда женственны и стильные


Так как Париж считается центром мировой моды, многим кажется, что парижанки даже в магазин выходят в обтягивающих платьях, на каблуках, с красной помадой на губах.

На самом же деле, французы, как и все европейцы, одеваются скромно, а главное – удобно. Девушки, в большинстве, носят джинсы и кофты. Но вот к чему они очень внимательны – это макияж. Он должен быть всегда легким, без вызывающих излишеств, и подчеркивать красоту.

Стереотип – вариант личностной установки. Установка – своеобразная призма, через которую в определенных условиях или по отношению к определенному объекту человек воспринимает мир и ведет себя только одним образом. Наш мир пропитан стереотипами. От них не уйти, так как это продукт общественного сознания. Стереотипы приносят как пользу, так и вред.

Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».

Социальная установка включает 3 компонента:

  • знания об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении объекта (аффективный компонент);
  • готовность поступать конкретным образом (поведенческий компонент).

Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.

Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

У стереотипов есть свои плюсы и минусы:

  • С одной стороны, такое ограничивает , препятствует раскрытию или просто вредит там, где объект стереотипа изменился (минус).
  • Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны (плюс).
  • Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус). Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует оказаться в состоянии фрустрации и дезадаптации.
  • Стереотипы помогают экономить нервную энергию, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях (плюс).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.

Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.

Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает , окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.

Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.

  • Например, что большинство людей представляют, если слышат, что женщина называет себя домохозяйкой? Полную даму с бигудями на голове, в сальном фартуке, с измученным видом, не работающую. На деле же каждую женщину можно назвать домохозяйкой, а эра интернета многим позволяет работать в стенах дома.
  • Или почему рождение ребенка у многих людей ассоциируется с неизбежным крахом фигуры и «запуском себя». На самом деле это индивидуальный выбор каждой женщины.
  • Популярно мнение, что старость = мудрость, ум. Нет, это не синонимы. Как и уважать человека за один возраст нельзя. Старики, как и подростки, молодежь, взрослые люди бывают разными. Среди них так же встречаются неприятные, эгоистичные, асоциальные личности.

Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны , предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.

Особенности стереотипного восприятия

Мышление через стереотипы отличается следующими особенностями:

  • Эффект проекции, суть которого в том, что при общении мы наделяем своими недостатками неприятных нам людей, а своими достоинствами – приятных.
  • Эффект средней ошибки, подразумевающий усреднение ярко выраженных особенностей другого человека.
  • Эффект порядка, при котором в общении с малознакомым человеком больше доверия мы отдаем первичной информации, а при общении со старым знакомым – свежим данным.
  • Эффект ореола, или суждение человека по одному из его поступков (хорошему или плохому).
  • Эффект стереотипизации, или наделение человека характерными (стереотипными) чертами для какой-то группы, например, ориентируясь на профессию человека.

Виды и формы стереотипов

Стереотипы характеризуют как индивидуально-личностные особенности, так и внешние признаки людей. Например, жив стереотип об эмоциональности женщин и рациональности мужчин (индивидуально-личностные особенности). Также популярен стереотип, что татуировки наносят только неблагополучные или социально опасные люди, либо несерьезные (внешние стереотипы). Или стереотип о том, что черный цвет в одежде – признак депрессии и внутреннего разлада.

Единой классификации стереотипов нет:

  • В одной выделяют такие виды (В. Н. Панферов): антропологические, социальные, эмоционально-экспрессивные.
  • Отечественный психолог Артур Александрович Реан выделил антропологические, этнонациональные, социально-статусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие стереотипы.
  • О. Г. Комарова обозначила 3 вида стереотипов: этнические, профессиональные, полоролевые.

Таким образом, рассматривать феномен стереотипов можно с нескольких позиций:

  • содержания;
  • адекватности (часто в основе все-таки лежит правдивый факт);
  • происхождения стереотипов (условия и факторы возникновения);
  • роли стереотипов в жизни человека, восприятии других людей и функционировании общества.

