Русалки: кто они? Антидемонические травы Какой травы боятся русалки

Русалок нельзя в полном смысле причислить к персонажам славянской мифологии.

Легенды о прекрасных девушках с человеческими телами и рыбьими хвостами известны еще со времен Древнего Вавилона. Тогда их относили к категории могущественных богов, непосредственно олицетворявших Солнце и Луну.

Как известно, древние вавилонцы представляли бога Солнца с телом человека, венцом в виде головы рыбы, а мантия его была соткана из рыбьей чешуи. А непосредственной матерью русалок считается богиня Луны Атаргартис, бывшая наполовину женщиной, наполовину рыбой.

Среди вавилонян бытовало поверье, что после окончания своего пути по небосводу Солнце и Луна погружаются в морскую пучину. Естественно, что люди приходили к логическому выводу о том, что боги должны быть приспособлены для существования в двух стихиях - и на небе, и под водой. Отсюда и появляется такое необычное представление о строении их тел.

Можно сказать, что русалки получили в наследство все эти качества. Поэтому существует предположение, что зеркала, с которыми зачастую их изображают, являются символами Луны, чье влияние на приливы и отливы морей и океанов увеличивают магическую власть русалок.

Если в древневавилонских поверьях русалки ассоциировались с властью над водной стихией, то в христианских легендах они описываются как существа, которые мечтают заполучить душу. Однако вряд ли подобное желание могло осуществиться, ведь в таком случае им необходимо было навсегда покинуть водную пучину и жить только на суше, как самому обычному человеку, а анатомическое строение их тел не позволяло сделать это.

Русалки вынуждены были вечно оставаться между сушей и водой, подчиняясь богу Яриле и его отцу Велесу.

Кроме того, славянские русалки имели одно существенное отличие от своих иностранных «сестер». По мнению древних славян, русалки не имели хвостов. Они могли выходить из воды на короткие промежутки времени и даже взбираться на деревья, поджидая людей.

В греческой мифологии описаны предшественники русалок - тритоны, полулюди-полурыбы. Древние греки верили, что именно тритоны управляют штормами и бурями на море.

В Индии, по преданиям, существовали речные нимфы, во многом похожие на русалок. Они отличались необыкновенной красотой и соблазнительностью, завораживающе играли на лютне, но не стремились навредить обычным людям.

Само название «русалка » имеет исконно русское происхождение. В основе его лежит слово «русый», которым в те времена называли все чистое и светлое. Вероятно, такая ассоциация возникла потому, что русалки всегда жили в водоемах (озерах, реках). А вода тогда была хрустально чистой и прозрачной.

В более позднее время миф о русалках значительно изменился. В России, стране непроходимых мрачных хвойных лесов, веселые морские девы превратились в угрюмых, злобных и мстительных существ. Изменению характера сопутствовало также и изменение их внешнего вида.

Из красавиц, привлекательных и обольстительных, они превратились в бледнолицых, с изумрудными глазами и растрепанными зелеными волосами женщин. Главной их целью стало заманивание людей, которых щекотали до смерти и утаскивали на дно.

УЧЕНЫЕ ПОЛАГАЮТ, что в некоторых северных областях России истории о русалках тесно связаны с мимолетными встречами человека с тюленями. Основано это мнение на том, что тюлени имеют гладкое тело, а их поведение некоторыми чертами напоминает человеческое. Во всяком случае, многочисленные легенды изображают тюленей как постоянных спутников русалок.

Тем не менее в славянском фольклоре русалкам отведено значительное место. Хорошо всем известный день Ивана Купалы тесно связан именно с ними. В этот день солнце освещает и оживотворяет воды, из-за чего русалкам приходится покидать свое обиталище, так как не могут находиться в такой живоносной воде.

Кроме того, на Петровки (апостольский пост) отмечаются русальная неделя и русалкино заговенье. Происходит это на десятой неделе после Святой Пасхи. В эти дни ни одна деревенская девушка не решится пойти одна в лес из боязни встретить злых русалок. Русалки на русальной неделе выходят из водяных глубин.

Выходя из воды с Троицына дня и до осени, они разбредаются по полям, перелескам и рощам, устраиваются на развесистой, склонившейся над берегом плакучей иве или березе.

В ночной темноте при ярко светящей для них в это время луне они водят веселые хороводы, раскачиваются на ветках, аукаясь и переговариваясь между собой. Бытовало поверье, что там, где резвились и играли русалки, трава становилась зеленее и гуще, а хлеба родились обильнее.

Кроме того, люди верили в то, что русалки во время своих игр и забав спутывали рыбачьи сети, ломали мельничные колеса и жернова водяных мельниц, разрушали плотины. Они могли наслать проливные дожди, бури и даже град. Заснувшая без молитвы во время рукоделия женщина рисковала лишиться своей пряжи, ниток и выложенных на траву для отбеливания холстов.

Считалось, что русалки имеют огромное влияние на молодежь. Своими колдовскими песнями они были способны усыплять молодых людей до смерти.

Слова одной из чародейских русалочьих песен дошли до наших дней. Смысл и звуковое значение этой песни абсолютно непонятны. Даже люди, имеющие глубокие знания о разных потусторонних силах, не могут понять и разъяснить значение этих звуков.

Веря в злобный характер русалок, люди искали способы защиты от них, главным из которых считался крест. Как и всякая нечисть, русалки боятся креста, поэтому никогда не нападают спереди, если на груди у человека висит нательный крестик. Не любят русалки и ведьм. Считалось, что если «подъехать» к русалке на кочерге, то она в ужасе убежит, считая, что это ведьма. При непосредственной встрече с русалкой нужно очертить вокруг себя круг и трижды перекреститься. В этом случае нечистая не может переступить его и схватить человека.

Также хорошо оберегает от русалок чеснок, поэтому при встрече с ними нужно обязательно съесть дольку чеснока.

Но лучшим оберегом от русалок считается полынь. В четверг на Троицкой неделе, когда особенно высок риск нападения русалок, при встрече с ними нужно немедленно произнести слово «полынь». В таком случае они разбегутся, так как не выносят этого слова, сказанного вслух.

Для оберега от русалок девушки вплетали себе в волосы веточку полыни. Еще русалки очень боятся жгучей крапивы и осины. Этих существ можно не опасаться, когда гремит гром, особенно весенний. Некоторые русалки-дети очень боятся первого весеннего грома.

Согласно поверьям, после первых весенних гроз они уже не могут ходить к людям под окна.

СУЩЕСТВУЕТ ПОВЕРЬЕ, что русалки - это утопившиеся девушки или обычные человеческие дети, умершие до обряда крещения. В некоторых районах русалками считают детей, подмененных в то время, когда женщину сразу после родов оставляют в бане одну и она лежит без креста, а ребенок подле нее спит некрещеным.

С давних времен сохранились свидетельства существования русалок. Например, в 1531 г. В Балтийском море в рыбацкие сети попалась одна из представительниц этой нечистой силы. Улов оказался настолько диковинным, что пленницу тут же было решено отправить в подарок польскому королю Сигизмунду II. Однако тогда люди не знали, что русалки не могут жить в неволе. Пленница прожила у короля всего лишь 3 дня, а затем погибла.

Случаи поимки русалок были зафиксированы и в России, естественно, это были «речные» русалки. Сохранилась запись рассказа крестьян о встрече с ними. По описанию очевидцев, рыбьих хвостов у них не было. Из того же описания следует, что выглядели они, как обычные женщины, имели длинные волосы, все время молчали и только горько плакали.

