Праздник Жаворонки: история и обычаи. Народный праздник жаворонки Снимаем кастрюлю с огня. Добавляем в смесь сливочное масло, размешиваем и оставляем остыть до комнатной температуры

На Сороки и на пятой неделе Великого поста, пекут «жаворонков» (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки и приносят с собой весну. «9 марта (22 марта) - "кулик". В этот день "путящий" жаворонок должен прилететь. Бывает, что и раньше прилетают, но те не путящие, прилетит и следнеть [замёрзнет]. Под Сороки бабы ставят лепёшки и делают из них куликов, подобие птиц, делают их в виде летящих с хохолками» (Орловская губ.). В Белоруссии и на Украине считали, что в этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищут себе места для гнездования. На Гомельщине первых птиц так и называли «выреями».

В этот день вторые «Заклички» весны (по А. Афанасьеву первые - 1 марта, третьи - 25 марта по ст. ст.).

По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба - таким образом призывает урожай на своё поле.

На Сороки и на пятой неделе Великого поста, пекут «жаворонков» (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Тёплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!- (Воронеж. обл.)

Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать». Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!».

Обряд кликанья весны сопровождался специальными обрядовыми песнями - веснянками:

Ты запой, запой, жавороночек,

Ты запой свою песню, песню звонкую!

Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,

Про тое ли про тёплую сторонушку,

Что про те ли про земли про заморская,

Заморския земли чужедальныя,

Где заря со зоренькой сходится,

Где красно солнышко не закатается,

Где тепла вовек не отбавится!

Ты запой-ка - запой, жавороночек,

Жавороночек ты весенний гость,

Про житьё-бытьё про нездешнее!

После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был». В Воронежской области жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям. В с. Петино Хохольского района пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям. Куличи бросали через сарай. Считалось, куда упадёт кулич, в какую сторону укажет, туда девушка и выйдет замуж.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печеную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева.

В Каширском районе Воронежской области блинцы пекли, оладьи. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.

Известные заклички порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 г. В песне говорится о соловье, которого Дажьбог посылает исполнить ответственную миссию:

Перевод с укр.

Ой ты, соловушка, ты, ранняя пташка,

Ой, что так рано с Вырия вышел?

Не сам вышел, Дажбог меня выслал

С правой рученьки, и ключик дал:

С правой рученьки - лето отмыкать,

С левой рученьки - зиму замыкать

На Сороки хозяйки пекут из ржаной или овсяной муки сорок шариков - «сороки святые - колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывают каждый день за окошко, приговаривая:

Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овёс,

А теперь убирайся,

Подобру-поздорову!

Верят, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах.

На Украине старались раздать сорок бубликов или съесть сорок галушек.

На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек.

Сороки в Каргополье зовётся Тетёрочным днём: завивают, пекут кружевное тесто - в честь «солнышка-высоколнышка златокудрого» и весеннего равноденствия.

Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф З. Радченко вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет». Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья (в середине песни), что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?»

В белорусских сёлах спрашивали в этот день под окном: «Дзе твои куры несуцца?», на что надо было ответить: «Дома».

У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать. Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях юноши и девушки накануне собираются, после полуночи разжигают огонь, прыгают через него, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба». В Алексинацком Поморавье в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку кизила, приговоривая: «Пусть я буду здоров, как кизил!». В этот день молодые, прожившие совместно менее года - «младенци», в своём доме принимают гостей, которые приносят подарки, калачи (оладьи) из пшеничной муки, помазанные мёдом, стараются помочь советом и хвалят молодых. Калачи символизирует ладную и сладкую жизнь супругов. Хозяева показывают, своё мастерство и ловкость, как умеют принимать гостей, вести беседу. Все женщины в этот день пекут 40 калачей, но первые отдают молодым, и лишь затем детям.

Поговорки и приметы

Вторая встреча весны. Сколько проталинок, столько жаворонков. Если в этот день выпадает снег, то святая Пасхальная неделя будет холодная, если будет сухо, то не ожидай дождя и на Пасху.

Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного. Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик - к стуже, к морозу. Ранний прилёт журавлей - к ранней весне. На Со́роки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Прилетай, кулик, из-за моря, неси Весну из неволи! Прилетел кулик из заморья, вывел весну из затворья. Прилетел кулик из заморья, принёс воду из неволья. Далеко кулику до Петрова дня. Прилёт кряков (кряковых уток) и куликов - на скорое тепло. На сорок мучеников сорок птиц прилетают. Сорок пичуг на Русь пробирается. Со́роки святые - колобаны золотые (булочки). Трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принёс. Увидел скворца - знай: весна у крыльца. Журавль солнце приносит. Если на Со́роки синица запела - тепло ворожит. Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик - к стуже, к морозу. Ранний прилёт журавлей - к ранней весне. Журавль прилетит на наст - к неурожаю. Журавль прилетел - и тепло принёс, на болоте растает. Журавли летят низко, быстро, молчком - жди скорого ненастья. Ранние ласточки - к счастливому, урожайному году. Синка (трясогузка) прилетит, так через 12 дён река подойдёт. Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного. «Саракí - не суйся блізка да ракí» (белорус.). «Святыя Саракí ў поле саху валаклí» (белорус.). Весна на рябой кобыле едет: то снег, то дождь. «Ластаўкi вылятаюць з возера» (белорус.).