Адекватные, то есть правдивые стереотипы полезны и необходимы, так как нашему тоже нужно отдыхать. А вот влияние неадекватных стереотипов стоит ограничивать. Адекватный стереотип становится неадекватным, когда правдивые данные устаревают в силу изменения объекта стереотипа.

Как избавиться от стереотипов

Мы не можем контролировать процесс формирования стереотипов, но в наших силах сознательно уменьшать их влияние на наше поведение и восприятие людей. Полностью избавиться от стереотипов нельзя.

Исходя из того, что стереотип – это устойчивое и категоричное, упрощенное представление, суждение о чем-либо, распространенное в среде обитания личности, придерживающейся его, можно утверждать, что скорректировать влияние стереотипов позволит:

  • смена окружения;
  • расширение знаний об объекте стереотипа.

С первым все понятно: уехать из страны, обзавестись новыми друзьями и так далее. А как насчет второго пункта?

Стереотипы – это штампы, ярлыки. Как от них избавиться? Быть критичным и избирательным к поступающей информации. Как минимум, не принимать какой-либо факт, пока лично с ним не столкнешься. Важно не поддаваться на и провокации СМИ, давление общества (даже родителей и старших товарищей). Учитесь перепроверять информацию. Это вопрос практики. Услышали какой-то факт, усомнились в нем, нашли несколько источников, если информация не расходится, то можно верить.

Найти источник

Послесловие

Таким образом, ломать стереотипы можно с двух позиций:

  • чужие убеждения через личный пример и действия, поиск внутренней гармонии;
  • свои убеждения через активность познания внешнего мира.

Например, в молодом возрасте тоже может быть плохое здоровье. Если вы это примите в себе и других, то уже минус один стереотип. В выходной не обязательно сбегать из дома в кафе или клуб, можно насладиться домашним уютом. Вот и второй стереотип сломан. В браке обязательно должны быть дети, но вы еще не достигли своих планов по самореализации, не готовы заниматься детьми, хотя брак ваш крепок и проверен годами? Значит, не нужно пока рожать детей. Познавайте себя и формируйте соответствующие условия вокруг.

Составьте список самых популярных для вас стереотипов и вперед к разрушениям. Проверяйте их лично. Самопознание и познание – основа избавления от стереотипов. В обоих случаях вы найдете себя и сможете контролировать стереотипное поведение и мышление, а не наоборот.

Тема статьи: стереотип это? Гендерные, этнические, социальные стереотипы. Динамический стереотип это? Происхождение слова? Откуда берутся стереотипы? Кому выгодны? Как с ними бороться? Есть ли польза от стереотипов?

Нам с Вами повезло жить в новую постиндустриальную, цифровую эпоху, которая пришла на смену индустриальному обществу. Сейчас жизнь и технологии вокруг нас так стремительно меняются, что ранее принятые в обществе представления о той или иной ситуации или группе людей быстро меняются и часто на диаметрально противоположные .

Сейчас стало модно иметь не общепринятое, а свое мнение. Стало модно бороться со стереотипами. Итак, что же такое стереотипы?

Можно узнать определение понятия «Стереотип» в Википедии , но здесь я разъясню более простыми словами его научное значение (в психологии, социологии, биологии). Плюс приведу примеры из современной жизни, которые могут даже шокировать некоторых из Вас , но при этом помогут распознать и победить свои стереотипы и…может, кардинально изменить свою жизнь.

Происходит слово «Стереотип» из типографского, печатного дела, где стереотипом называлась форма, при помощи которой делали много копий, экземпляров газет, книг и т.д.

Стереотип в психологии — это устойчивый шаблон действия, поведения, мышления, применяемый человеком рефлекторно, без раздумий, неосознанно. Откуда берутся стереотипы? Стереотипы могут навязываться обществом, родителями, школой. Часто они не соответствуют реалиям жизни и, поэтому, вредят людям.

Примеры стереотипов

Пример #1. Для стереотипов характерно высокая степень устойчивости. Вот яркий пример, подтверждающий данное утверждение.