После того как крестьяне их пожалели (а может, просто испугались) и выпустили на волю, они весело запели и исчезли в лесу.

В славянских языках, кроме слова «русалка», существуют и другие названия этих существ. Например, в белорусском фольклоре она называется «купалка».

Известно также название «водяниха». Эта нечисть имеет большие отвислые груди и длинные волосы. Она появляется из глубин в полночь совершенно обнаженная и садится на большой камень. Сидя на нем, она начинает расчесывать свои волосы большим гребнем, который обладает огромной магической силой, и если незаметно подкрасться сзади и вырвать его, то вся сила переходит к его новому обладателю.

Существует такая разновидность русалки, называемая «хитка». По всей вероятности, название произошло от слова «хитить», т. Е. Похищать. Связано это с тем, что она ворует людей и утаскивает их с собой в омут.

Особняком стоит такой тип русалок, к которому относятся навки и мавки. Так в славянской демонологии называли злых смертоносных духов. Само название этой нечисти связано со смертью, так как происходит от украинского слова «навь», что означает «воплощение смерти ». Люди считали, что в мавок превращаются умершие до крещения дети.

Эти существа обладают ужасающей внешностью: впереди у них обычное человеческое тело, но нет спины, зато видны все внутренности.

ДРЕВНИЕ ГЕРМАНСКИЕ ЛЕГЕНДЫ повествуют о живущих в прудах и озерах среди водяных лилий и тростников нимфах. Сверху тела этих существ выглядят, как прекрасно сложенные женщины с постоянной приветливой улыбкой на лице. А снизу эту картину омрачает страшный рыбий хвост. Так же как и вся нечистая сила, нимфы свое черное дело начинают в полночь - водят хороводы и увлекают за собой проходящих мимо водоема людей.

Древнеболгарские аналоги русалок назывались «вилы, самовилы». Южнославянская мифология описывает их как духов в женском обличьи: выглядят они как очаровательные девушки с распущенными волосами и крыльями, одетые в волшебные платья, которыми прикрывают свои козлиные, лошадиные или ослиные ноги. Считалось, что человек, сумевший завладеть их платьем, приобретет власть над ними.

Вилы жили высоко в горах и обладали умением летать. В их ведении находились колодцы и озера, и они могли их «запирать», закрывая к ним доступ простому смертному. Однако вилы не были так неуязвимы, как обычные русалки. Если они лишались своих крыльев и возможности летать, то превращались в обычных земных женщин. Людям, в особенности мужчинам, вилы вреда не приносили, наоборот, всегда приходили на помощь обиженным и сиротам. Кроме того, они могли врачевать недуги и даже предсказывать смерть. Но, если вилу разозлить, гнев ее будет страшен, так как она может убить человека одним только взглядом.

Ученые, занимающиеся проблемами взаимодействия человека с потусторонними силами, уверяют, что русалки существуют и в наши дни. По результатам наблюдений за последние 50 лет состоялось не менее 500 контактов человека с русалками, причем для 60 человек эти встречи окончились трагически. Более 400 человек чудом сумели избежать смерти. По мнению некоторых радикально мыслящих парапсихологов, количество контактов и смертельных исходов после них превышает указанную ранее цифру, как минимум, в два раза.

Случай трагического исхода был зафиксирован в Красноярском крае около деревни Вознесенки в 1995 г. Летом того года в лесном озере Черное утонули три человека.

Трое мужчин возвращались со свадьбы домой и, решив сократить путь, пошли через лес. По всей вероятности, озеро чем-то привлекло их, и они свернули к нему. Очевидцы рассказывали, что на лицах погибших мужчин они увидели застывшее выражение неземного блаженства.

Данный факт не поддавался никакому реальному объяснению. А так как слухи о существовании русалок в озере давно ходили в этих краях, местные жители решили, что в гибели людей виноваты русалки. Тогда жители решили уничтожить нечисть с помощью динамита. В результате взрывов на поверхность озера всплыли большое количество мертвой рыбы и труп неизвестного мужчины. Русалок при этом обнаружено не было, а труп так и остался неопознанным.

Один из реальных случаев произошел в 1936 г. На ручье Смородинка, протекающем вблизи села Елизаветинское на Урале. Будучи ребенком, жительница Нижнего Тагила А. Азисова вместе с отцом приехала на этот ручей, неподалеку от которого находилась старая заброшенная выработка, со временем заполнившаяся водой.

В этом небольшом озере, поросшем густым кустарником, девочка и ее отец и увидели человекоподобных существ и долго наблюдали за ними. Эти существа (скорее всего это были именно русалки) периодически появлялись из воды, забирались на близстоящие деревья и прыгали с них в водоем. Азисова рассказывает, что все время с их стороны слышалось красивое мелодичное пение, но слов девочка так и не смогла разобрать.

Необычный и загадочный случай произошел в 1992 г. В Тверской области. Программист из Москвы Игорь Песков вместе со своей собакой по кличке Сакур приехал половить рыбу на озеро в районе села Рождественское. Так случилось, что первая ночь у озера совпала с началом русальной недели. С собой у рыбака был небольшой радиоприемник, который он прихватил, чтобы не было совсем скучно и одиноко. Когда наступила полночь, Игорь сидел у костра и слушал радиопередачу. Вдруг костер неожиданно начал затухать, хотя дров в нем было достаточно и они были очень сухими.

Через несколько секунд Игорь услышал отчетливый колокольный звон. Этот факт всерьез насторожил молодого человека, ведь он знал абсолютно точно, что ближайшая церковь расположена не менее чем в 40 км от места его ночлега. Собака тоже начала подавать признаки беспокойства и периодически подвывала.

Вот что рассказал сам Игорь о том, что произошло с ним дальше: «Прошло совсем немного времени, и неожиданно пространство над озером озарилось необычным голубым светом. Мне показалось, что какая-то сила загипнотизировала меня. Я отчетливо видел все окружающие предметы, казалось, прекрасно осознавал все происходящее, но при этом был не в силах управлять своими действиями. Что-то потянуло меня к озеру. Я вошел в воду и вдруг почувствовал, будто меня окутали водорослями и потянули на дно. Я стал тонуть и не находил сил сопротивляться. В этот момент до меня донесся лай Сакура. Его голос буквально вернул меня из забытья. Я стал отчаянно сопротивляться и, как мне показалось, увидел под водой контуры человеческой фигуры. Спустя некоторое время я почувствовал себя свободным от пут и кинулся к берегу. Я звал Сакура, который все еще был в воде. Наконец он поплыл к берегу. С моей помощью он выбрался из воды. Вся шея у него была в крови».

Объяснения случившемуся Игорь найти так и не смог.

В Пензенской области недалеко от деревни Широкое двое местных парней ходили по лесу и набрели на заросшее тиной небольшое озеро. Там они встретили трех обнаженных девушек, которые шли к ним навстречу и призывно улыбались. Слов они никаких не произносили, но парни отчетливо различали мелодичное пение.

Один из парней очень испугался и бросился бежать. А второй, наоборот, пошел прямо к русалкам. Убежавший приятель собрал в деревне мужчин, и они направились к озеру.

Однако сделать ничего не успели. Когда они добежали до берега озера, на его черной глади плавала лишь кепка молодого человека. Труп его был найден на следующий день.

Никакого объяснения трагической гибели парня, кроме как назвать это происками нечистой силы, местные жители и следствие дать так и не смогли.

