Презентация к программе подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. Презентация на тему "дети сироты" Понятие и причины сиротства

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « САНАТОРНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ» г. ТАРКО – САЛЕ, ПУРОВСКОГО РАЙОНА Программа деятельности социальной службы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Слайд 2

МНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ» г.ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ На заседании НМС Директор МКООУ «СШИ» Протокол №___ __________П.Ю.Грабельников От «__» _________2010 г.
Программа деятельности социальной службы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Автор-составитель: Газизова Рамзия Миргазияновна, социальный педагог

Слайд 3

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы Программа деятельности социальной службы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Условное (краткое) наименование программы Программа
Инициатор постановки проблемы МКООУ «СШИ» г. Тарко-Сале
Основные разработчики программы Газизова Рамзия Миргазияновна, социальный педагог МКООУ «СШИ» г.Тарко-Сале
Сроки реализации 2010-2015 годы
Прогнозируемый результат: Социально адаптированная и здоровая личность, способная самостоятельно решать личные проблемы и проблемы общества.
Объект оказания помощи: Дети без опеки и попечительства; Дети с проблемами в обучении; Дети с личностными проблемами; Дети, состоящие на учете ОпДН и КДН и ЗП; Дети, оказавшиеся в кризисной жизненной ситуации.

Слайд 4

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовое обоснование -Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (в редакции 17.12.2009); -Семейный кодекс РФ; -Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции от 13.10.2009); -Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 17.12.2009); -Федеральный закон от 16.04.2001 №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; -Конвенция о правах ребенка.
Литература Н.А.Маньшина, Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка -2 издание Волгоград: Учитель 2008 И.Ю.Фоминичева, Социальный педагог в школе Выпуск 2 Волгоград: Учитель 2009 Л.Д.Баранова, Социальный педагог в школе Волгоград: Учитель 2009 И.В. Дубровина Психологическая служба образования - М, 1997. Бодмаев Ю.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения у школьников.-М., 1997. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве Конвенция о правах ребенка

Слайд 5

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Прогнозируемый результат
Актуальность
Проблемы
План мероприятий
Показатели оценки деятельности

Слайд 6

Актуальность
В соответствии со ст.54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Однако это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав и ограничивают в них. В этих случаях ребенок остается вне семьи, без попечения родителей. Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью волну сиротства: по числу детей, оставшихся без попечения родителей, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Российская Федерация занимает первое место в мире (общее количество - порядка 800 тыс. человек, 90 % из них - «социальные сироты», то есть дети, чьи родители живы, но не занимаются их воспитанием). Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. В среднем 130 000 преступлений в год совершаются несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей; около 2000 детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Между тем, практика показывает, что существующая система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может реально противодействовать наметившейся социально негативной тенденции увеличения количества таких детей. Совершенствование существующей системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, направленное на обеспечение и гармонизацию интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание, является одной из актуальных задач реформирования современного законодательства.

Слайд 7

Проблемы
Произошедшая в России смена политического и экономического уклада выявила необходимость пересмотра ряда принципиальных начал, на которых ранее строилось регулирование отношений по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, претерпел изменения институт усыновления, появилась приемная семья, субъекты РФ получили возможность введения собственных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нововведения обусловили необходимость проведения комплексного самостоятельного исследования. В качестве проблемной ситуации данной программы выступает противоречие, заключающееся в том, что распад нормативности, утрата социальных связей и навыков является их способом кризисной адаптации к условиям существующей социальной действительности. Поэтому социальная реабилитация несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей требует не только восстановления их нормальных социальных способностей и соответствующих возрасту видов деятельности, но также преобразование самого общества –как микро-, так и макро-среды, устранение факторов, ведущих к детской дезадаптации, безнадзорности и беспризорности. Проблема: слабая изученность форм и методов защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Слайд 8

Цель:
Повышение социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Поддержка и укрепление здоровья детей; Обеспечение защиты и восстановления прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; и их законных интересов во всех сферах жизнедеятельности.
Обогащение общего развития ребенка с нарушениями слуха. Осуществление коррекции аномального развития. Повышение качества образовательной услуги. Формирование привычки здорового образа жизни.
Задачи: Охрана прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защиты прав детства. Достижение качества образования, соответствующего государственному образовательному стандарту. Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Слайд 9

9
Основные направления работы социального педагога Развитие и поддержка родственных связей. Контроль по выплате алиментов. Оформление и перевод пенсий детям. Получение паспортов и оформление гражданства. Соблюдение прав детей на получение жилой площади. Оформление временной регистрации. Профориентационная работа. Устройство в учебные заведения.