Несмотря на то, что Япония — современная страна с ультра развитыми технологиями, здесь до сих пор законодательно закреплен 12-ти часовой рабочий день . Японцы-парламентарии многократно пытались утвердить изменения в законодательство, но каждый раз — безуспешно. Причем, сами граждане не согласны с таким изменением. Они не представляют свою жизнь другой, с меньшим рабочим днем. Известен факт, что Японцы непревзойденные трудоголики и при этом очень консервативны.

Пример #2. Следующий пример касается не иностранной, а нашей с Вами ментальности — стереотипа, закрепленного в нашем обществе. Положительным является тот факт, что этот стереотип уже почти побеждён.

Совсем недавно было принято считать, что фрилансеры — это «бедные художники», в основном писатели и дизайнеры, которые имеют не надежную и не стабильную работу . Но сейчас, после того, как множество людей в связи с кризисом потеряли свою «стабильную» работу, многие стали восхищаться свободным стилем жизни фрилансеров. Ведь они не привязаны к одной работе и не зависят от одного работодателя. Прогрессивные и активные люди, и молодые, и старшего возраста, стали переучиваться, чтобы стать фрилансерами ( читайте в этой полезной статье). То, что раньше осуждалось, стало видеться надёжным и желанным.


Пример #3. А этот пример поможет Вам или Вашим детям пересмотреть свое отношение к данному стереотипу и, возможно, Вы не станете тратить впустую несколько лет на высшее образование. В ВУЗах сейчас не учат действительно востребованным, высокооплачиваемым профессиям, за которыми будущее. Там просто о них не знают. И не учат тому, как начать вести свой бизнес и стать миллионером.

Итак, прошлое поколение считало, что без высшего образования нет никакой перспективы стать успешным и независимым человеком. И это утверждение действительно имело подтверждение в их жизни. Страшен тот факт, что сегодня бабушки и дедушки, мамы и папы из лучших побуждений, пользуясь стереотипом о необходимости высшего образования, отдают своих чад на 5-6 (!) лет в ВУЗы. Дети тратят драгоценное время и еще кучу родительских денег, но закончив ВУЗы они понимают, что то, чему их учили 5 лет, безнадежно устарело и не востребовано на рынке труда . Потому что ситуация на нем меняется буквально каждый день. Что же делать? — спросите Вы. У меня есть обстоятельный ответ на этот вопрос в статье Дело в том, что чтобы получить востребованную, современную профессию сегодня не нужно учиться несколько лет. Есть множество онлайн курсов, в том числе БЕСПЛАТНЫХ от известнейших университетов мира. А если Ваше чадо мечтает стать айтишником, есть интернатуры при известных IT-компаниях . Обо всем этом читайте в вышеуказанной статье.

Думаю теперь Вы поняли, как вредны стереотипы, особенно в наше время стремительных изменений. Сейчас даже когда-то полезные стереотипы уже не только не работают, но и вредят нам.

Еще несколько примеров стереотипов. Есть еще множество примеров стереопитов, о которых можно сказать.

Например, бабушки часто спрашивают молодых девушек: Когда ты уже выйдешь замуж? Ведь в их время девчонки выскакивали замуж в 18-20 лет.

Мужчинам нравится стереотип о блондинках, о женщинах за рулем. Здесь работает гендерный стереотип (гендерный стереотип — это когда в обществе распространено представление об определенных ролях и поведении мужчин и женщин ).

Девушки подрывают свое здоровье из-за стереотипа о красоте и идеальных пропорциях 90−60−90.

Национальные и этнические стереотипы это?

Этнические, национальные стереотипы — это устоявшиеся представления народов об умственных, моральных, физических свойствах других народов. Могут быть положительными или отрицательными в зависимости от истории взаимодействия между народами.
Автостереотипы – это общие представления народа о себе, чаще бывают положительными. Гетеростереотипы – это представления о другом народе, расе, национальности, чаще бывают отрицательными.