Тогда они пригласили местного священника, который провел специальный обряд по изгнанию нечистой силы. С тех пор о русалках в этом озере не слышали. Но кто знает, может быть, встречи не происходили потому, что местные жители просто боялись приближаться к страшному месту.

В РУСАЛЬНУЮ НЕДЕЛЮ русалки пытаются обратиться к людям с просьбой дать им имя и одежду. Ничего странного в этой просьбе нет. Как известно, в русалок превращаются девочки, умершие до крещения и не имеющие имени. Вот они и хотят получить его сейчас, чтобы вновь превратиться в человеческого ребенка и теперь уже умереть по-настоящему. В такой просьбе русалке отказывать ни в коем случае нельзя, так как она жестоко отомстит за это.

Отличие русалок от классических и романских сирен. Предание о Мелюзине и сказки о женах-змеях. Единство природы русалки. Русалки - утопленницы. Русалки - некрещеные дети, их загробное существование и наружность.

По материалам печатных изданий 1899г.

Изучая рассказы и поверья о малорусских русалках, необходимо отделить от них классические и романские предания о сходных женских существах - сиренах: полуженщинах-полурыбах, привлекавших и губивших путников очаровательным пением, так как эти поверья отразились на Украине весьма слабо, только в замечании, что песни слагают морские люди. Кроме этого краткого указания, не существует ни в этнографических сборниках, ни, по-видимому, в устах народа ни одной сказки, в которой встречалось бы существо со всеми перечисленными особенностями сирен, взятыми вместе, а встречаются лишь изредка некоторые отдельные их признаки. Например, в одной сказке, записанной в Лубенском уезде, девица, заточенная в стену, покрыта рыбьей чешуей, что составляет особенность сирен. Но этим наружным признаком и оканчивается сходство заточенной девицы с сиреной. Так и британская сирена, белая, с золотистыми волосами и рыбьим хвостом, напоминает малорусских русалок разве своим детским возрастом и больше ничем.

Почти то же следует сказать о романе французской феи Мелюзины, полуженщины-полузмеи, вышедшей замуж за графа Раймунда де Пуатье, давшей ему десять сыновей, но исчезнувшей по обнаружении двойственности ее природы; рассказ этот через Германию и земли западных славян прошел в Правобережную Украину и отразился здесь только в названии мелюзинами певиц - полуженщин-полурыб.

Но если роман о Мелюзине не имеет ничего общего с поверьями о русалках, то по своему основному мотиву он представляет некоторое сходство со сказками о девице и жене - змеях, являющихся, как и Мелюзина, до поры до времени, т. Е. До указания на их змеиную природу, существами благодетельными. Так, в сказке, некогда записанной в Лубенском уезде, вокруг шеи сонного мальчика обвилась змея, превратившаяся в царевну из окаменелого царства. Она помогала потом всю жизнь своему любимцу, между прочим подарив рубашку из змеиной силы. Более подробный и лучший вариант этой сказки приведен у Чубинского. В сборнике же Афанасьева «Русские народные сказки» змея-девица входит лишь эпизодически в две сказки о волшебном кольце. В первом варианте девица, окруженная огнем и спасенная крестьянином, обращается в змею, во втором наоборот - змея на костре после спасения обращается в девицу.

Еще ближе к главному мотиву преданий о Мелюзине другая сказка, также записанная в Лубенском уезде. В ней парень поджег копну, где скрывалась змея. Змея, вылезши, обратилась в девицу, вышла замуж за парня и жила с ним до тех пор, пока он не назвал ее гадиной. С этой минуты она удаляется навсегда, дети обращаютcя: сын в соловья, дочь в жабу. Первая половина сказки у Чубинского такая же: змея обращается под венцом в женщину, живет с мужем и удаляется от него навсегда после упоминания о ее змеиной природе.

Таким образом, русалки отличаются от всех перечисленных фантастических существ тем, что в природе их нет ничего двойственного. Они, по Соловьеву, Афанасьеву и Кавелину,- души умерших молодых женщин, девиц и детей. Русалки - утонувшие девицы или девицы, умершие на Зеленых праздниках. Русалки, девушки и женщины-утопленницы делаются женами водяных. По белорусским поверьям, русалки - также утопленницы-женщины; они щекочут людей, поймавшись, служат человеку до года и выполняют разные работы; питаются паром. Но такое представление о русалках как о взрослых девушках и женщинах, встречается только в искусственной поэзии, в литературе и живописи; народу же, по крайней мере в Центральной Малороссии, оно совершенно чуждо. Здесь нет никаких сказок, песен, поверий или обрядов о таких русалках. Народ знает только русалок - детей. Они мертворожденные, приспанные матерями, вообще некрещеные дети. К русалкам принадлежат и дети, убитые матерями при рождении. По поверьям Подольской губернии, потерча или потороча, превращается только по прошествии семи лет в русалку -мавку, или малку. Пребывание русалок за гробом изображается народом в таких красках: «Русавкам на тим свити темно. Ии душечка так лита, як птиця по дереву, ий прыстановыща нема. И плачеться вона на свою матир, шо маты ии не зберегла. У четвер на клечальних святках Бог избира до миста, тоди им трошки выдненъко, а то им усе темно».

Русалки - утопленницы. Русалки - некрещеные дети, их загробное существование

Таким образом, русалки появляются на свет только на Зеленых святках, что подтверждается и печатными материалами. Неделя до Троицына дня называлась в России XII в. Русальною. Русалки могут являться на свет только в день св. Духа и Троицын. Девки и женщины запасаются зорей или любистком, чтобы их не защекотали русалки. «Русальчын, Мавский велыкденъ» бывает в четверг на Зеленой неделе. В этот день не работают, чтобы не обидеть русалок, и всю неделю не купаются в одиночку. На «Русальчин велыкдень» женщины, терявшие некрещеных детей, собирают детей с околотка или каких попадется и угощают их варениками, паляницами, пирожками, бубликами. На Русальной неделе в Белоруссии девки, качаясь на ветвях, зазывают русалок. Детей не пускают купаться. «Русальчын велыкдень» называют еще «сухый четвер, так як тоди тилько росавкы просыхають, а то усе им мокро».

В эти только дни и можно сделать наблюдения над управлением русалками, местами их пребывания, наружностью, их превращениями. Управляет русалками особая старшая, или игуменья, а по другим поверьям - дид, или святой. Под таким надзором или и без него русалки пасутся, как гуси, на островах, болотах, полях и лесах.

Они встречаются в копцах, но не могут переходить меж. Чаще всего они бывают у воды: здесь они купаются, бегают, кричат, как кошки. Любят больше стоячую воду и мелкие, небыстрые речки, «шоб не занесла вода». Русалки представляются смеющимися, хлопающими в ладоши детьми, кричащими: «Гуп! а де вы?», а также поющими. Тело у них голубоватое, синеватое или темное. «Голи скризь, з осокы косы». Часто одеты в красном. Изредка появляются они в виде кошек, лягушек или мелкими животными из породы грызунов. «Род крысы, хвист длинный, уха вгору, на лапах по пьяты пальчыкив, йе нёхти. Собака не займала». К «Русальчыному велыкодню» относятся и следующие рассказы: «Йшов дид на охоту, переходив болото. Русалки угналысь за дидом. Вин добиг до дуба, излиз, а воны й соби дерутся та хихочуть. Дид выстрелыв, вони тоди одбигли од дуба у копанку та й купаються; и купалысь до дванадцяты часив. Плигають и кажуть: «Ух, ух! соломьяный дух». Маленьки диты, швыдки, сыненьки або голубеньки» (от Д. Бугаевой, с. Литвяков).