Слайд 10

10
ЗАДАЧА 1 Охрана прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защиты прав детства

Слайд 11

11
ЗАДАЧА 1 Охрана прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защиты прав детства
Учебный год Число воспитанников, получающих алименты (по факту) Количество запросов, направленных в службу судебных приставов Возбуждение уголовных дел
2010-11 2 6 2
2011-12 3 2 1
2012-13 4 - -
Выплата алиментов

Слайд 12

12
ЗАДАЧА 1 Охрана прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защиты прав детства
Учебный год Число воспитанников, получающих пособия (по факту) Пенсии по потере кормильцев Пенсии по инвалидности
2010-11 11 10 1
2011-12 10 10 0
2012-13 8 8 0
Выплата пенсий
Социальным педагогом осуществляется ежемесячный контроль зачислений денежных средств на сберегательные счета воспитанников.

Слайд 13

13
ЗАДАЧА 1 Охрана прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защиты прав детства
Учебный год Количество воспитанников, имеющих паспорта/ гражданство (по факту) Количество воспитанников, получивших паспорта Количество воспитанников, получивших гражданство
2010-11 10/10 3 1
2011-12 7/7 1 3
2012-13 7/7 3 0
Получение паспортов и гражданства

Слайд 14

Временная регистрация
100%
100%
100%
2013
2011
2010
Всем воспитанникам гарантирована 100% временная регистрация по месту пребывания
2012
100%

Слайд 15

15

Учебный год Общее количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей Общее количество детей-сирот, имеющих право пользования жилыми помещениями, сохраненными за ними Общее количество детей-сирот, не имеющих право пользования жилыми помещениями, сохраненными за ними Общее количество детей-сирот, находящихся в списках на внеочередное получение жилья
2010-2011 22 13 9 3
2011-2012 18 11 7 5
2012-2013 18 11 7 4
Согласно ст.71 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.148 Семейного Кодекса РФ, постановления ЯНАО п519 от 08.07.2013года.
Право на получение жилой площади

Слайд 16

16
ЗАДАЧА 1 Охрана прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защиты прав детства

Слайд 17

17
Организационные мероприятия 2010-11 2011-12 2012-13 Ответственные
Разработка совместного плана работы с органами опеки и попечительства по устройству детей в приёмные семьи             Заместитель директора Социальный педагог
Межведомственное взаимодействие       Заместитель директора Социальный педагог
Подготовка документов на получение паспортов и гражданством воспитанников, выплатой алиментов и пенсий            Социальный педагог
Постановка постановкой на временную регистрацию воспитанников            Социальный педагог
Подготовка пакета документов для внесения в список на получение внеочередного жилья            Социальный педагог
Профориентационная работа             Заместитель директора Социальный педагог
Мероприятия по реализации задачи: Охрана прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защиты прав детства

Слайд 18

18
1. Воспитанники получающие алименты и пенсии % (воспитанников) 100 100 100
2. Воспитанники имеющие гарантию на получение закреплённого и внеочередного жилья % 100 100 100
3. Доля выпускников, продолжающих обучение в учреждениях системы НПО и СПО % 100 100 100
ЗАДАЧА 1 Охрана прав и интересов воспитанников, обеспечение социальной защиты прав детства, сопровождение и социальная адаптация воспитанников

Слайд 19


Основные направления работы по достижению качества образования Успеваемость. Количество выпускников, продолжающих обучение. Повышение мотивации к обучению. Контроль за всеобучем. Отслеживание продолжения обучения выпускников. Совершенствование работы по подготовке выпускников к итоговой аттестации. Оценка деятельности.