Сороки (Жаворонки)

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.

На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

Однако, анализируя большое количество народных поверий и примет, можно предположить, что число сорок и название этого "прысвятка", могло прийти к нам из языческой традиции, где именно такое количество темных сил сковывают землю на протяжении всей зимы. В этот день с самого утра девушки должны были сломать сорок дощечек, разорвать сорок верёвочек, наверняка, символизирующих собой силы, которые заморозили матушку-землю. Такими действиями человек показывал, что он сильнее злых Духов, что весна и тепло полностью его поддерживают.

В каждом доме праздник начинался все с того же утреннего стояния хозяйки около плиты, которая выпекала "сорак жаваранкаў". Печенье на всей территории наше страны имеет разные региональные или локальные особенности. Пекли его и в виде пирожков, и в виде вареников, коржей, блинов, галушек и клецок. Всё зависело, прежде всего, от традиций, которые бытовали на данной локальной территории, от фантазии хозяйки и от материального достатка в семье и деревне в целом. Во всяком случае, это печенье имело ритуальное значение, и, как только выпекался первый жаворонок, его кидали в огонь - жертвовали той части небесного светила, что служила на Земле человеку. Таким печеньем угощали друг друга, своих домашних животных, иногда закапывали на краю поля, что бы земля хорошо плодоносила и приносила только избыточный урожай - давняя мечта любого крестьянина.

Не забывали на Сороки и про воду, а скорее про ее третье состояние - лёд. В этот день даже советовали детям лизать и сосать ледышки. Настоящий день мороженого, если переносить старые традиции на современную жизнь. А что, можно своим детям, племянникам устроить в честь весны день мороженого. Насчет ледышек говорили так: "Калі на Саракі вол уволю нап"ецца вады ад расталых ледзяшоў, то будзе добрая вясна". Ледышки довольно эффектно обыгрывались в белорусских загадках, которые загадывали с утра (весёлые были люди) за завтраком детям: "Зимой расце коранем уверх, а вясной памірае, хто адгадае?"

С Сороками в народе связано очень много примет. Например, ранний паводок предсказывает быструю и раннюю весну. Также важное значение имел прилёт долгожданных птиц. Если они прилетели, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства. В народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Люди, так ждали эту пору года, что специально были придуманы различные ритуалы, как казалось, приближающее такую долгожданную плюсовую температуру. На белорусских землях был распространен обычай кататься в этот день на качелях - "гушкацца". Как и на предыдущие праздники, старались как можно выше взлететь - чтобы выше рос лён.

Естественно, такое важное и немножко мистическое событие, как солнцестояние не могло обойтись без гаданий. Гадали на будущее замужество - группой пекли сорок пирожков, и каждая помечала каким-то оригинальным способом свой. Потом, разложив их в один ряд на пороге, приглашали в дом собаку. Чей пирожок будет съеден первым та первой и замуж пойдёт. Также можно было в один из пирожков положить копеечку, и, кто обнаружит в своём пирожке копеечку, будет целый год счастливым. Так говорили, в это верили. Так, что, если соберётесь печь что-нибудь с копеечкой, то предупредите гостей - чтобы ненароком не поперхнулись.

И последнее, что можно рассказать про этот день - это, конечно же, прогноз погоды, который давали народные метеорологи. Если на Сороки был морозный день - говорили, что нужно ждать впереди сорок морозов. Если на крышах домов до Сорок ещё лежал снег, то и на Добровещенне (конец марта - начало апреля) будет снег, а местами пролежит и до Юрья (конец апреля - начало мая). Так вот.

1 ученик: 22 марта в православной России отмечается праздник «Сороки» в честь 40 мучеников. Есть поверье, что в этот день из тёплых стран прилетают 40 разных птиц. И первая из них жаворонок. На «Сороки» пекли фигурки жаворонков.

2 ученик: Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка.

3 ученик: Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.

4 ученик: Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

5 ученик: Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.

Ведущий: Поэты и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения.

8 ученик: Прилёт жаворонка во всех странах связывался с приходом весны.

Взрослые выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за тёплые валенки, варежки да тулупы, а потом детям. И приговаривали:

Девочка (в руках на рушнике тарелка с выпеченными жаворонками):

Ой вы, жаворонки, жавороночки,

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

9 ученик: А дети бежали на улицу и кричали:

Жаворонки, жавороночки,

Прилетите к нам,

Принесите нам лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную;

Нам зима холодная надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

10 ученик: А молодые парни и девушки выходили в поле, водили хороводы и прославляли весну:

11ученик: Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью, с радостью.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

12 ученик: Уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило!

13 ученик: Ручейки на улице

Всё журчат, всё журчат.

Журавли курлыкают,

И летят, и летят.

14ученик: Расцвели подснежники

Да в леске, да в леске.