«Спивають и такой: Не бый нога об ногу, Не сии борошна на дижу, Ух, ух! Мене маты нехрещену вродыла, На камени садыла». (от А. Гетмановой, м. Снетина)

«Пишлы дивчата на поле рвать квиток на Русальчын велыкдень. Прыйшла одна до балки, колы плыгають диткы-манюни. А вона помахала на другу нышком. Як прыбигла та друга та в крык, та в голос, та давай тикать. Прыбиглы додому, заболилы и вмерлы» (от Е. Павликовой, с. Литвяков).

«Ишла жинка у село, колы выходять чотыры русалки, маленьки, у червоних сорочках, в лодони плещуть:
Мене маты вродыла та в хрест не вводыла. Узяла жинка Соломину и усих перехрестыла» (от Н. Кедевой, с. Литвяков).

Подобный случай передается в овернской сказке: «На рассвете дети в белом окружили проезжего и требовали у него крещения.

Из всего сказаного следует, что русалки, не имея в природе своей ничего стихийного и двойственного, составляют лишь разновидность мертвецов.

По происхождению. В его основе лежит слово «русый», которым древние называли все чистое и светлое. Возможно, название возникло потому, что русалки всегда жили в воде, а вода тогда была необыкновенно чистой и прозрачной.

Кто такие русалки?

Согласно древнеславянским верованиям, русалки – это фантастические обитательницы всех вод и источников Земли. Считалось, что русалками становятся девушки, умершие, так и не успев вступить в брак, особенно просватанные невесты; либо младенцы, умершие некрещенными.

Отличительные черты русалок – гладкая белоснежная кожа и длинные зеленые волосы. При свете Луны они поют удивительные песни своими волшебно прекрасными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Могут завлечь русалки и случайного прохожего, особенно когда в лунную ночь выплывают из воды, садятся на ветку плакучей ивы и расчесывают выточенным из рыбьей кости гребешком свои чудесные зеленые кудри. Лишь одно нужно русалке от человека: защекотать его до смерти и утопить.

Встречи с русалками

Летом, начиная с Троицына дня, русалки гуляют по земле. В это время ни одна девушка не решится пойти в лес в одиночку, ведь если встретятся ей русалки, то завлекут, заманят ее к себе, и обратного пути ей уже не будет.

В лесу русалки обитают на плакучих березах, поэтому девушки в Русальную неделю ходили в лес – березки завивать. Они связывали разноцветными лентами березовые ветви, делая качели для русалок.

Если все же повстречать в лесу русалку, отвадить ее можно при полыни. Нужно успеть бросить эту траву в глаза русалке, и тогда она навсегда оставит человека в покое.

В более поздние времена представления о русалках существенно изменились. Веселые речные девушки превратились в весьма неприглядных, злобных и мстительных существ.

Поверья о русалках нашли отражение и в повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Правда, в ней превратившаяся в русалку прекрасная панночка приносит главному герою Левко только добро. В благодарность за то, что он помог найти и наказать ее мачеху-ведьму, панночка помогает Левко жениться на любимой девушке Ганне.

Стали русалки и персонажами картин русских художников – Ивана Крамского, Константина Маковского и Константина Васильева.

Какими бы ни были русалки – прекрасными или отталкивающими, добрыми или злыми, поверья о них, как и многие другие поэтические верования славян, существенно обогатили русскую культуру.

Каждая травинка впитывает свой диапазон силы, поэтому какую-то траву мы используем для исцеления от головной боли, какую-то — от болезней печени, какую-то — от простуды и т.д. Но есть ряд трав, которые обладают очень мощным лечебным воздействием, их воздействие идет сразу на весь организм человека, а не на какой-то отдельный орган, и, кроме этого, они регулируют саму энергетику организма. Эти травы обладают очень чистым спектром излучений, в котором практически отсутствует черный цвет. В их энергии нет ничего от подземного мира, нет даже энергий мертвого царства, поэтому они обладают очень сильным исцеляющим воздействием на человека, а также способностью прогонять нечисть. Их называют антидемоническими. Это — зверобой, иссоп (синий зверобой), лаванда, крапива, полынь, чертополох, укроп, богородичная трава, иван-да-марья и др. Для того чтобы получить от травы наибольшую силу, ее собирают в благоприятное для этого время.

Чтобы защитить себя от нечистой силы, травы используют только в виде курений или водных настоев. Спиртовые настои, капсулы с засушенной травой для этой цели не годятся. Для приготовления настоев и курений травы предварительно надо высушить — теряя воду, они приобретают огненную энергетическую силу. Силу, которая увеличивает их способность прогонять нечисть.

Курения или благовония действуют на наш разум и, очищая наши мысли, прогоняют возможные беды и несчастья. Они хороши тем, что очищают не только самого человека, но и жилище.
Но если нечисть вклинилась в ваш организм, окуривание вам не поможет, оно только оградит от нового нападения.

Если вы хотите использовать для защиты дома курение из антидемонических трав, добавьте к сухой траве капельку сосновой смолы и постарайтесь пронести благовония по всей квартире. Затем, когдa квартира наполнится запахом трав, на несколько минут откройте большое окно или балкон и пожелайте нечисти удалиться из вашего дома: «Как дым из моего дома уходит, так и беды, болезни и т.д. из моего дома уходите». Затем закройте окно, запах же трав останется в вашем жилище еще на сутки, призывая ваш разум к освобождению от злых мыслей. Мы подчеркнули, что смола должна быть обязательно сосновой, так как она в большей степени обладает очищающими свойствами.

Ароматические эфирные масла для изгнания нечисти из дома не используются. Они больше действуют на наш разум, чем на атмосферу жилища, хотя тоже способны освободить голову от накопившейся негативной энергии, на нем, собственно, и основано их лечебное воздействие.

Настои трав действуют целиком на весь наш организм, очищая его от грязной накопившейся энергии. Вода позволяет силе трав свободно наполнить клетки нашего тела и настроиться на прием светлой энергии. Огромная сила трав заключается в том, что они способны образовывать общее энергетическое поле, объединяя свои разрозненные силы в общий разум. Когда человек употребляет настой трав, он непроизвольно подключается к общему энергетическому полю данных растений. И чем меньше он будет сопротивляться его воздействию, тем быстрее наступит выздоровление. Поэтому никогда не собирайте пожухлую, слабую, растущую на помойках и в прочих грязных местах траву — иначе, принимая настой из нее, вы подключитесь не только к чистой энергии растения, но и к энергетике того места, где она росла; не старайтесь принять внутрь сразу «лошадиную» дозу настоя — резко меняя энергетику организма, вы пугаете собственное тело и оно начинает противиться исцелению (микродозы действуют лучше и благотворнее, не случайно гомеопатические методы лечения — одни из самых надежных); принимая настой, помогите своему разуму — представьте поле цветущих трав того вида, который принимаете, — излечение пойдет быстрее. Обливаясь или купаясь в настое, тоже не поленитесь сделать это — прилив сил будет больше, чем при механическом выполнении процедуры.