Слайд 20

20
ЗАДАЧА 2 Достижение качества образования, соответствующего государственному образовательному стандарту
Успеваемость детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляет 100%

Слайд 21

21
Количество выпускников, продолжающих обучение
Профориентационная работа ведётся социальным педагогом, психологом,классными руководителями,воспитателями школы-интерната.
ЗАДАЧА 2 Достижение качества образования, соответствующего государственному образовательному стандарту

Слайд 22

Организационные мероприятия Сроки Сроки Сроки Ответственные
Организационные мероприятия 2011 2012 2013 Ответственные
Организационные мероприятия I II III IV I II III IV I II III IV Ответственные
Повышение мотивации к обучению.             Заместитель директора по УВР
Контроль за всеобучем       Заместитель директора по УВР
Отслеживание продолжения обучения выпускников            Заместитель директора по УВР
Совершенствование работы по подготовке выпускников к итоговой аттестации.            Заместитель директора по УВР
Мероприятия по реализации задачи: достижение качества образования, соответствующего государственному образовательному стандарту

Слайд 23

23
ЗАДАЧА 2 Достижение качества образования, соответствующего государственному образовательному стандарту
Показатели, используемые в оценке деятельности
№ п/п Показатели деятельности Ед. изм. годы годы годы годы
№ п/п Показатели деятельности Ед. изм. 2010 2011 2012 2013
1. Повышение качества обучения: выполнение требований государственных образовательных стандартов выпускниками, ориентированных на средний городской уровень. % Городской уровень Городской уровень Городской уровень Городской уровень
2. Доля выпускников продолжающих обучение % 100 100 100 100
3. Доля детей-сирот, не завершивших основное общее образование % 0 0 0 0
4. Охват обучением детей –сирот % охвата 100 100 100 100

Слайд 24

24
Основные направления работы по сохранению здоровья воспитанников Определение физкультурной группы. Диспансеризация. Лечение. Санитарно-просветительская работа. Организация качественного питания. Мониторинг здоровья.

Слайд 25


Физкультурная группа

Слайд 26

ЗАДАЧА 3 Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ

Слайд 27

ЗАДАЧА 3 Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Лечение

Слайд 28

ЗАДАЧА 3 Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Санитарно – просветительская работа.
%

Слайд 29

ЗАДАЧА 3 Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
100%
100%
100%
100%
2012
2010
2011
2013
Для детей организованно качественное питание: завтрак, обед, полдник, ужин, сонник. Ежедневно дети получают сок, фрукты, овощи, лук, чеснок. За качеством питания и витаминизацией следит диетсестра. Питание организовано, согласно 14-ти дневному меню, утверждённому Роспотребнадзором, для детей школьного и дошкольного возраста. Прививается культура питания через беседы, плакаты, воспитательские часы.
Организация качественного питания

Слайд 30

ЗАДАЧА 3 Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Внедрение и реализация программ здоровья в ОУ
Доля детей, занимающихся в спортивных секциях и участвующих в днях здоровья

Слайд 31

ЗАДАЧА 3 Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Организационные мероприятия Сроки Сроки Сроки Ответственные
Организационные мероприятия 2010-11 2011-12 2012-13 Ответственные
Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы МКООУ «СШИ» г. Тарко-Сале ● ● ● Руководители методических объединений
Организация мероприятий, направленных на увеличение охвата детей, занятых в секциях и кружках спортивно-оздоровительной направленности. ● ● ● Заместитель директора по ОП
Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями СанПИН ● ● ● Медицинские работники
Участие в конкурсах и спортивных соревнованиях ● ● ● Заместители директора по ОП
Проведение летней оздоровительной кампании ● ● ● Директор школы, Социальный педагог
Мониторинг здоровья, физического развития ● ● ● Мед. работник, воспитатели
Контроль за организацией питания ● ● ● Директор, комиссия по питанию, диетсестра
Медицинское обеспечение безопасной жизнедеятельности в учреждении, профилактика вирусных заболеваний ● ● ● Медицинский работник

