Фронтальное занятие на тему новый год. Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: "Зима. Праздник Новый год". Конспект занятия в старшей группе Составление рассказа «Новый год на пороге»

Цель : Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение составлять предложения с двумя определениями по предложенному образцу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию

лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».

Составила учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 175»

Кустова И.Н.

Г. Пермь

Конспект занятия в старшей группе (II период).

Лексическая тема «Новый год».

Цель : Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка».

Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

Закреплять умение составлять предложения с двумя определениями по предложенному образцу.

Продолжать учить употреблять в речи предлоги «под» и «за». Развивать произвольное внимание, память, пространственное восприятие, умение согласовывать движения со словами.

Словарь : Новые слова и словосочетания - лесная красавица, зеленая красавица, новогодняя красавица.

Активизировать - высокая елка, низкая елка, ветвистая, первая, последняя, серпантин, мишура, наряжать, украшать, развешивать.

Оборудование : магнитная доска, плоское изображение елки, искусственная елка, елочные игрушки, карточки с изображением елочных игрушек, мелкие игрушки, индивидуальные карточки с контурным изображением елок и зеленые карандаши (по количеству детей).

Предварительная работа : рассматривание елочных игрушек и украшений, разучивание стихов и песен о новогодней елке, вырезание бумажных снежинок, украшение елки в группе, дидактическая игра «Кто больше назовет слов-признаков?».

Ход занятия :

  1. Введение в тему.

Дети стоят около наряженной елки.

  1. Посмотрите, какая у нас в группе красивая елка. Для какого праздника мы ее нарядили? (Для Нового года).
  2. Значит, можно ее назвать новогодним деревом?
  3. Зачем люди украшают новогоднее дерево?

Чем украшают новогоднее дерево? (шарами, игрушками, бусами, огоньками, дождем, ...).

2. Подбор эпитетов.

  1. На Новый год елка стоит нарядная, красивая. Можно ее назвать красавицей - елкой? Откуда привозят эту «красавицу»? (из леса).
  2. Значит, ее можно назвать лесной красавицей?
  3. А какого цвета она зимой и летом? (зеленого).
  4. Можно назвать елку зеленой красавицей?

Елка нарядилась для новогоднего праздника. Значит, ее можно назвать новогодней красавицей?

Дети повторяют придуманные эпитеты, затем садятся за столы.

3. Задание по карточкам. Упражнение «Елочка».

Детям предлагается последовательно заштриховать зеленым карандашом:

  1. самую высокую елку;
  2. елку, которая нарисована последней;
  3. елку, которая нарисована между самой ветвистой и самой высокой;
  4. елку, которая стоит рядом с первой.
  1. Какая елка осталась незаштрихованной? (самая низкая).
  2. Какая она по счету? (первая).

4. Составление предложений с двумя однородными
определениям
и.

На магнитной доске изображен контур елки. Рядом стоит искусственная елка. У детей карточки с изображение елочных украшений и предметы: мишура, дождик, серпантин, бумажные снежинки.

Мы будем наряжать елочки игрушками.

Какие игрушки? (красивые, яркие, блестящие, разноцветные, новые, нарядные, новогодние, ...),

Детям предлагается составить предложение с 2 словами-признаками о елочной игрушке, изображенной на карточке или лежащей на столе; сказать, куда они ее повесят. Детям дается образец:

Я возьму блестящий красный шар. Я повешу блестящий красный шар на елку.

- Я возьму разноцветные длинные бусы. Я повешу разноцветные длинные бусы.

Дети составляют предложения. Индивидуальная работа.

Какими игрушками мы украсили елки? (Мы украсили елки яркими новогодними игрушками).

5. Физкультминутка «Наша елочка».

Любим елочку мы нашу. Поднять руки, тянуть вверх.

Нет ничего на свете краше. Руки на пояс, наклоны в стороны.

Мы подарим ей игрушки: руки вытянуть вперед, поклон,

Руки опустить.

Звездочки, шары, Выпрямиться, руки в стороны.

Хлопушки. Руки на пояс.

Будем прыгать, веселится. Прыжки на месте.

Прилетят снегирь, синица. Машут руками («крыльями»).

Придет множество гостей. Ходьба на месте.

Пригласим мы всех друзей! Руки в стороны, поклон гостям.

6. Согласование имен прилагательных с именами существительными в разных предложно-падежных формах.

Упражнение «Закончи предложение и повтори его».

Пояснение: закончить предложение словосочетанием «елочные игрушки».

  1. У пас дома не было... (елочных игрушек).
  2. Мы с мамой пошли в магазин и купили ...(елочные игрушки).
  3. Чтобы повесить их на елку, мы привязали ниточки к... (елочным игрушкам).
  4. Мы всей семьей любовались... (елочными игрушками).