Скоро всей земелюшке

Быть в венке, быть в венке.

15 ученик: Ой, солнышко-батюшка,

Угоди, годи!

Уроди, уроди!


Есть праздники, которые не стираются временем. Они передаются из поколения в поколение, сохраняя свою первобытность. Мы с неподдельным интересом наблюдаем за некоторыми традициями в детстве, иногда становимся их участниками. Взрослея, не представляем себя оторванными от них. Это незаметное слияние духовного и земного делает нас намного добрее. Одним из таких торжеств является славянский праздник Жаворонки.

История праздника Жаворонки

От того, как меняются краски за окном, мы чувствуем смену времени года, с благодарностью принимаем щедрые дары природы, часто отображая свое настроение в песнях. Если спрашивать у людей, что означает праздник Жаворонки и какого числа его отмечают на Руси, не стоит удивляться, если некоторые из них призадумаются. Имея языческие корни, он настолько многогранен, что каждый из нас понимает его по-своему.

Дата 22 у многих ассоциируется с приходом весны. С давних времен считают, что в этот день весна встречается с зимой, поскольку день равняется ночи, которая постепенно будет становиться короче. Древние славяне воспринимали приход весны, как поддержку их в борьбе со злыми духами. Магическое значение имело исчезновение «Плеяд» с ночного неба. Астрономические изменения связывали с душами людей, посещающих свой дом в виде птиц именно в день равноденствия, который был также поминальным.

Христиане отмечают этот праздник в память о сорока мучеников, которые будучи воинами - христианами с верой в душе погибли в Сивастии, находящейся ныне на территории . Отказавшись от жертвоприношения языческим богам, они были осуждены римлянами на жестокую смерть в ледяной воде озера. Теплая баня даровала им жизнь, но вместе с тем знаменовала отказ от Христа. Стойкость людей поразила римлян настолько, что им запрещено было после сожжения собирать кости. Среди Сивастийских мучеников отмечают имя римлянина Аглая, который одухотворенный силой духа христиан, перешел на их сторону. Их останки были собраны и похоронены епископом, а имена навсегда запечатлены в церковной книге.

Как отмечают праздник Жаворонки славяне?

Праздник Жаворонки по-другому называют сороки. Смысл всех традиций в том, чтобы закликать весну. Не одно столетие от деда прадеда передаются новому поколению слова веснянок. Первой весенней птицей, которая возвращается в родные края, считают жаворонка. Не случайно хозяйки стараются на праздник создать птиц в виде выпечки. Чтобы они получились красивыми, готовят тесто на ржаной муке, старясь расправить им крылья и вылепить хохолки. Именно так создается образ жаворонков, парящих в небе. Для птичек готовили гнездышка, в которые их сажали и ставили на подоконник.

Больше всех в этот день радуются дети, поскольку он давно превратился в детский праздник в тех селениях, где его принято отмечать. Они получают в руки испеченных и обмазанных медом птичек, чтобы посадив их на самом видном месте, петь веснянки. Все уверуют в то, что кулик или жаворонок приносит тепло и уносит лютые холода. По окончанию празднования ребята съедают каждый свою птичку, оставляя голову для своей мамы, сопровождая вручение песней с пожеланиями хорошего урожая.

Пока дети развлекались, взрослые по погоде старались предугадать, каким будет предстоящий год или занимались гаданием, для чего вкладывали в одну из птичек монетку. Кому она попадет, тот и будет самым счастливым. Сохранился также прекрасный обычай к приходу весны украшать деревья. Русский праздник Жаворонки наполнен множеством примет. Например, морозная погода предсказывала, что следует ожидать выпадение снега и сорок морозов.

Жаворонки весну кличут

Цель : Приобщение детей к истокам народной культуры

Образовательные задачи:
- познакомить детей со старинными обычаями встречи весны.
- Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, песни и приметы, заучить заклички о весне и хоровод "Весняночка".
- Предложить детям научиться лепить традиционные для этого праздника булочки – «жаворонки»

Ход занятия
На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник Жаворонки. Он имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи. Откуда же он пошел и чем он так примечателен?

История праздника Жаворонки
На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.
Кроме того, согласно мистическим поверьям, в день весеннего равноденствия человеческая энергетика меняется, становится более сильной, а тело наполняется жаром и способностью к новым свершениям. А что такое полевые работы для деревенского жителя как не новые свершения?
Обычаи праздника Жаворонки
На праздник пекли булочки в виде жаворонков, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.
На Руси считалось, что если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай.
Чтобы куры лучше неслись, не ходили по чужим дворам и не болели, хозяйки утром в праздник Жаворонки пекли колобки из пресного теста, после чего делали маленькие гнездышки из соломы и клали туда выпеченные колобки. После этого гнездо с колобками ставилось в птичник.

Главное в праздник – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков.К выпечке привлекались и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле.

Дети лепят жаворонков из теста .