Слайд 32

Программа «Здоровье» принята в МКООУ «СШИ» г.Тарко-Сале в 2010 году и рассчитана на 5 лет. Программа согласована с главным врачом ГБУЗ ТС ЦРБ по ЯНАО Цель программы «Здоровье»: Объединение усилий педагогов, родителей, самих учащихся по улучшению здоровья; формирования здорового образа жизни школьников.
ЗАДАЧА 3 Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Слайд 33

Управленческие действия (мероприятия) Сроки Сроки Сроки Ответственные
Управленческие действия (мероприятия) 2011 2012 2013 Ответственные
Совершенствование системы работы по повышению квалификации специалистов по вопросам воспитания и оздоровления детей.    Администрация
2. Динамическое наблюдение за эффективностью проводимых мероприятий (проведение мониторинга физического развития, здоровья, физической подготовленности, познавательной сферы детей).    Администрация
3. Организация участия детей-сирот в городских и районных мероприятиях, способствующих формированию привычки здорового образа жизни.    Администрация
4. Расширение видов оздоровительных услуг    Администрация
5. Внедрение в практическую деятельность современных медико – психолого – педагогических технологий по формированию здорового образа жизни    Администрация
Мероприятия по реализации задачи: формирование привычки здорового образа жизни

Слайд 34

№ п/п Показатели деятельности Ед. изм. 2011 2012 2013
1. Организация питания в соответствии с санитарными правилами % (воспитанников) 100 100 100
2. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимающихся в спортивных секциях % 75 80 85
ЗАДАЧА 3 Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Показатели, используемые в оценке деятельности

Слайд 35

Администрация школы
воспитатели
опекуны
Отдел опеки и попечительства
Календарно-тематическое планирование Почтовые сообщения Нормативная документация Отчётность Ведение электронных дневников Обновление и совершенствование сайта
Комплексный подход к построению информационного пространства МКООУ «СШИ» г.Тарко-Сале
МКООУ «СШИ»
ОГИБДД Пуровского района
Отдел опеки и попечительства
Предприятия и организации
ГБУЗ ТС ЦРБ по ЯНАО

Слайд 42

42
42
ЗАДАЧА 4 Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Показатели, используемые в оценке деятельности
№ п/п Показатели деятельности Ед. изм. годы годы годы
№ п/п Показатели деятельности Ед. изм. 2010-11 2011-12 2012-13
1. Досуговая занятость: Организация кружковой работы; Доля детей-сирот, охваченных досуговой занятостью; Занятость детей-сирот «группы риска» Кол-во % 100% 100% 100% 100% 100% 100%
2. Воспитание потребности ЗОЖ % 100% 100% 100%
3. Взаимодействие с учреждениями города. Кол-во 10 8 12
4. Организация летнего оздоровительного отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. % 70% 70% 70%
5. Количество случаев суицида, жестокого обращения с детьми Шт. 0 0 0

Слайд 43

Организационные мероприятия Сроки Сроки Сроки Ответственные
Организационные мероприятия 2011- 2012 2013 Ответственные
Организационные мероприятия I II III IV I II III IV I II III IV Ответственные
1.Составление плана работы по межведомственному взаимодействию с учреждениями культуры, молодежи, спорта, социальной защиты населения, ОВД    Заместитель директора по ОП
2. Организация летнего оздоровительного отдыха, досуговой занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в каникулярное время             Заместитель директора по ОП
3.Обновление банка данных для учета занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дополнительным образованием    Заместитель директора по ОП
4.Обобщение опыта работы педагогов с детьми, состоящими на разных видах учёта    Заместитель директора по ОП
5. Организация и участие в мероприятиях с представителями различных ведомств и общественных организаций по проблемам воспитания подрастающего поколения       Заместитель директора по ОП
Заместитель директора по ОП
Мероприятия по реализации задачи: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

«Школьная мотивация» - Предпочтение видов мотивации. Ведущая деятельность младшего школьника. Цель. Ощущение самостоятельности процесса. Учебная мотивация. Безделье за партой. Проблемы психофизиологической готовности к обучению. Типы мотивации. Динамика уровня готовности. Свойства личности. Эмоциональный компонент. Значение мотивации.