Мы рассказываем своим друзьям о красивых... (елочных игрушках).

7. Употребление в речи предлогов «под» и «за».

Детям предлагается поставить игрушки под (за) елку и рассказать о своих действиях.

Например: «Я поставил(а) зайчика под елку».

«Я поставил(а) лисичку за елочку».

Дети поочередно выходят, выполняют задание и садятся за столы.

8. Преобразование словосочетаний.

Игра «Озорные игрушки».

Игра проводится по типу «Чего не стало?». Детям предлагается закрыть глаза. В это время убирается одна из игрушек. Дети открывают глаза и угадывают, какая игрушка спряталась.

Не стаю красного шара; пушистого зайчика; бумажной снежинки; блестящего дождя; разноцветных бус и т.д.

9. Итог занятия.

10. Хоровод «В лесу родилась елочка». (вокруг елки)

Упражнение на согласовании слов и движений.


Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
. Актуализировать предметный и глагольный словарь по теме «Новый год».
. Формировать фонематический анализ слова.
. Формировать умение отвечать на вопросы.
. Формировать умение составлять грамматически правильную
. Формировать навык составления рассказа цепной структуры.
. Формировать навык составления учебного высказывания.

Развивающие задачи:
. Развивать неречевые психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, эмоционально - волевую сферу.
. Развивать умение обосновывать свои суждения.
Воспитательные задачи:
. Совершенствовать коммуникативную готовность к обучению: умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, подчинять свои действия его инструкциям.
. Формировать самоконтроль.
. Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.

Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Поиграем в игру «Каждый знает, что новогодним бывает…»
Дети по цепочки называют новогодние слова.
2.1.
На доске не наряженная ёлка. Около ёлки лежат шары.
Логопед: Сегодня мы отправляемся в сказку. Раз, два, три - в сказку попади. Что вы видите на полянке? Какая красивая ёлка. Но ведь скоро Новый год. Так и хочется ёлку нарядить. Как же нам это сделать?
Раздается звукозапись голоса Снегурочки.
Здравствуйте, дети! Злой Волшебник заколдовал шарики. И одной мне, Снегурочке, не справится с ним. Помогите мне. Чтобы шарики расколдовать, нужно выполнить задание. Тогда и шары на ёлку повесим, и я смогу к ёлке пройти.
2.2. Дети берут первый шар, логопед читает задание Снегурочки.
- Рассмотрите картинку. Догадайтесь, чем занимаются дети зимой.
На доске картинки, на каждой отсутствует предмет, на чем катаются (нет коньков, санок, лыж). См. приложение №1.
После выполнения задания шар вешают на ёлку.
2.3. Логопед: Вот и повесили на ёлку первый шар. Давайте прочитаем второе задание.
Дети берут второй шар, логопед читает задание.
- Мороз нарисовал на окнах узоры. Что вы видите?
Дети рассматривают наложенное изображение и называют предметы. После выполнения задания 2 шар вешают на ёлку.
2.4. Логопед. Что же еще за задание на третьем шарике?
- Новый год - это праздник волшебства. И снежинка может встретиться со всеми своими родственниками.
Дети рассматривают изображения и устанавливают логическую связь, как «снежинка» связана с другими изображениями. Обосновывают свой ответ.
Картинки для предъявления: снеговик, сахар, мяч, бриллиант, балерина, перо, мороженое.
После выполнения задания 3 шар вешают на ёлку.
2.5.
Логопед: Доставайте рукавицы,
К нам пришла зима-сестрица!
Во дворе белым-бело,
Ночью снега намело.
Рада-рада детвора,
Всем в снежки играть пора!
- У нас «полянка» со снежками. Вам надо назвать слово со звуком «А» и бросить снежок в корзинку.
После выполнения задания 4 шар вешают на ёлку.
2.6. Логопед. Самое трудное задание осталось, но и самое интересное. Надо нам рассказ сочинить.
Рассмотрите картинки.
Вопросы для обсуждения. Куда привезли ёлку? Какая была ёлка? Что стали делать дети? Что дети делали у ёлки, когда её нарядили? Кто пришёл на ёлку?
Что принесли Дед Мороз и Снегурочка?
Дети по цепочке составляют рассказ с опорой на картине, затем один ребёнок повторяет весь рассказ.(см.приложение № 3)
Образец рассказа: Перед Новогодним праздником в детский сад привезли пушистую ёлку. На ёлку повесили елочные игрушки. Елочные игрушки понравились детям. Дети пели, рассказывали стихи, водили хороводы вокруг ёлки. На ёлку к детям пришли Дед Мороз и Снегурочка. Дед Мороз и Снегурочка принесли ребятам подарки. Подарки очень порадовали детей.
После выполнения задания 5 шар вешают на ёлку.
Итог.
Логопед: Какие мы молодцы - нарядили ёлку!
Появляется Снегурочка и говорит : Спасибо, что расколдовали шары и нарядили ёлку. Теперь и Новый год можно встречать.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Новый год»

Цель : расширить представления детей о новогоднем празднике.