Зверобой. Одна из самых сильных антидемонических трав средней полосы России. Это трава, которая вбирает в себя солнечный свет, воздействует сразу на весь организм человека, очищая его. Зверобой хорошо помогает при депрессии, усталости, первых признаках простудных заболеваний. Он открывает человеку сердце, позволяя соединиться его душе, разуму и телу в единое целое. Его боится вся нечисть так же, как боится она солнечного света.

Наибольшую силу зверобой набирает к середине июля. Раньше его (как и все магические травы) собирали на Ивана Купалу (7 июля по новому стилю). Зверобой — очень гордое и прихотливое растение, которое запоминает причиненную ему боль, поэтому если вы срежете самые сильные из попавшихся на глаза побегов, то на следующий год рискуете совсем не найти его на этом месте.

Зверобой в курениях не применяется, так как не обладает силой выгонять нечисть из помещения. Он просто очень мощно наполняет организм солнечной энергией, заключенной в нем. Поэтому применяется зверобой в настоях или в ароматических маслах, то есть для прямого воздействия на организм. Раньше на Руси зверобой часто заменял чай, что было очень неплохо, так как в нашем климате заметно ощущается недостаток энергии Солнца, которую организму приходится добывать из других источников.

Иссоп (синий зверобой) действует сразу на тонкие энергетические планы нашего тела. Применяется в курениях, благовониях, настоях, но наибольшую силу дает нашему организму при соприкосновении с кожей. Это позволяет быстро очистить энергетику человека от накопившейся грязи. А в остальном характер его действия схож с обычным зверобоем.

Полынь — вторая по силе антидемоническая трава России, которую сейчас применяют крайне редко. Кроме прочих, она прогоняет нечисть водного происхождения. Ее безумно боятся русалки, и в русальную неделю для защиты от их козней полынь развешивали в домах, а около домов жгли костры с добавлением полыни.

Запах этой травы способен выгнать из дома практически любую нечисть. Полынь теряет часть своей сипы в водном настое, да и по вкусу она очень горькая, поэтому чаще ее применяют в виде курений (к тому же сила полыни очень велика и внутрь её можно применять только в микродозах).

Полынь обладает свойством восстанавливать нашу гармонию с природой, и при сильной концентрации ее дымов восприимчивые люди могут начать видеть существа тонкого мира — в этом заключается вторая причина столь редкого применения полыни. По сути дела, ее применяют только маги, которые не боятся потусторонних контактов.


Объяснение сущности, вызов русалки и ритуалы к русалке.

Сегодня мы окунемся в загадочный мир, который вызывает интерес у многих людей. А именно поговорим о русалках. Существуют ли они на самом деле и что нужно сделать чтобы их вызвать – это и будет изложено далее.

Мифы и реальные факты о русалках

О существовании русалок сказано не только в сказках, но и в различных преданиях, которые распространены по всему миру. Причем встречи с русалками описываются в разных источниках и в разное время.

Колдуны утверждают, что русалками являются существа, духи воды, которые могут исполнить желание и прийти на помощь нуждающимся. Но увидеть ее невозможно, они лишь управляет водной стихией.

Однако известны рассказы людей, которые воочию видели русалок. Правда описывают они этих существ по-разному. Ученые объясняют это тем, что увиденные людьми существа могут находиться на разных этапах развития.

Итак, предлагаем Вам задокументированные факты, которые описывают встречу с русалками:

  • В XII веке в хрониках Исландии упоминалось о существе, которое имеет тело женщины и рыбий хвост. Ее было названо «Маргигр».
  • В 1403 году в хрониках Голландии существует запись о том, что после шторма на берегу Шельды была найдена выброшенная девушка с плавником вместо ног.
  • В 1608 в личных записях мореплавателя Гудзона была описана встреча с прекрасной женщиной на огромной глубине в океане. Она имела голую груди и длинные черные косы.
  • А вот в XVII веке в испанской газете была найдена интересная статья о парне, которого затянуло в пучину во время купания. Так вот через некоторое время в море моряками этой местности был найден этот парень с чешуей вместо кожи и перепонками на конечностях.
  • В 1982 г боевые пловцы обнаружили на западном берегу озера Байкал удивительное существо. На глубине 50 м они увидели 3-х метровое чудище с блестящей чешуей. Данное существо очень быстро передвигалось и как только бойцы попытались приблизиться к русалке, то с расстояния 20 м были выброшены на берег. Аквалангисты утверждают, что русалка сделала это силой мысли. Иначе выброс восьми человек одновременно объяснить невозможно. После этого у бойцов началась кессонная болезнь и трое скончались следующим днем, остальные остались инвалидами.
  • В 1992 году рыбаки города Флорида, которые приплыли снять с сетей улов, обнаружили странную картину. Возле сетей находились люди, но когда рыбаки начали приближаться, то люди нырнули, а наружу показался хвост, как у тюленей. Когда рыбаки приблизились к сетям, то оказалось, что все сети распороты, а улов выпущен.


Не исключено, что русалки все-таки существуют, ведь издавна о них написано немало рассказов. Но все-таки существовали аферисты. Которые сшивали труп обезьяны и морского котика, дабы получить известность. Поэтому нельзя полностью отрицать существование русалок, но и утверждать то, что они существуют как реальные морские существа также не представляется возможным.

Какая внешность и черты характера у русалок?

Если все-таки русалки существуют, то как же они выглядят. Давайте соберем всю информацию об образе русалки и поэтапно расскажем о ней:

  • У русалок женственная фигура и хвост вместо ног.
  • Волосы русалок длинные и светлые, имеют примесь тины и морских водорослей.
  • Принято считать, что русалки – это девушки которые умерли до брака, но уже помолвленные.
  • Чаще всего русалки красивые и стройные девушки в белой одежде (в той, которой умерли или были похоронены). Но описаны также и встречи с толстыми некрасивыми русалками, которые были бледные и неприступные.
  • Русалки имеют экстрасенсорные способности и своим пением могли заколдовать рыбаков и моряков, делая их своими рабами.


  • Русалки не любят людей из-за того, что они постоянно вмешиваются в их среду обитания – плавают или ловят рыбу.
  • Интеллект и скорость мышления у русалок куда выше, чем у людей.
  • Во время Троицкой недели русалки выходили на сушу, чтобы побывать в своих любимых местах или в том месте, где они побывали мало времени.
  • Русалки умеют управлять природными явлениями. В момент злости они могут наслать град, ливень или засуху. К тому же, если они негативно отнеслись к какому-то конкретному человеку, который является, к примеру, фермером, русалки способны нанести урон именно полю данного человека.
  • Если русалке понравится мужчина, то она может затянуть его в воду и превратить в своего раба.
  • Ранее, когда все люди в основном работали на полях, детей крестили практически сразу после рождения, чтобы русалка не забрала. Ведь русалки очень любят детей и, забрав младенца, хотят воплотить нереализованную мечту материнства.

Что нужно сделать в дневное время, чтобы вызвать русалку в домашних условиях?

Чтобы русалка была добра к Вам, следует породниться с водной стихией, которая владеет данной сущностью. К тому же важно понимать, что даже добрые русалки могут быть очень коварными и без труда околдуют Вас или заберут дар, не выполнив пожелание.

Но если Вы все же решились вызвать русалку, то воспользуйтесь такими советами:

  • На берегу реки или моря (если они находятся возле Вашего дома) оставьте для русалки подарок. Это должно быть ожерелье с нечетным количеством ракушек или кораллов.

Скажите такие слова:



  • Перед уходом поблагодарите водных духов за выполнение просьбы и возвращайтесь домой.
  • Через 3 дня Ваше желание должно исполнится.