Мы знаем, что исторически сложилось так, что англичане не любят французов и наоборот. Из-за многих продолжительных войн из поколения в поколение передается «память» прошлых лет. По такому же принципу многие другие народы-соседи не любят друг друга.

Мне очень нравится яркая иллюстрация к вопросу этнического стереотипа — видео об эксперименте в группе добровольцев — представителей разных национальностей, у которых исследовали ДНК на национальную принадлежность .

Социальные стереотипы это?

Социальные стереотипы — это понятие было введено социологом Уолтером Липпманом в 1922 году в работе «Общественное мнение» и означает формы привычного, упрощенного, типизированного восприятия социального субъекта, стандартные оценки социальных, этнических, профессиональных групп.

Уолтер Липпман назвал 4 характеристики стереотипов:

  • схематичны и в полном объеме не отображают реальность;
  • часто дают ложное представление об объекте или человеке;
  • живучи и устойчивы, для их разрушения требуется много времени;
  • являются плодом работы целого общества, а не одного человека.

Примеры социальных стереотипов

  • Женщина — слабый пол,
  • Муж/жена не должны быть на много старше,
  • Брак должен быть между людьми только из общего социального круга, класса,
  • Женщина не может быть хорошим айтишником, водителем, инженером, …
  • Вся молодежь распутная, не путёвая,
  • Счастье — это когда много денег.

Динамический стереотип это?

Понятие динамического стереотипа было введено профессором И. П. Павловым в 1932 году. Мы все помним из школьной программы эксперименты Павлова с собакой, в результате которых Павлов сформулировал понятие условного рефлекса. При постоянном повторении сигналов (загоралась лампочка и следом приносили еду) у животных вырабатывался условный рефлекс — выделялась слюна. Это и есть динамический стереотип или условно-рефлекторный стереотип.

Кому выгодны стереотипы?

Общество, пронизанное стереотипами и лишенное иронии (примером может служить тоталитарное общество), не способно генерить новые идеи и обречено на крах. Стереотипы часто бывают выгодны управляющей верхушке, которая эксплуатирует свой народ. Ибо народом, живущим в страхе поступать не по общепринятым стереотипам, по определению легче управлять.

Плюсы и минусы стереотипов

Изначально стереотипы возникли, как нечто полезное, они помогали человеку отличать своих от чужих. Чтобы не тратить свою энергию и время, постоянно оценивая каждого индивида, было принято оценивать целую группу людей и передавать свое представление о ней своим детям. Таким образом, некоторые стереотипы важны, так как экономят наше время и позволяют использовать сэкономленное время на какую-то полезную, творческую работу.

Но опасность заключается в том, что однажды закрепленное за группой людей стереотипное представление, является очень устойчивым, его трудно изменить. А так как сейчас все стремительно меняется (см. выше пример с отношением к фрилансерам), за общественным мнением нужно следить, сверять его с трендами и и со свои мнением.

Резюме

Думаю, из статьи стало понятно, что стереотипы — это больше опасная, чем полезная штука. Предлагаю нам всем внимательно рассмотреть собственное мнение по основным жизненным вопросам и определить, такое уж ли оно «наше»?

А может это вовсе не наше, а навязанное нам «общественное мнение»? И может оно даже вредно для нас? Может хватит держаться за «стабильную» работу, терпеть злобного начальника и низкую зарплату, а наконец-то решиться и выйти из зоны комфорта и , создать, освоить , начать , стать , вести жизнь в стиле , записать и сделать еще много интересных и полезных дел. Полезных для себя, а не для своего работодателя!

Желаю всем мечтать! Желаю вдохновения и уверенности в своих силах!

На протяжении жизни мы накапливаем множество стереотипов. Сначала они мешают нам учиться, потом – завязывать отношения, работать, общаться. Поэтому отношение к понятию часто бывает негативным. Но кто выдумал эти шаблоны мышления? Зачем они нужны, если они не оставляют нам свободы действий? И как научиться распознавать свои стереотипы? В одной статье рассказать обо всех шаблонах мышления не получится. Но можно поговорить о самых популярных.