«Мотивация учения» - Какие компоненты составляют мотивационную сферу учащегося? Положительные моменты: Решение педсовета: Побудительная причина к действию. Вопросы педсовета: Что такое «мотив», «мотивация»? Мотивация учения – основное условие успешного обучения. В. А. Сухомлинский. Задачи: Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях – «Мотивация учения».

«Формирование мотивации» - Позиция школьника. Картина. Искусство воспитания. Формирование мотивации с учетом результатов диагностики. Мотивы. Высокий уровень. Изучение параметров. Результаты диагностики. Множество методик. Положительное отношение к школе. Педагогический труд.

«Мотивация к учёбе» - Мотивация к учёбе. Внешние мотивы. Цель и предмет деятельности. Динамичность иерархии мотивов. Внутренние мотивы учения. Факторы. Материальные стимулы. Мотивы к учебной деятельности. Потенциальные и действующие мотивы. Активность. Психология мотивации. Ситуация успеха. Диагностика индивидуальной структуры деятельности.

«Мотивация» - Теория иерархии потребностей Маслоу. Пирамида потребностей Маслоу. Схематичное отображение теории ожидания. Влияние мотивационных факторов. Составляющие успешной мотивации. Схема мотивационного процесса. Открытые обсуждения спорных вопросов. Недостатки концепции Маслоу. Основные понятия. Мотив. Группы потребностей.

«Формирование учебной мотивации школьников» - Этапы изучения раздела. Мотивация. Ощущение самостоятельности процесса поиска. Рефлексивно-оценочный этап. Проблемные вопросы. Повышение качества образования. Ощущение компетентности. Путь. Мотив. Формирование мотивации. Ощущение свободы выбора. Три кита учебной мотивации. Содержание учебного материала.




За это не судят, об этом не помнят И даже помогут найти оправданье Найдутся причины, заполнятся формы Тебе без вины отбывать наказанье. Пока непонятное слово «ничей» Прилепится звуками и приживется, С тобой подрастет, станет ближе, страшней И смыслом безжалостным вдруг отзовется. Кто выдержит взгляд твой, кто сможет солгать Про мир разноцветный, который заждался, Готовый тебя полюбить и принять, Чтоб только поверил, чтоб только остался. Ты словно бумажный кораблик в ручье, Забытый за новой игрой в одночасье К немыслимой цели, далекой мечте Из края сиротства на поиски счастья. Дай Бог тебе мужества в долгом пути, Пройти через бури, не сдаться теченьям, Ведь если не сможешь себя ты спасти, То все мы навряд ли достойны спасенья…


История призрения сирот в России как государственная проблема начинается с 18 В. Законодательная база призрения сирот была заложена в период реформ Петра 1. Именно в это время появились первые воспитательные учреждения для незаконнорождённых, «зазорных» детей, которые рассматривались Петром 1 как «годная для государства рабочая сила».


Призрение сирот в приемных семьях. (на примере Чувашии) Типичным для Чувашии было призрение сирот в приемных семьях. Это объясняется рядом причин: 1.Были как экономические, так и религиозно-культурные причины, которые побуждали брать сирот на воспитание. 2.Чувашский народ эмпирическим путем пришел к выводу, что самая приемлемая для воспитания среда-это семья. Только в условиях семьи можно развить личность, обладающую всем необходимым комплексом нравственных, физических, трудовых качеств и привычек.


Отношение государства к детям, находящимся в экстремальной жизненной ситуации, является показателем гуманности современного общества. По данным Министерства образования РФ последнее десятилетие держится довольно стойкая тенденция, в соответствии с которой из 120 тысяч ежегодно выявляемых в РФ детей, оставшихся без попечения родителей,70% передаются на воспитание в семьи,30%- в детские интернатные учреждения.