Задачи :

Коррекционно-образовательные : Активизация и расширение словаря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие : Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику. Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные : Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Оборудование : цветные карандаши, тетради, картинки с изображением новогоднего праздника, презентация к конспекту.

Словарь : обогащение словаря знаниями о ёлочных игрушках, активизация номинативного, атрибутивного словаря и словаря антонимов, синонимов.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

Красавица какая

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажите, кто она? (Новогодняя ёлка )

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес,

Кто же это? ( Дед Мороз )

Он на резвой тройке мчится,

Сам пока что маленький.

Громко в двери к нам стучится,

Снег сметая с валенок. (Новый год )

2. Упражнение «Скажи наоборот»

Догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

А сейчас рассмотрим нашу ёлочку:

У нас ёлочка низкая, а бывает - высокая.

У нашей ёлочки ствол тонкий, а бывает - толстый.

У нашей ёлочки иголки длинные, а бывают - короткие.

3. Упражнение «Украсим елку»

А что принято делать перед Новым годом?

И мы с вами сегодня будем украшать елочку.

4. Игра «Ёлочные игрушки»

Но прежде чем мы начнём украшать, давайте вспомним, из чего могут быть сделаны наши ёлочные игрушки. Итак, какие игрушки, если они:

Из картона - …(картонные)

Из бумаги - ...(бумажные)

Из пластмассы - ...(пластмассовые)

Из фарфора - …(фарфоровые)

Из дерева - …(деревянные)

Из стекла - …(стеклянные).

- Со стеклянными игрушками нужно обращаться аккуратно, они могут упасть и … (разбиться, можно пораниться ).

5. Упражнение «Исправь ошибку» Работа с деформированными предложениями

Елочка получилась у нас очень нарядная. А пока мы с вами украшали нашу сказочно красивую ёлочку, мне из леса пришло письмо. Но оно оказалось с ошибками. Вы сможете понять, что там пишут?

Маска любит надевать Машу.

Елка пляшет возле Снегурочки.

Дети нарядили игрушки елками.

Елка зажглась на лампочках.

Дед Мороз принес мешок в подарках.

6. Физкультминутка «Наша елочка»

Любим елочку мы нашу. Поднять руки, тянуть вверх.

Нет ничего на свете краше. Руки на пояс, наклоны в стороны .

Мы подарим ей игрушки: руки вытянуть вперед, поклон ,

руки опустить .

Звездочки, шары, Выпрямиться, руки по очереди в стороны .

Хлопушки. Хлопнуть руками.

Будем прыгать, веселится. Прыжки на месте .

Прилетят снегирь, синица. Машут руками («крыльями»).

Придет множество гостей. Ходьба на месте.

Пригласим мы всех друзей! Руки в стороны, поклон гостям.

7. Работа в тетрадях

Послушайте загадку об одном из этих предметов.

Хлопушки. Конфеты. Сосульки.

Шары золотистого цвета.

Песни и пляски. Смех без умолка.

Что это будет, по-вашему?…(ёлка ).

А теперь каждый откройте свои тетради, возьмите зеленый карандаш и обведите елочку и игрушки по контуру.

8. Упражнение «Чего не стало?»

Теперь закройте глаза. Я уберу с нашей елочки одну игрушку, а вы скажете, чего не стало.

9. Игра «Какой? Какая? Какие?»

Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и скажите как можно больше слов об этом предмете.

Снеговик (какой?) - большой, белый, круглый, веселый

Гирлянда (какая?) - новая, красивая, блестящая, разноцветная

Мишура (какая?) - блестящая, новогодняя, серебристая

Игрушка (какая?) - красивая, стеклянная, круглая, новогодняя

Дед Мороз (какой?) - сказочный, огромный, добрый, веселый

Снегурочка (какая?) - красивая, добрая, веселая

10. Итог занятия .

Какое у вас настроение?

О чём мы говорили на сегодняшнем занятии?

Какие из игр вам запомнились и понравились больше всего?

Молодцы, все активно и дружно работали, помогали друг другу.

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Новый Год». Подготовительная группа.

Составление творческого рассказа «Новый Год» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.