Как вызвать дух русалки, которая удлиняет волосы?

Девушки у русалки чаще всего просили красивые локоны, ведь это существо славится длинными волосами. Но помните, что русалка взамен на Вашу просьбу может потребовать дары, причем такие, которые будут абсолютно несоизмеримы с Вашей просьбой. А если Вы откажетесь, то от ее гнева могут пострадать и Вы и Ваши близкие.



Если Вы все же решились, то выполняйте следующее:

  • На берегу реки или озера распустите волосы и расчесывайте их деревянной новой расческой.
  • Мысленно представляйте Ваши пышные длинные косы.
  • Теперь возьмите серебряное кольцо и произнесите: «Вижу скрытое на дне морском. Русалка, приди».
  • Бросьте волос со своей головы и скажите: «Мой волос уплывай, духа вод притягивай, расчесаться помогай».
  • Появление кругов на воде означает, что русалка Вас услышала.
  • Если же на воде никаких изменений, то далее произносите: «Дух воды, даруй мне длинные косы, красивые и здоровые, а я тебе за это подарок дам».
  • В конце отправьте кольцо в воду, чтобы одарить русалку и вернуть ее в водный мир.

Как стать русалкой в реальной жизни и получить ее силу в полнолуние и без полнолуния: обряды, заговоры, ритуалы.

Современные фильмы, мультики и компьютерные игры способны неслабо стимулировать воображение. В поисковой системе интернета немало запросов о том, как можно стать русалкой. Предлагаем Вам несколько вариантов, но все же советуем Вам 100 раз подумать, прежде чем совершать подобное:

  • В полнолуние зажгите много свечей
  • В ванну налейте воду и бросьте много морской соли

Лягте в ванную и произнесите:



  • Далее посмотрите на луну и отправляйтесь спать

Также можно использовать вышеуказанное заклинание при следующих действиях:

  • В полнолуние выйдите на улицу с ковшом морской воды.
  • Станьте так, чтобы в нем отражалась луна и, произнеся указанные выше слова облейтесь этой водой, умойтесь и немного отпейте.
  • Также возьмите еще стакан такой же воды и на ночь опустите в нее ракушку.
  • Утром снова произнесите заклинание и выпейте воду.

Купание в водоеме в полнолуние в разы увеличивает возможность стать русалкой.

Если полнолуние уже прошло, а желание очень сильное, то:

  • Выйдите вечером на улицу с миской воды, тарелкой и деревянной расческой.

Положив расческу в воду, закройте глаза и скажите следующее:



  • Не открывая глаз, прикоснитесь к воде.
  • Достав расческу, можете открывать глаза.
  • Расчесываясь, снова произнесите заклинание.

Теперь перейдем к ритуалам с волшебной силой. Они используются реже, но также очень эффективные:

Ритуал № 1:

  • На лист бумаги нанесите немного зубной пасты и положите его на край раковины.
  • Закройте все окна и двери, откройте воду.
  • Погасите свет и произнесите: «Русалка, приди!»
  • Вы должны уловить рыбий запах или шорох чешуи.
  • Теперь вслух просите у русалки хвост.

Ритуал № 2:

  • Возьмите чешуи из рыбы, родниковую воду в стакане, пучок Ваших волос, листок бумаги, спички, 3-4 свечи и 2 зеркала.
  • Зажгите волосы в бумаге.
  • Зажженные свечи поставьте вокруг зеркал, которые установите друг напротив друга.

Пепел с Ваших волос бросьте в стакан с водой и скажите:



  • Погасив свечи и не включая свет, примите ванну.

Данные ритуалы могут вызывать у Вас недоверие и Вы даже можете не получить нужный результат. это зависит от того, насколько Вы верите и хотите заполучить хвост и силу русалки.

Как стать русалкой за месяц?

Превращение в русалку требует проведения долгого ритуала, который длится целый месяц. Для него Вам следует тщательно подготовиться, а именно, взять:

  • 7 свечек
  • Подарок для духов – это может быть не слишком дорого украшение или венок из цветов
  • Нательный крестик, как оберег от нечисти

Для проведения ритуала:

  • Пойдите на водоем, желательно, чтобы он был большой – так вы получите больше силы русалки
  • Выбирайте место по душе, так как в облике русалки, Вы будете находиться именно в этом водоеме.
  • Проследите, чтобы рядом никто не находился. Для ритуала это обязательное условие.
  • Далее сняв одежду и расставив свечи, произнесите:


  • Заходите в воду по колени и произносите следующие слова:


Заговор на реке
  • Выходите и одевайтесь.
  • Повторяйте эти действия на протяжении месяца.
  • В последний день, выйдя из воды, произнесите: «За то что услышала и дала осуществить задуманное. За то, что не прогнала», и бросьте подарок.

Помните, что обратного пути не будет. Поэтому внимательно и осторожно отнеситесь к проведению этого ритуала.

Почему поют русалки?

Пение русалок является их магическим влиянием на психику человека. Так как известно, что именно пением они могут затянуть к себе, в свой мир.

Русалки пользуются пением, когда им понравился мужчина, чтобы завлечь его и сделать своим рабом. Также пением русалки затуманивают мышление и могут затянуть в пучину из мести или со злобы и коварства.

Какой травы боятся русалки?

Больше всего русалки боятся полынь. Именно этой травой окуривали жилище в русальную неделю и ее вплетали в венок на Ивана Купала.



Не только русалки, но и вся нечисть боится эту траву. Поэтому лучшей защитой от подобного зла является развешенная в жилище трава, а также костры с полынью.

Заговоры к русалкам на омоложение

Русалок часто представляют очень красивыми и длинноволосыми. Но они коварны и не хотят делиться своей красотой ни с кем.

Никакие источники не располагают информацией о том, какой заговор следует читать именно к русалкам, чтобы омолодиться. Но в свою очередь хотим Вам посоветовать не обращаться к русалкам ни с какими просьбами, так как эти существа часто просят дары, которые абсолютно не соизмеримы с Вашей просьбой.

К тому же, важно понимать, что Вы так или иначе вступаете в сговор с магическим существом. И не известно, как в будущем на Вас это отразиться.

Видео: Русалки: мифы или правда?

"Русалии (Русальная неделя) - обрядовый праздник «проводов русалок».Русалии отмечались в канун Рождества Христова и Богоявления (зимние Русалии), на неделе после дня Пятидесятницы (Троицы) или в летний Иванов день (Иван Купала).

Этнографические данные 19 в, позволяют соотнести свидетельства средневековых памятников с русальными обычаями южных славян. В Македонии в период от Рождества до Крещения ходили по дворам группы мужчин, называемых «русалии», которые устраивали особые хороводы вокруг больных людей и исполняли обрядовые танцы, чтобы исцелить их. Члены дружины «русалиев» на весь период святок соблюдали строгие запреты: они не должны были креститься перед едой и на ночь, здороваться при входе в дом и при встрече с односельчанами на улице, обязаны были хранить молчание; ночевали всей группой в чужих домах, не возвращаясь на ночлег домой и не вступая в контакты со своими родственниками, Русальскую дружину встречали во всех домах с большими почестями.