Что такое стереотип

Стереотип - это шаблонное мнение о человеке, явлении, социальной группе или событии. Шаблоны мышления – результат эволюции. Они есть у всех людей, поэтому лучше принимать их как данность. В нашем мозге заложен определенный лимит познания, внимания, творческого размышления. Чтобы экономить энергию мозг упрощает картину мира, делает ее более понятной.

Стереотипы - это установленные в нашем мозге автоматизированные программы, которые аккумулируют генетический и приобретенный опыт. То есть наша генетика – это некий фундамент для шаблонов мышления. Но сами стереотипы не являются чем-то врожденным . Они возникают из информации, которую дают нам родители и окружение.

Нашим пращурам шаблоны мышления помогали не только жить, но и выживать. Когда к мохнатому предку приближался враг, ему некогда было философствовать: бежать или поразмышлять. Кто побежал – выжил, философы были съедены. Так что исторически деление по цвету кожи, религии, полу, способу общения было полностью оправдано. Многие люди и сегодня остаются консерваторами: чтят старые традиции, не признают чужаков и учат всему этому детей.

Наша жизнь меняется так быстро, что стереотипы, которые мы переняли у наших предков, перестают нас защищать. Иногда предубеждения завладевают нами настолько, что приобретают негативную окраску и заметно искажают реальность.

Примеры стереотипов:

  • Женщины мечтают о любви, а мужчины хотят только секса.
  • Женщины любят только богатых/мужчины любят длинноногих блондинок.
  • Все богатеи – воры.
  • Заработать много денег честным трудом невозможно.
  • Бьет – значит любит.
  • Самое дорогое – самое качественное.

Но есть и хорошая новость: стереотипы не являются чем-то постоянным, они могут разрушаться. Например, после переезда в другую страну, рассеиваются многие культурные, этнические или расовые предубеждения. Многие, но не все.

История понятия «стереотип»

Слово стереотип произошло от двух греческих слов: «твердый» и «удар». В переводе значит «след от удара» или «твердый отпечаток». Впервые было использовано в 1796 году в типографском деле, где стереотипом называли монолитную печатную форму или клише, с помощью которой можно было печатать страницу целиком. В метафорическом смысле стереотип – это зафиксированный вариант чего-либо, сложившийся стандарт.

В 1922 году американский писатель, журналист Уолтер Липпман (1889-1974) ввел термин «социальный стереотип» – эмоционально окрашенный, устойчивый образ группы, который переносится на всех ее представителей. В такой модели беспорядочный, многообразный мир представляется четким и разделенным на категории. Такое своеобразное «расчленение» общества – это защитный механизм, без которого людям было трудно сосуществовать.

У. Липпман описал четыре свойства шаблонного мышления:

  • Упрощение реальности. Предубеждения описывают окружающий мир двумя-тремя словами (например: все мужики – козлы/ все бабы – стервы).
  • Ложное утверждение. У каждого народа или нации есть исторически сложившиеся шаблоны относительно чужой культуры, представителей других народов. Например, англичан многие представляют аристократичными снобами, а индусов – худыми йогами в позе лотоса. Но англичанин или индус не обязан соответствовать нашим представлениям о нем.
  • Воплощение чужого жизненного опыта. Когда мы взрослеем, мы впитываем чужие стереотипы, не подвергая их переосмыслению, критике.
  • Неизменность. Предубеждения сильнее реальности. Если женщина убеждена, что «путь к сердцу мужчины лежит через желудок», она будет кормить каждого знакомого. И если встретит равнодушного к еде мужчину, решит, что это был единственный в мире мужчина, который не любит поесть.

Позже благодаря работам американского философа Хилари Патнэма (1926-2016) стереотип активно изучается в лингвистике. Патнэм развивал гипотезу разделения языкового труда, согласно которой в каждом трудовом коллективе формируются термины, определения и языковые обороты, понятные только членам этой группы. Например, на своем особом языке говорят программисты, врачи, юристы. Причем они используют не только терминологию, но и свои профессиональные анекдоты, шутки.