Цель :

  • обобщить занятия детей по лексической теме «Новый Год».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать словарь по теме «Новый год»;
  • упражнять в согласовании имен существительных, прилагательных и глаголов;
  • упражнять в подборе слов-действий к заданному предмету;

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;
  • развивать наблюдательность;
  • способствовать развитию творческого воображения;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любознательность, интерес к теме;
  • способствовать развитию самостоятельности детей.

Оборудование :

  • сюжетные картинки по теме «Новый Год», мяч.

Ход занятия

1.Орг. момент.

Игра «Подбери действие».

  • Зима что делает – приходит, наступает, морозит.
  • Снег – валит, идет, покрывает, блестит, хрустит, летит, падает.
  • Снежинки- падают, кружатся, блестят, сверкают, искрятся.
  • Ветер – дует, свищет, метет. Бушует.
  • Лед- блестит, сверкает.
  • Дети – катаются, лепят, веселятся, играют.
  • Птицы — ищут корм, мерзнут, греются.
  • Метель – бушует, воет. Метет.

2. Игра «Составь предложение».

  • К, мы. Приходить, Новый, год.
  • Ребята, украсить, елка, красивый, бусы.
  • С, небо, падать, пушистый, снежинки.
  • На, новогодний, елка, гореть, красный, звезда.
  • Ребята, приготовить, стихи, для, Дед Мороз.

3. Игра с мячом «Что нам нужно к празднику?»

4. Рассматривание картин. Расставление их по порядку.

5. Беседа по картинкам.

Как вы думаете, какой праздник приближается?

Как вы можете это доказать?

Чем заняты ребята?

Посмотрите внимательно и назовите, какие елочные украшения у них получатся?

Чем пользуются дети для изготовления елочных игрушек?

Они работают с удовольствием или нет?

Какие у них получились украшения (разноцветные, яркие, красочные, забавные)?

Куда они повесили свои игрушки?

Как дети проводили праздник?

Во что они были одеты?

Какой сюрприз ждал их в конце праздника?

6. Рассказ педагога.

«Новый Год»

Приближался любимый детский праздник — Новый год. А елка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на елку и предложила: « Давайте украсим ее не только шарами, но и сами сделаем игрушки!» Ребята работали с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на елку свои игрушки. Елка сверкала и светилась. Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к елке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну и конечно же, к ребятам пришел дедушка Мороз с долгожданными подарками.

7. Физкультминутка.

Ждут красавицу колючую – рисуем елку руками
В каждом доме в декабре ДОМ
На ветвях зажгут фонарики
Искры брызнут в серебре.
Сразу станем в доме празднично, закружится хоровод
Дед Мороз спешит с подарками – наступает Новый год.

8. Рассказы детей по опорным картинкам.

9. Подведение итога занятия.

О каком празднике мы сегодня говорили?

Как вы будете готовиться к этому празднику?

Марусина Е.А.,
учитель-логопед

Статьи по теме:

Домашние задания по лексической теме «Новый год» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи.

Лексическая тема «Новый год»

Предметы: Новый год, праздник, елка, украшения, игрушки, гирлянда, мишура, серпантин, шары, макушка, пика, веселье, подарки, маскарад, хоровод, поздравления, Дед Мороз, Снегурочка.

Признаки: новогодний, веселый, елочные, яркий, серебристый, украшенная, маскарадный.

Действия: украшать, наряжать, готовится, веселиться, получать (подарки), поздравлять, праздновать.

Задания

1. Один – много: (именительный падеж множественного числа):

шар – шары
праздник — …
елка — …
гирлянда — …
игрушка — …
хоровод — …

2. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

шар – нет шара
праздник — …
елка — …
гирлянда — …
игрушка — …
хоровод — …

3. Посчитай:

один подарок, два …, три …, четыре …, пять …;

одна елка, две … , три …, четыре …, пять… .

одно лукошко, два …, три…, четыре…, пять …

4. Работа с картинкой.

Какой веселый праздник люди отмечают зимой?

Как мы готовимся у Новому году?

Какое лесное дерево мы приносим в дом и украшаем?

Расскажи, как выглядит елка, какого она цвета, что растет на ее веточках вместо листочков?

Рассмотри картинку, которую нарисовал художник. Где установлена елочка? Какими игрушками она украшена?

Какие елочные игрушки есть у тебя дома? Из чего они сделаны?

Обведи простым карандашом Гарики по пунктирной линии. Раскрась шарики так, чтобы на елке было три красных шарика, пять синих и два желтых. Цвет для остальных шариков выбери самостоятельно.

Посмотри, что стоит под елкой. Как ты думаешь, кто оставил там мешок? Что лежит в нем?

Раскрась елку и мешок с подарками.

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед МБДОУ детского сада
комбинированного вида «Колокольчик»
г. Ноябрьск (ЯНАО)