На Руси, когда липили птиц, то закликали жаворонков и призывами весну. Дети рассказывают заклички:
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

***
Ой вы, жавороночки, жавороночки!
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!

Жаворонки раздавались детям с обязательными словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Так, дети благословлялись и имели в наступившем году крепкое здоровье и счастье.

Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка. А некоторых жаворонков просто оставляли пустыми. После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо – и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство. То, что предрекал первый попавшийся жаворонок или пряник – то и должно было сбыться.

Но съедали птичек на праздник Жаворонки тоже не полностью. Головки обычно отдавали на съедение скотине или просто вручали своей матери, приговаривая: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Порой булочки и пряники крошили и разбрасывали по полям «на все четыре стороны», чтобы прилетевшие птицы могли угоститься. А девушки иногда кидали испеченных жаворонков через сарай, чтобы посмотреть, в какую сторону оно укажет. Считалось, что с той стороны у девушки и будет жених.
Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.

Что делали с «жаворонками». Песни-веснянки.

…Когда вынимали противень из печи, глядели: хорошо ли испеклись «жаворонки», не обгорели ли? А затем по качеству выпечки судили о благополучии в семье.
…Испечённых птичек раздавали детям, и те бежали « кликать » Весну и её вестников - перелётных птиц.
...«Хлебных жаворонков» дети должны были разместить «высоко». Для этого их развешивали на рябины, березы, дубы, яблони, плетни; насаживали на длинную палочку; клали на голову; или привязывали нитками к шесту, чтобы их раскачивал ветер и они представлялись как бы «летящими».
…При этом дети пели лирические песни пробуждения природы, которые назывались «веснянками».

Хоровод " Весняночка"

Чаепитие с жаворонками.

Страдание святых 40 мучеников Севастийских

Благоговея к памяти святых 40 мучеников, совершаемой всегда в Четыредесятницу, Православная Церковь постановила совершать в день преставления их литургию, облегчать пост и тем этот день делать торжественнее. По обычаю, в этот день пекутся жаворонки.

Многие очень древние языческие обычаи вошли в быт православных христиан. Один из них — печь «жаворонки» — вкусные булочки в форме птичек, чтобы отметить начало весны и возвращение птиц из теплых стран.

В представлении наших предков славян пернатые гости приносили оттуда на своих крыльях весну. Настоящая весна начиналась обычно с прилета жаворонков — этих добрых посланников солнца.


В старину такие булочки пекли ко дню памяти «сорока мучеников» (40 римских воинов-христиан, замученных в IV веке за то, что они отказались поклониться языческим богам) — 9 марта по церковному календарю (22 марта по новому стилю).

Какой это ласковый и жизнеутверждающий праздник, когда оживляется вся природа и наступают радостные и добрые весенние хлопоты.

Праздник встречи весны приходится на время Великого поста, поэтому для верующих жаворонки выпекаются только из постного теста. А остальные могут побаловаться и сдобными весенними булочками.



«Жаворонки» на расстойке.
Эти жаворонки сделаны 1-м способом (см. ниже "Жаворонки - 1-й способ").
"Крылышки" вылеплены отдельно.

ПРИМЕЧАНИЕ:
* - по рецептам, помеченным звездочкой, можно готовить в дни поста.

*Жаворонки постные
Дрожжи развести в теплой воде, добавить муку, сахар, растительное масло, ванилин, немного морковного сока для цвета и замесить тесто (оно должно быть более плотной консистенции, чем обычное постное тесто).
Дать ему подняться, затем раскатать на посыпанной мукой поверхности и нарезать полосками длиной 15 см и шириной 2 см.
Каждую полоску завязать узелком так, чтобы сверху получилась «головка птички».
На нее прилепить 2 изюминки — «глаза», на конце полоски — «хвосте» — провести ножом несколько неглубоких линий.
Жаворонки посыпать сахаром и выпечь в духовом шкафу.
Можно сформовать и символизирующее тепло — «солнышко»: кусочки теста раскатать в виде кружочка, прилепить «лучики», а из изюминок сделать «глаза» и «ротик».

Жаворонки сдобные
Ингредиенты:
3 стакана муки, 125 г молока, 10 г дрожжей, 15 г сливочного масла, 1 яйцо, 2 ст. ложки сахара, соль, 1 ст. ложка растительного масла.
Приготовление
Приготовить дрожжевое тесто из указанных ингредиентов и сформовать из него жаворонков, как из постного теста.
Смазать их сверху яйцом и выпечь в духовом шкафу.

Жаворонки праздничные
Ингредиенты:
3—3,5 стакана муки, 1—2 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан кефира или простокваши, 1/2 пачки сливочного масла, 1 ч. ложка соды, уксус.
Приготовление
Яйца растереть добела с сахаром, влить кефир или простоквашу, положить погашенную уксусом соду, растопленное сливочное масло, муку и замесить тесто.
Дать ему постоять 10—15 мин, затем сформовать жаворонков, как из постного теста, смазать яйцом и выпечь в духовом шкафу.

Оформление жаворонков может быть различным

Московские жаворонки (см. ниже "Жаворонки - 2-й способ").

Архангельские жаворонки.

Жаворонки некрасовские.

Жаворонки уральские.