Стереотипизация многопланова . Она проявляется в разных сферах деятельности человека и изучается многими науками: социологией, политологией, культурологией, этнографией, психологией, лингвистикой, когнитивистикой. Жесткие шаблоны мышления порождают предрассудки к людям с особыми потребностями, с разным цветом кожи, к представителям сексуальных меньшинств или религиозных конфессий. Они активно обсуждаются и осуждаются в обществе. С предубеждениями воюют феминистки, политические и общественные деятели, международные организации ООН и ЮНЕСКО.

Но существуют шаблоны восприятия, которые являются частью нас самих. Они срастаются с нами настолько, что мы даже не догадываемся об их существовании. Бороться со своими стереотипами приходится самостоятельно.

5 стереотипов, которые мешают нам жить

Негативная сторона стереотипов – предрассудки. Когда мы предвзято смотрим на окружающих, часто действуем несправедливо или вредим сами себе, своему будущему.

Этностереотипы

Этностереотипы – это шаблонные представлениях о своем и других народах. Они существовали всегда и продолжают существовать. В большинстве случаев этностереотипы вредят взаимопониманию и приводят к нерадостным последствиям. Но если предубеждения против «чужаков» признаются нормой, они становятся благодатной почвой для расизма, терроризма, крайнего национализма, дискриминации. Если задать себе вопрос о жителях других стран, воображение сразу рисует образ «типичного» представителя:

  • «Типичный американец »: дружелюбный, трудолюбивый, самоуверенный, вечно спешащий.
  • «Типичный китаец »: низкорослый, бесцеремонный, шумный, жующий один только рис.
  • «Типичный англичанин »: сдержанный, пренебрежительный, держащий чашку чая в одно руке, тарелку овсянки в другой.
  • «Типичный француз »: самодовольный, модный, любвеобильный, любящий поедать улиток и лягушек.

Мы смеемся с анекдотов про чукчей или армянское радио, любим пошутить о неторопливости финнов или скупости евреев. Разумеется, этностереотипам, на которых строятся анекдоты, можно не придавать особого значения. Но повседневные стереотипы о представителях других культур в первую очередь вредят нам самим. Этнические предрассудки можно сравнить с шорами, которые сужают наш кругозор, мешают знакомиться, влюбляться, общаться, наслаждаться культурой других стран.

Гендер или пол

Гендерные стереотипы – это устоявшиеся искаженные представления о женских и мужских образах. Представления о мужчинах и женщинах формировались на протяжении всей истории, начиная со времен мужчин-охотников и женщин-хранительниц домашних традиций. Дополнительных штрихов к портрету добавили античные мифы, романтические баллады. В XXI веке гендерные роли изменились, но мифы о «Альфа-самце» и «Нежной нимфе» все так же популярны. Перечислим те самые, набившие оскомину:

  • Мужики не плачут.
  • Роль женщины 3К: киндер, кюхе, кирхе (дети, кухня, церковь).
  • Все блондинки – глупые.
  • Домашняя работа для мужика – позор.

Звучит бредово, правда? Но именно на этом воспитывались многие из нас. Такое шаблонное мышление действует как увеличительное стекло, которое еще больше подчеркивает различия между мужчиной и женщиной. Зато если не противопоставлять мужское женскому, отношения станут более интересными, красочными и разноплановыми.

Отношения и семейная жизнь

В наши головы с детства вкладывают шаблоны об идеальных отношениях. Большинство информации мы получаем от родителей, но свои коррективы вносят книги и рассказы окружающих «о том, как надо». Часто юноши и девушки завязывают отношения и вступают в брак, надев розовые очки. Главное правило прочных отношений звучит так: никто не знает, как будет лучше именно для вас. Но есть несколько популярных шаблонов, которые наверняка приведут к неприятностям и усложнят жизнь:

  • Он изменится после свадьбы.
  • Своего человека я узнаю с первого взгляда.
  • Настоящая любовь – это всегда праздник.
  • В отношениях не должно быть обязательств.
  • Противоположности притягиваются.