В северной Болгарии и северо-восточной Сербии подобные группы - «русалии» - ходили от села к селу с целью магического лечения людей, заболевших «русальской» болезнью, но происходило это в течение недели, следующей за Троицей. Считалось, что «русальскую» болезнь насылали вредоносные женские мифологические существа - русалки или самодивы (см. Вила), которые появлялись на земле в весенне - летний период. Группа мужчин, состоявшая из нечетного числа участников (обычно - 5, 7, 9 человек), ходила по домам на Русальной неделе. Они были одеты в меховые шапки, на которые надевались специально сплетенные цветочные венки: на ногах кожаные лапти, на поясе погремушки и колокольчики, в руках - большие палки.

Судя по летописям, главным сроком русалий был летний, приноровленный уже в XII в. к христианской троице и завершавшийся строго фиксированным днем летнего солнцестояния - днем Купалы (рождества Иоанна Крестителя). Киевская летопись второй половины XII в. называет "русальной неделей" седьмую неделю после христианской пасхи, завершаемую праздниками троицы (седьмое воскресенье) и сошествия святого духа (духов день, пятидесятница).

Праздник заключался в том, что в это время вся молодежь села наряжалась в белые одежды, девки распускали волосы; все вместе ходили по селу, пели песни, водили хороводы и т. д. (сс. Марьевка, Мало-Архангельское Николаевского уезда (ныне Пестравского р-на). Наиболее интересно он проходил в соседнем селе Красная Поляна, где главной русалкой обряжали парня и прогоняли ее в реку. Возможно, это наиболее ранний вариант обряда, суть которого заключалась в том, чтобы изгнать русалку из села, очистив его от «нечисти» до будущей весны. Вся эта процессия сопровождалась пением русальных песен:
Из лоханки умывалася,
Помелом я вытералася,
На заслон богу молилася,
Свинье в ноги поклонилася.

У восточных славян к Русальной неделе приурочен обряд «проводы русалки» (варианты названий: «похороны русалки», «изгнание русалки»), известный на территории южнорусских областей и восточного Полесья: группа девушек рядила избранную из своей среды «русалку», надевала на нее венок или много венков, иногда всю увешивала зеленью и поздно вечером в последний день Русальной недели (или в понедельник Петрова поста) выводила ряженую за село в ржаное поле или к реке, на кладбище; там с «русалки» срывали венки, бросали их в воду, в костер, за ограду кладбища и разбегались с места проводов, чтобы «русалка» не догнала и не навредила. Ср. восточнославянские поверья о появлении на земле в первый день Русальной недели душ девушек, умерших до брака,- русалок и о возвращении их на «тот свет» в последний день троицко-русального периода.

В некоторых местах этот праздник отмечался даже еще после войны."
Взято с gnozis.info

Еще подробная обзорная статья о русалках вообще:
"Русалки в славянской мифологии.
07.10.2007 г.

Образ русалки в славянской мифологии. Комнева Н.
В науке нет единого мнения о том, что означает слово русалка. В настоящее время принято считать, что оно восходит к названию античного праздника роз rosalia, посвященного душам умерших. Однако сам образ русалки, безусловно, исконно славянский и сложился в глубокой древности.

Слово русалка не собственно народное и не единственное название этого персонажа, в некоторых местностях оно вовсе не известно. В северорусских деревнях русалок называют шутовками (от шут - "черт"), чертовками, водянихами, на Украине - лоскотовками, лоскотухами (от украинского глагола лос-котать - "щекотать") или мавками". Белорусы часто называют русалок водяницами, куполками и казытками (они "казычут", т.е. щекочут людей). Русалками становятся женщины, умершие неестественной смертью, чаще всего - утонувшие или умершие до брака девушки, а также проклятые, мертворожденные или умершие некрещеными дети. Русалкой может стать и мужчина, если он умер во время Русальной недели (обычно так называли неделю, следующую за праздником Троицы, реже - предшеству¬ющую ему). Как же выглядят русалки? В русской литературе XIX века не без влияния Н.В. Гоголя сложился образ молодой и прекрасной девушки в белом, с длинными распущенными волосами. Так описывают русалок многие поверья, особенно в тех местностях, где считают, что русалками становятся умершие молодые девушки. В Полесье, например, в русалок верят до сих пор и считают, что русалки - это молодые красавицы с длинными волосами, на которых они носят сплетенные из трав и цветов венки. Волосы у них русые или зеленые, словно речная осока. В поверьях и былинках русалки выглядят как обычные люди, никаких рыбьих хвостов у них нет. Полуженщины-полурыбы, о которых слагают легенды в Западной Европе, у восточных славян назывались фараонами. У русалок неподвижные или закрытые, как у мертвеца, глаза, холодные руки, бледное лицо, почти прозрачное тело, белые одежды (белый цвет в Древней Руси был цветом траура), распущенные волосы (с распущенными волосами хоронили незамужних девушек). Весь облик их свидетельствует о том, что они принадлежат к иному миру. Однако в народной традиции встречается и совсем иной облик русалки - страшной, безобразной, косматой, заросшей шерстью, горбатой, с большим брюхом и острыми когтями. Ее внешность подчеркивает принадлежность к нечистой силе. Очень часто народная молва наделяет русалок длинными обвислыми грудями, иногда даже железными, которыми они насмерть забивают людей. Иногда русалку представляют вымазанной дегтем или смолой и называют смолянкой. Как и прочая нечистая сила, русалки склонны к оборотничеству - они могут принять вид коровы, теленка, собаки, зайца, а также птиц (особенно сорок, гусей и лебедей) и небольших зверьков (белок, крыс или лягушек). Могут они обернуться и возом с сеном, и тенью, которая "столбом идет". Русалки большую часть года проводят в воде - реках, озерах и даже колодцах. На дне водоемов у них есть жилища. По одним сведениям, это что-то вроде птичьих гнезд, по другим - красивые хрустальные дворцы или же чертоги, построенные из морских раковин и драгоценных камней. Русалок часто можно встретить у воды - они любят сидеть на плотах, прибрежных камнях, расчесывают костяными или железными гребнями волосы, моются и умываются, но, чуть завидев человека, ныряют в воду. Многие видели, как русалки стирают белье, колотят его вальком, точь-в-точь как деревенские бабы, а затем расстилают сушиться возле источников. Любят они сидеть на вертящихся колесах водяных мельниц и с криком и шумом ныряют оттуда в воду. На Троицкой неделе русалки переходят на поля, в леса и поселяются на деревьях, предпочитая дубы и березы. Они плетут венки, качаются на ветвях, водят хороводы. Хороводы - самое любимое развлечение русалок, и там, где они танцевали, видны круги вытоптанной и пожелтелой травы, а то она и вовсе перестает расти. Еще они любят качаться на деревьях. Одни былички говорят, что они просто раскачиваются на гибких ветвях, а другие - что они мастерят качели и заманивают молодых мужчин покачаться с ними, чтобы погубить их. На Русальной неделе русалок можно встретить также на "нечистых" пространствах - на межах, на перекрестках дорог, мостах, в болотах.

Хttp://www.rosculture.ru/mkafisha/arc/show/?id=20624

Спасти от русалок может обыкновенная полынь. Её веточки носят на груди и при встрече с русалкой бросают в неё. Русалка сразу же убегает. Если полынь забыли дома, все зависит от того, хорошая ли у человека память.
Вопрос русалка при встрече с человеком всегда задает один и тот же: "Полынь или петрушка?" Если путник отвечает: "Полынь", русалка разочарованно кричит:
-Сам ты сгинь! и исчезает.
Если же ответом будет слово "петрушка", то русалка радостно восклицает:
- Ах, ты моя душка! - и бросается щекотать беднягу до тех пор, пока тот не умрет в жестоких муках.