Рязанские жаворонки.

Рязанские жаворонки.

Тульские жаворонки.

Пасхальные жаворонки (см. ниже "Жаворонки - 1-й способ").

Жаворонки на пасхальном венке.

Печенье "Жаворонки" из пряничного или ароматизированного песочного теста, изготовленное с помощью формы.

Тульский подарочный жаворонок (скорее, это целая жар-птица).

Жаворонки - 1-й способ

Итак, первый способ. Делаем из теста длинную колбаску и сворачиваем в узел.

Один конец расплющиваем и режем. Другой конец немного вытягиваем, формируем голову и клювик.

еперь делаем глазки. Для этого изюминку режем на кусочки. Прикреплять глазки удобнее зубочисткой. Надеваем изюминку на зубочистку и вдавливаем в тесто.
Готовых птичек перекладываем на смазанный маслом противень.
Перед тем как сажать в духовку, жаворонкам нужно дать немного расстояться.
Помещаем птичек в разогретую духовку.

Готовые жаворонки:

Жаворонки - 2-й способ

Делаем недлинную толстую колбаску. С одной стороны формируем голову и клюв. Другую сторону сдавливаем. Это будет хвост и крыло

Разрезаем расплющенную сторону пополам. Делаем ножом "перышки".

Крыло загибаем вверх. Делаем глазик.
Перед выпечкой жаворонка можно смазать разболтанным яйцом или желтком. Или иногда смазывают сметаной.

Готовый жаворонок, для блеска смазанный после выпечки растительным маслом

Жаворонки - 3-й способ

Делаем колбаску средней длины. Загибаем в петельку.

Кончики колбаски расплющиваем и надрезаем - это крылья.
С другой стороны формируем голову и клювик.
Делаем глазки.

Жаворонки - 4-й способ

Делаем две колбаски и укладываем их крест накрест.

Расплющиваем оба конца верхней колбаски и один конец нижней колбаски.
Второй конец нижней колбаски приподнимаем и формируем голову и клювик.

Надрезаем хвост и крылышки, делаем глазки.

Готовые жаворонки можно смазать постным маслом:

По давней традиции в домашнем приготовлении жаворонков принимают участие дети.

Способ для детского творчества:
Простое традиционное оформление жаворонков
завязыванием тестяных жгутиков в узелок

Прежде в крестьянских семьях жаворонками угощали детей и обязательно домашнюю скотину.
Жаворонки можно украсить цукатами.

Детям поменьше можно дать уже вылепленных жаворонков, чтобы они немного их "поправили" по своему вкусу.

Маленькие дети справятся с изготовлением колобков.

Колобки делаются совсем просто:
Валик теста нарезать на куски, скатать из них шарики, положить на смазанный маслом металлический лист (противень), дать время для расстойки, после чего смазать с помощью кисточки крепким сладким чаем, тогда после выпечки колобки будут иметь гладкую, блестящую, золотистую поверхность (колобаны золотые).

Результаты детского творчества:

Послушайте, как поёт настоящий жаворонок:


Эта замечательная мелодия Ариэля Рамиреса (Ariel Ramirez, Аргентина) в исполнения оркестра Поля Мориа (Paul Mauriat), наверное, известна всем.
Но знаете ли Вы, что эта красивая музыка называется «Жаворонок» ("Alouette")!


Сведения домашнему кулинару
«Дрожжи» из пива. 1 стакан муки смешивают с 1 стаканом теплой воды и оставляют на 5—6 час. Затем добавляют 1 стакан пива, 1 ст. ложку сахара, хорошо размешивают и ставят в теплое место.
Полученную массу кладут в тесто как обычные дрожжи.
Эти «дрожжи» хорошо сохраняются в холодном месте.

Праздник Жаворонки
22 марта
Праздник прихода весны

После внедрения христианства на Руси праздник Жаворонки был "сдвинут" церковниками на 1 день позднее дня весеннего равноденствия (чтобы совпадал с христианским праздником сорока мучеников, который отмечают 22 марта).
День весеннего равноденствия — это начало астрономической весны на планете. По современному календарю день весеннего равноденствия в разные годы приходится на 20 или 21 марта — см. таблицу
По древнему солнечному календарю наших предков, в котором тоже было 12 месяцев, дни весеннего и осеннего равноденствий, дни летнего и зимнего солнцестояний были первыми числами месяцев. В эти дни наши предки отмечали 4 великих солнечных праздника — 3 двухнедельных и 1 (летнее солнцестояние) однодневный, т.к. страдная летняя пора не позволяла праздновать долго.
Солнечный календарь всегда был точен, т.к. его привязка к четырем ежегодным астрономическим событиям исключала появление и накопление ошибок.
Число дней в этом календаре, как и в современном григорианском, в разные годы могло быть разным.
В древности День весеннего равноденствия был славянским Новым годом, серединой, самым главным праздничным днем Комоедицы, 2-недельного весеннего великого солнечного праздника наших древних славянских предков и большинства других древних народов Евразии и Северной Африки.