Иногда отношения рушатся из-за ерунды и время спустя мы вздыхаем: «почему я позволил(ла) своим предубеждениям мной руководить». Шаблоны часто помогают нам в разных жизненных ситуациях, но в основном – мешают. Ведь культурные и гендерные коды постоянно меняются. То, что было нормой для наших родителей, уже не всегда применимо в нашей жизни.

Реклама

В 2012 году законом запретили рекламу лекарств «людьми в белых халатах». Потому что людям, напоминающим докторов, мы доверяем безотговорочно. Легче было ввести запрет на законодательном уровне, Чем попытаться развенчать этот стереотип. Стереотипы потребителей – это, как правило, общепринятые предубеждения. Это могут быть образы, люди, фразы, интерьеры. Используя свои стереотипы. Мы сами «дорисовываем» недостающее и начинаем верить:

  • В то, что ежики носят на спине спелые яблоки прямо на завод (хотя ежи поедают жуков и червей).
  • В то, что вкусную сметану и кефир готовит бабушка в глиняном горшочке (типичный стереотип деревенской жизни).
  • В то, что наручные часы носят преуспевающие бизнесмены или искусные соблазнители, привлекающие женщин (использование гендерного стереотипа).
  • В то, что советам пожилой женщины можно доверять (знаменитая тетя Ася и бабушка мистера Пропера).

Стереотипы в рекламе – массовое явление. Их используют небольшие компании и крупные бренды. При разработке рекламы подключают психологов, поэтому мы регулярно попадаемся на новые уловки или манипуляции. Противостоять такому напору сложно, но реально. Стоит подключить здравый смысл и исходить из своих потребностей, а не из обещаний.

Питание и ЗОЖ

Здоровый образ жизни сегодня в моде. И это прекрасно. Но кроме пропаганды правильного питания и спорта нам предлагают очередные стереотипы, в которые мы охотно верим. Еще недавно популярно было мнение о «широкой кости», которая не дает похудеть. Потом в почете были белковые или безуглеводные диеты, без которых сбросить вес было немыслимо. На волне современного энтузиазма мы покупаем беговые кроссовки и мультиварку, но почему-то снова не худеем. Возможно, в этом виновны наши предубеждения:

  • Похудение невозможно без клизмы.
  • Чем меньше ешь, тем быстрее похудеешь.
  • Можно похудеть, если не есть после 6 часов вечера.
  • Экзотические фрукты и овощи лучше, чем родные.
  • Самые полезные продукты – обезжиренные.

Иногда мы сами себя обманываем и верим только тому, чему хотим верить. Но чаще – попадаемся на рекламные уловки или обещания мгновенного похудения. Но, прежде чем закупать диетическую газировку или соевое молоко, стоит подключить здравый смысл и интуицию. Ведь стереотипы относительно здорового образа жизни могут стоить нам слишком дорого. Здоровые продукты оказываются не такими уж здоровыми, хотя стоят в разы дороже аналогов.

Выводы

  • С точки зрения психологии стереотип – это мыслительный робот, который сортирует информацию, поступающую в наш мозг.
  • Стереотипы – это хорошо. Они экономят мыслительную энергию, помогают нам мгновенно реагировать на происходящее.
  • Стереотипы – это плохо. Они ограничивают наши возможности, делают действительность более примитивной.
  • Со стереотипами жизнь спокойнее, а без них – интереснее.
  • Шаблоны мышления – не врожденные. Они могут меняться под действием обстоятельств или с усилием воли.
  • Негативная сторона стереотипов – предрассудки, которые усложняют нашу жизнь.
  • Шаблоны мышления не учитывают индивидуальных различий между людьми, поэтому могут стать причиной социального расслоения или дискриминации.