КАК ВЕРНУТЬ РЕБЕНКА В КРОВНУЮ СЕМЬЮ? Одна из главных целей государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ - создание условий, позволяющих устроить их на семейное воспитание, и, по возможности, вернуть в кровную семью. Большую роль здесь могут сыграть государственные учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.




22 ноября 2005г. разразился в США чудовищный скандал, в центре которого - усыновленный ребёнок из России. Больше 80 лет проведет за решеткой бывший инженер Мэтью Манкусо. Свою приемную дочь из России он держал в настоящем сексуальном рабстве - насиловал, а также размещал её порноснимки в Интернете.








ДЕТИ-СИРОТЫ ПРИ ДЕТЯХ-РОДИТЕЛЯХ Сиротство при живых родителях – социальное сиротство – для России является проблемой сверхактуальной. Одной из причин того, что роженица оставляет своего ребенка на попечение государства, является экономическая и психологическая дезадаптация матери. Учитывая, что в среднем по стране количество юных мам составляет 2% от числа всех рожениц, подобная работа позволяет значительно сократить количество детей, оставленных на попечение государства при живых родителях.




Статистика Согласно официальным статистическим данным в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, следует уточнить, что из указанного количества (по состоянию на г.) 545 тыс. детей (68%) состоит на воспитании в семьях граждан (375 тыс. – под опекой (попечительством), 11 тыс. – в приемных семьях, 159 тыс. – усыновлены посторонними гражданами). Оставшиеся 32 % (более 260 тыс.) воспитываются в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различных ведомств, а также в негосударственных учреждениях











Динамика усыновление детей посторонними гражданами 1993г.1994г.1995г.1996г.1997г.1998г.1999г.2000г.2001г.2002г.2003г.2004г. Российские гражда не (чел.) Иностранны е гражда не (чел.)




Устройство детей, выявленных в 2004 г.Количество детей всего детей выявлено и учтено на 1 января 2005 г в том числе устроены в дома ребенка, воспитательные учреждения, образовательные учреждения, лечебные учреждения и учреждения социальной защиты населения и другие учреждения на полное государственное обеспечение устроены в учреждения начального, среднего и высшего профессионального обучения, другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение 3302 устроены под опеку, попечительство устроены в приемную семью1647 устроены на усыновление7075 возвращены родителям8512 выбыли по иным основаниям (смерть и другое)2291 численность детей, оставшихся неустроенными на 1 января 2005 г в том числе помещенные в больницы, приюты и другое учреждения временного пребывания

Cлайд 1

Cлайд 2

1. ДЕТИ-СИРОТЫ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому. Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи

Cлайд 3

К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь. Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тёплой тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска». Но специфика психического, или точнее психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма и патология». Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие

Cлайд 4

Причины, определяющие неблагоприятные в психологическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях можно охарактеризовать как: - неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах; - в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих детей; - в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах; - в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной сужености окружающей среды; - в недостаточно психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателей детских домов, для ребё и интересов, их безучастном отношении к детям; - В недостатках программ воспитателя и обучение, по не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи; - в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу. Таким образом, проблема психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната и т. д.. 1.1.

Cлайд 5

Понятие и причины сиротства Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечеств, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей – дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах,

Cлайд 6

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей. Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д..

Cлайд 7

В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч. Численность детей (от 0 до 16 лет), в Амурской области, за последние 5 лет, неуклонно уменьшается в среднем, на 10 тысяч человек ежегодно (1995 год – 269269 человек, 1997 год – 261042 человека, 1998 год – 251612 человек, 1999 г. – 241917 человек, 2000 г. – 230510 человек). Аналогичная ситуация в г. Благовещенске. Который год число детей уменьшается примерно на тысячу человек (1996 г. – 50194 человек, 1997 г. – 47819 человек, 1998 г. – 48652 человек, 1999 г. – 47624 человек, 2000 г. –46710 человек). Но среди них растёт доля социальных сирот. Всё большее количество детей теряют родительское попечение не из-за смерти родителей, а по социальным причинам

ДЕПАРТАМЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова» (ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова») «Социальная работа и юридическая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Автор: преподаватель правовых дисциплин и профессиональных модулей, к.и.н. Буйских Олег Владимирович