Славянский языческий храм. Канун праздника Комоедицы.
Слабенькое солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающееся обновленным утром после таинственной и волшебной Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году), пройдя через Зиму и набравшись сил подниматься в небе повыше, становится в праздничный День весеннего равноденствия крепким солнцем-юношей Ярилой, растапливает снега, прогоняет надоевшую Зиму, и для всей природы наступает долгожданная Весна.
В этот день на планете начинается астрономическая весна.

Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта - в день весеннего равноденствия, который отмечали празднованием языческой Комоедицы. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.

По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.

Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.

На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник - считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть.

Круглыми пряниками принято было угощать всех, включая домашнюю скотину. Первые жаворонки всегда относили в хлев и в курятник, где ими угощали своих животных и птиц, чтобы они набрались сил после долгой зимы.

В некоторых местностях дополнительно пекли еще 40 жаворонков, которые надо было раздать прохожим людям.

На Сороки пекут «жаворонков» из кислого теста (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста.

Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками».

В Каширском районе Воронежской области пекли блины, оладьи и пышки из сдобного теста. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.

Напитки к жаворонкам и другой выпечке: хлебный квас, компоты, кисели, ягодные морсы и сбитни.

К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают.

Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С "куликами" кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать».

Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!».

Обряд кликанья весны сопровождался специальными обрядовыми песнями — веснянками:

Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую!
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка ль малая, голосистая,
Про тое ли про тёплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморская,
Заморския земли чужедальныя,
Где заря со зоренькой сходится,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла вовек не отбавится!
Ты запой-ка — запой, жавороночек,
Жавороночек ты весенний гость,
Про житьё-бытьё про нездешнее!

В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется - тот женится или замуж выйдет, кому копейка - тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, - у того ребенок родится.

Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых - иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом - не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.

Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф З. Радченко вспоминала:
«Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет».
Далее этнограф замечает:
«Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья (в середине песни), что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?»

Привнесенная на Русь христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними.

Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта.

Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику:
«Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Другие названия праздника
Сороки, Сорок сороков, Сороки святые, «Сорочини» (укр.), Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день (каргопол.), Заклички Весны, «Гуканне вясны» (белорус.), «Младенци» (серб.) — Молодые или молодожёны, «Змиjин дан» (серб.) — Змеиный день, Сорок мученников.

Комоедица - Русский Новый Год
День весеннего равноденствия
Начало астрономической весны на планете
Сегодня — Русский Новый Год!
Сегодня — Солнце к нам приходит!
Зима бессильно прочь ползёт,
Весна отныне верховодит!

Сегодня — Новой Жизни Пир!
Сегодня — Праздник Пробужденья!
Из нор, щелей, берлог и дыр
Всё лезет к Свету Возрожденья!

Сегодня — пышет и бурлит,
Поёт и пляшет всё Живое!
Сегодня — наш Бог РОД велит
Надеть хоть что-нибудь Рдяное.

Цвет Жизни — это РОДрый Цвет!
Он чужд убогим и смиренным!
Кто нынче в чёрном — гнёт хребет
Под игом "добрым" и "священным"...

Пусть "Новый Год" у нас зимой,
Пусть бог чужой нам стал кутузкой —
Всё ж не раздавлены мы тьмой,
Всё ж Комоедице быть Русской!!!
Примечания.
Род — ведущий свои историю со времен палеолита, очень древний верховный языческий Бог народов Евразии (в т.ч. славян), всеобъемлющий и всеобъединяющий Святой Дух, зримого обличья не имеющий (нечто вроде физического гравитационного или электромагнитного поля); много позднее на основе этого очень древнего языческого Бога возникло понятие ипостаси христианского Бога — Святого Духа, а также мусульманского Аллаха (см. Словарь русских языческих богов).
Новый год — славянский Новый год начинался в День весенего равноденствия.
По сказке, в этот день прихода на планету Весны растаяла Снегурочка, волшебное порождение зимнего холода и снегов (см. Историю Снегурочки и Историю Деда Мороза, а также о великом солнечном празднике Йоль-Солнцеворот).
Поговорки и приметы на Жаворонки

*Сколько проталинок, столько жаворонков.
*Если в этот день выпадает снег, то святая Пасхальная неделя будет холодная, если будет сухо, то не ожидай дождя и на Пасху.



*На Сороки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается.
*Прилетай, кулик, из-за моря, неси Весну из неволи!
*Прилетел кулик из заморья, вывел весну из затворья.
*Прилетел кулик из заморья, принёс воду из неволья.
*Далеко кулику до Петрова дня.
*Прилёт кряков (кряковых уток) и куликов — на скорое тепло.
*На сорок мучеников сорок птиц прилетают.
*Сорок пичуг на Русь пробирается.
*Сороки святые — колобаны золотые (булочки).
*Трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принёс.
*Увидел скворца — знай: весна у крыльца.
*Журавль солнце приносит.

*Если на Сороки синица запела — тепло ворожит.
*Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик — к стуже, к морозу.
*Ранний прилёт журавлей — к ранней весне.
*Журавль прилетит на наст — к неурожаю.
*Журавль прилетел — и тепло принёс, на болоте растает.
*Журавли летят низко, быстро, молчком — жди скорого ненастья.
*Ранние ласточки — к счастливому, урожайному году.
*Синка (трясогузка) прилетит, так через 12 дён река подойдёт.
*Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.
Северные козули для закликания весны
в праздник Жаворонки

Каргопольские козули (Каргополь - город в Архангельской области)
Это особое витое обрядовое печенье из ржаного теста (можно приготовить и из пшеничного). Выкладывают его в виде волн или петель, спиралей, решеток, восьмерок, растений, фигурок птиц.
Раньше на северной Каргопольской земле с помощью такого печенья закликали весну. Этот ритуал еще был направлен и на обеспечение плодородия в новом году.
Со временем магический смысл обряда, связанного со встречей весны, был утрачен, но обычай принял новые формы - витое печенье превратилось просто в угощение, игру или забаву для детей.

Мезенские козули.
На русском Севере, в поселениях на реке Мезень к праздникам пекли особые - витые козули.
Из ржаной муки месили тесто, раскатывали тонкими жгутами, а потом выкладывали на противень в виде фигурок животных - коней, лосей, коров, птиц.
Подарком козули желали добра, богатства и благополучия.
В современных условиях козули готовят и из пшеничного теста.
О приготовлении фигурных и расписных пряников см. стр. Русские пряники и раздел Расписные пряники и пряничные домики.

На русском Севере для закликания весны в праздник Жаворонки, кроме булочек-жаворонков, выпекают северные фигурные печенья-козули.

Козули — обрядовое печенье, разновидность пряников из пшеничной или ржаной муки, чаще в форме овец, коров, лошадей или в виде замысловатых узоров.

Козулями одаривали колядующих, родственников, для повышения плодовитости их скармливали домашнему скоту, использовали как оберег для хлева и конюшни. Кроме того, козули применялись для гаданий. Одна из колядок звучит так: "Нам не дорога чара зелена вина, И нам не дорога братыня пива пьяного, А дорога нам козулечка праздничная".

Готовят козули или из ржаного, или из пшеничного теста, которое должно быть достаточно крутым, чтобы хорошо держать форму фигурных изделий.

Северный пряник козуля впервые появился в архангельской Соломбале - районе мастеровых людей.

В те далекие времена козули пекли лишь на самые крупные праздники.

С давних пор считалось, что козуля приносит удачу. Например, люди верили, что если девушка сама испечет козулю, а потом подарит ее юноше, то в следующем году она обязательно выйдет замуж.

Большую козулю дарили сразу для всей семьи. Считалось, что она принесет в дом удачу, станет его оберегом.

В праздничные дни "козули" выставляли на окна изб, ими одаривали родственников и колядующих, особенно детей, чтобы обеспечить благополучие в доме, прикрепляли к воротам скотного двора, чтобы скот плодился и не терялся летом в лесу.

Козули чаще всего выпекали в печи, однако еще в 1930-х годах встречался более архаичный способ: вылепленную из теста фигурку опускали на несколько минут в кипящую воду завариться для сохранения формы и лишь затем ставили в печь.

Ингредиенты пряничного теста для козуль:
— 1 стакан сахара
— 1/2 стакана воды
— 1 яйцо и 2 желтка
— 100 г сливочного масла
— 1/2 чайной ложки соли
— 1 столовая ложка мелко перемолотых пряностей (корица, гвоздика, кардамон, имбирь, мускатный орех)
— 0,4-0,5 кг муки до получения густой пластичной консистенции

Приготовление теста для козуль:

1. В глубокую кастрюлю или сковороду высыпаем половину сахара и, постоянно помешивая, пережигаем его до темно-коричневого цвета. Должна образоваться своеобразная «шоколадная пена».

2. Очень осторожно добавляем крутой кипяток в наш жженый сахар.
При этой процедуре следует надеть рукавицы-прихватки. Будет выделяться много горячего пара!
Внимание! Не наклоняйтесь над сковородой, держите лицо подальше!
Кипяток должен быть именно крутым, а не просто горячим. И вливать его следует очень маленькими порциями, иначе получится карамель.

4. Снимаем кастрюлю с огня. Добавляем в смесь сливочное масло, размешиваем и оставляем остыть до комнатной температуры.

5.Хорошенько разбалтываем до однородности яйцо и желтки и добавляем их в остывшую смесь.

6.Высыпаем в смесь соль и пряности.

7. Просеиваем муку и понемногу добавляем ее в смесь, при этом хорошо размешиваем тесто, чтобы не было комочков. Перемешиваем тесто вилкой или венчиком, пока это возможно. Когда загустевшее тесто уже нельзя размешивать вилкой, выкладываем его на доску и мешаем руками.

8. Замешивание теста для козуль окончено.
Лучше его плотно закрыть и поставить созревать в холодильник до завтра.
Но если времени нет, можно ненадолго оставить тесто при комнатной температуре, а затем уберать на 20-30 минут в морозильник.