Актуальность темы исследования определяется тем, что социальная охрана детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важных задач страны и общества и является важнейшим направлением социальной политики государства. Объект общественные отношения, связанные с политикой государства в отношении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предмет -социальная работа и оказание юридической защиты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Цель – выявить основные направления социальной работы и юридической помощи детям – сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей. Задачи: – определить содержание основных понятий темы; – проанализировать соответствующую нормативную правовую базу; – исследовать различные формы устройств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; – охарактеризовать юридические гарантии реализации прав детей; – проанализировать государственную семейную политику и практическую деятельность центров социальной обслуживания населения в оказании помощи семьям с детьми.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей и в связи с другими жизненными обстоятельствами.

Направления социальной работы – защита прав несовершеннолетних; – оказание помощи в устройстве на работу; – контроль обеспечения жильем. Выполнение этих условий поручается органам опеки и попечительства.

Нормативная правовая база Конвенция ООН о правах ребенка Конституция Российской Федерации Семейный кодекс Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Формы устройства детей Семейные формы устройства детей: – усыновление (удочерение); – опека (попечительство). Государственно-общественные формы устройства детей: – семейный детский дом (приемная семья); – временная приемная семья; – фостеровская (замещающая семья); – патронатная семья. Государственные формы устройства детей: – дом ребенка; – детский дом; – школа-интернат.

Опека и попечительство Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека - это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных». Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Опека наиболее популярна среди россиян.

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Право на образование; Право на медицинское обеспечение; Право на имущество и жилое помещение; Право на труд; Право на судебную защиту. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Государственная семейная политика в Российской Федерации Целями государственной семейной политики являются: - поддержка; -укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни; -создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций; - повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития. Основными задачами государственной семейной политики являются: – обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства; – профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности; – развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей; – создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; и др.

Центр социального обслуживания Центр социального обслуживания населения (ЦСО) – это государственное учреждение, призванное обеспечить помощь, реабилитацию, уход, поддержку социально уязвимым категориям населения, семьям, в том числе, и с детьми, пожилым гражданам и инвалидам и является государственным учреждением, которое оказывает широкий спектр социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических и социально-правовых услуг во всех формах социального обслуживания (на дому, в полустационарных и стационарных условиях)

Деятельность отделения помощи семьи и детям при ЦСО Основные направления: – выявление и учёт семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке; – оказание консультативно-правовой помощи по вопросам социальной защиты этой категории граждан; – оказание консультативно-правовой помощи по вопросам социальной защиты этой категории граждан; – содействие социальной адаптации семьи и детей в современных политических и экономических условиях.

Количество детей, стоящих на учете в ЦСО на 2014 год На учете в отделениях состоит 2484 семьи, в которых воспитывается 3677 детей, из них: - с детьми – инвалидами 218 детей, - многодетных 2266 детей, - неполных 291 ребенок, - одиноких матерей 466 детей, - малообеспеченных 392 ребенка, - опекунских 47 детей, -выпускников интернатных учреждений 15 чел.

Служба по проведению индивидуальной профилактической работы Задачи: – профилактика социального сиротства; – оказание различных видов социальной помощи и поддержки семьям; – предотвращение оставления детей без родительского попечения; – создание оптимальных условий для дальнейшей адаптации, социализации и развития детей.

Заключение - проблема сиротства остается достаточно острой; - нормативная правовая база по оказанию социальной защиты и юридической помощи достаточно широка, но она не исчерпывает всех проблем, которые требуют разрешения. - для обеспечения прав реабилитации необходимо взаимодействие всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. - политика в отношении детей должна быть защитно-охранной, включать комплекс медико-психологических, социально-психологических, социально-правовых, социально-педагогических направлений помощи и поддержке детей, в отношении которых есть опасность социального сиротства. Рекомендации: – совершенствование системы устройства детей-сирот; – экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства; – возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманности, любви и уважении к ребенку; – профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности.

Спасибо за внимание!