9. Пряничное тесто дозрело.
Раскатываем его толщиной 5-7 мм и вырезаем понравившиеся фигурки. Используем различные формочки для печенья. Если подходящей формочки нет, то можно сделать картонный трафарет и по нему вырезать фигурки из теста ножом.
Для козуль, показанных на фото выше, раскатываем тесто в пласт, нарезаем полосками, скатываем их в тонкие длинные жгутики и выкладываем узоры на смазанном маслом противне.

10. Выкладываем вырезанные фигурки на слегка смазанный маслом противень.
Выпекаем при 210-220 гр. С 5-10 минут в зависимости от размера пряника.
Очень удобно пользоваться силиконовыми ковриками для выпечки. Тесто можно раскатать сразу на коврике и на нем же выпекать.

С праздником Вас!

По приметам на 22 марта судили о погоде на ближайшие сорок дней. В народном месяцеслове дата получила название Сороки, Сорок сороков, Жаворонки, Равноденствие, Сорочины, Сорок мучеников.

Православная церковь в этот день почитает память сорока воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру во Христа при императоре Лицинии в 320 году в городе Севастия (Малая Азия). Мужчины отказались принести жертвы языческим богам, после чего их раздели и вывели на покрытое льдом озеро, оставив на ночь. Недалеко от озера находилась тёплая баня, чтобы желающие отречься от веры могли в ней согреться. Утром один из воинов, не выдержав мучений, побежал в баню, но переступив её порог сразу умер.

Видя стойкость воинов, один из римлян сам разделся и присоединился к ним. На следующий день тела замерзших мучеников были сожжены, а их останки брошены в реку. Позже братья по вере собрали останки и с почестями похоронили.

22 марта: традиции и обычаи дня

На Сороки вторая встреча весны. Крестьяне выходили «кликать» весну. Этот обряд сопровождался песнями-веснянками.

В народе про этот день говорили: «На 40 мучеников – прилетает 40 птиц ». «На Сороки день с ночью меряется, зима заканчивается, весна начинается ». Считается, что в этот день из-за моря прилетают жаворонки.

Ещё 22 марта поминали усопших: посещали могилы, заказывали о родных и близких обедню или поминовение на проскомидии. Не забывали помянуть покойных и во время трапезы. Женщины молились сорока мученикам, чтобы муж или сын целыми и невредимыми вернулись с войны.

На Руси 22 марта из овсяной или ржаной муки пекли фигурки жаворонков и 40 шариков-«орехов». Начиная с этого дня, ежедневно бросали на улицу по одному «ореху», призывая: «Мороз, Красный нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь уходи подобру-поздорову! ». Кормление мороза на протяжении сорока дней связано с народной приметой о том, что после 22 марта может быть ещё 40 ночных заморозков.

Рецепт обрядового печенья «Жаворонки»

Для приготовления понадобится:

  • 0,5 л молока;
  • 200 г сливочного масла;
  • 1 кг муки;
  • 50 г дрожжей;
  • 2 ст.л. сахара;
  • 0,5 ч.л. соли.

В дрожжи добавить по чайной ложке теплой воды и сахара. Молоко подогреть до 30°, муку просеять. 0,5 кг муки засыпать в миску, добавить подогретое молоко, замесить тесто, добавить дрожжи и сахар. Тесто посыпать мукой, накрыть чистой салфеткой и убрать в тёплое место.

Когда поднимется тесто, добавить оставшуюся муку, масло, соль и вымешивать до тех пор, пока тесто не перестанет прилипать к рукам. Если тесто не отстает от рук и расползается, нужно добавить больше муки. Когда подготовите тесто, посыпьте его мукой, накройте салфеткой и поставьте в теплое место, чтобы оно поднялось. Поднявшееся тесто обожмите рукой и дайте подойти ещё раз.

Потом сделайте печенье в форме жаворонков:

  1. Из теста скатайте небольшой жгут, свяжите его узлом, а концы вытяните.
  2. Из одного конца вылепите голову, вытянув клюв, вместо глаз вставьте две изюминки или ягодки.
  3. Другой конец примните и надрежьте ножом, сделав подобие хвоста.

В былые времена в одно печенье, под крыло жаворонка, прятали монетку. По поверью, кому она попадется, тот будет весь год счастлив.

По обычаю, головки «жаворонков» отдавали скотине, а туловище съедали дети.

22 марта: приметы и поверья

  1. Если на Сорок святых оттепель, то будет хороший урожай проса.
  2. Если на Сороки тепло, то следующие сорок дней (до ) будут теплыми, а если холодно – холодными.
  3. Солнце в кругах – к отличному урожаю.
  4. Синица на Сороки запела – тепло ворожит.
  5. Человек, насчитавший в этот день сорок пичуг, будет здоров и счастлив.
  6. Теплый ветер – к ненастному лету.
  7. Ласточки прилетели – к урожайному году.
  8. Сны с 21 на 22 марта не исполнятся. Сновидения, увиденные днем 22 марта, сбудутся только через 5 лет, но будут уже не нужны.

Видео: 22 марта – День жаворонка, сороки и сорока святых