Женские персонажи в украинской мифологии. Юлия Емец.

Судя по легендам, украинские русалки порядком отличаются от своих западноевропейских сестриц-ундин и классических античных сирен. В давних верованиях украинцев существуют упоминания о морских людях, точнее – полурыбах-полулюдях, покрытых чешуей, имеющих длинный, весьма гибкий рыбий хвост. Они бывают двух полов и обитают в море, слагают и поют в море красивые песни. Именно от них научились петь свои грустные баллады чумаки.

Кроме того, среди мифических существ есть мелюзины – полуженщины-полурыбы. Этнографы считают, что поверья о них распространились по Украине через апокрифические христианские легенды о переходе Моисея через Красное море и немецкие и польские истории о фее Мелюзине. Западноевропейская Мелюзина была чаще полуженщиной-полузмеей. По легендам, она за грехи по субботам становилась змеей и поэтому запрещала собственному мужу видеться с ней в этот день. Французские предания утверждают, что Мелюзина даже родила десять детей, но, когда открылась ее двойная натура, превратилась в крылатую змею и исчезла.

В украинских легендах и верованиях мелюзинами-полурыбами становятся девушки, умершие перед венчанием. Мелюзины могут быть довольно коварными. Притупив бдительность людей, мелюзины могут им очень навредить (по некоторым верованиям – даже съесть).

А вот женщины-змеи часто встречаются в сказках Центральной Украины. В одной из них вокруг шеи сонного мальчика обвилась змея и превратилась потом в царевну каменного царства. За то, что ребенок не убил ее, она всю жизнь помогала ему и даже подарила рубашку из змеиной кожи. В другой сказке парень спасает змею из горящей скирды. Она превращается в красавицу и становится его женой. Но однажды недалекий муж обзывает ее гадиной, и она навсегда исчезает, а дети их превращаются в соловья и жабу.

Однако в природе русалок по легендам нет ничего двойственного, да и описывают их чаще вовсе не чешуйчато-хвостатыми. Хотя о происхождении этих созданий в украинской демонологии (верованиях в духов, вредящих и помогающих людям) есть разные истории.

Водяные нимфы или живые мертвецы?

Человекоподобным существам-духам, обитающим в воде, в отечественной мифологии придается особенное значение. Всякий водяной символ – потенциальная возможность и доброго, и злого. Вода имеет двойственную сущность: может быть и помощницей, и местом обитания темных сил.

Исследователи утверждают, что обитательницы водоемов – русалки – в древней славянской мифологии связаны с мифом о Праматери Ладе. Весной, когда природа праздновала воскресение и возврат Адониса – Свентовита, они выходили из воды и водили хороводы по лугам, полям и лесам. Подтверженные влиянию Лады такие существа чаще оказывались неопасными при условии мирного сосуществования человека и природы.

Но даже в древней мифологии обнаруживается интересная их особенность: водяные создания очень своенравны и часто наделены сверхстрастностью. Древние тексты, дошедшие до наших дней, говорят о том, что воды, в которой обитают "водяные служители" и "водяные змеи-царицы" – знак эротического горения. Поэтому и русалки были носителями лихорадочно-страстного любовного припадка. В Славянском районе до наших дней бытует легенда о "русальих волосах" – тонких, спутанных в клубки водорослях, будто без корней. Они могут оплести тело пловца, возникая в воде "из ничего". По одним поверьям, "русальи волосы" предсказывают скорую страсть (то есть предупреждают о ней), а по другим – сами вызывают в человеке сумасшедшее любовное томление.

Более позднее происхождение имеют представления о злой и нечистой природе русалок. Украинский этнограф XIX века Василий Милорадович считал, что русалки – лишь разновидность "живых мертвецов". В народных поверьях тех, кто умер неестественной смертью, называют часто "заложными мертвецами", что после кончины не находят покоя. Среди них оказывались утопленники и дети, умершие некрещеными. Русалки же как раз и есть души молодых женщин, девушек и детей – либо умерших, либо утонувших во время Зеленых праздников на русалочьей неделе в канун Троицы. По некоторым легендам русалками становятся все умершие некрещеными дети. В нашем регионе есть поверье, что молодая утопленица будет русалкой 7 лет, пока родные не отмолят ее душу. А еще поговаривают, что русалки могут появляться перед людьми, превращаясь в жаб или крыс.

Мавки, малки и нявки

Среди этих существ тоже есть несколько видов. В русалок-детей превращаются мертворожденные, некрещеные и убитые собственными матерями новорожденные. Их также называют потерчатами, мавками или малками. По легендам, мавками могут стать и дети, украденные злыми духами. Часто их представляют красивыми молодыми женщинами и девочками со светлыми волосами (в отличие от зеленовласых русалок-утопленниц), у мавок-мальчиков волосы рыжие и курчавые. Накануне Троицы маленькие мавки летают по селам в виде сорок и аистов и просят себе крещение. По поверьям в таком случае нужно кинуть платок как крижмо и назвать имя, приговаривая: "Крещу тебя". Только после этого душа ребенка обретет покой. Но, если до семи лет с маленькой мавкой этого не случается, она становится злым духом.

Нередко отличительная черта мавок и нявок – дыра сзади, сквозь которую видны все внутренности. Кроме мавок-красавиц легенды рассказывают и о страшных русалках, обитающих в водоемах в чаще леса. Отличительная их особенность – огромные груди, которые они закидывают через плечи на спину. Эти существа очень похожи на лесниц – враждебных человеку "лесных женщин". Они умеют копировать голос и облик какой-нибудь девушки и заманивать мужчин в чащу.

Существуют и легенды, по которым русалки становятся женами водяников и живут вместе с ними в водоворотах рек и возле мельниц.

"На тобi полинь, а мене покинь"

Большинство поверий гласит, что русалки показываются людям в день Святого Духа и в Навский Великдень перед Троицей. Однако на Слобожанщине можно встретить поверья, по которым они появляются в теплое время года в периоды от молодого месяца до полнолуния. Русалки качаются на ветвях деревьев, чешут свои волосы ("из осоки"), устраивают гульбища и кричат как кошки. Особенно любят они стоячую воду, мелкие водоемы или реки с медленным течением. Прячась от людей, русалки предпочитают давать о себе знать хлопками в ладоши. Легенды говорят, что тело у них сине-голубое, а глаза очень блестящие.

В Славянском районе бытует поверье, что в "русалочьих местах" часто на рассвете можно встретить странные маленькие следы на дне, которые подолгу не размывает вода. Но попытки увидеть русалок и их старшую (или старшего – водяного деда) чреваты последствиями. Русалки – существа почти бестелесные, нередко даже не слишком злобные, но очень шаловливые: они нападают на людей, могут защекотать до смерти и увлечь в воду. На Слобожанщине бытуют рассказы о том, что русалки могут во время случайных встреч с девушками загадывать им загадки и в случае неправильных ответов – забирать несчастных с собой. Чтобы обезопасить себя, нужно носить с собой растения-обереги: полынь, любисток, лук, чеснок. Можно также уберечь себя от русалок, вывернув наизнанку рубашку. Существует довольно опасный способ девичьего гадания на суженого: нужно спросить о нем русалку, но она в шутку может и обмануть. В народе говорят и о том, что в обмен на завитой венок русалки могут наслать жениха.

Есть и способы задобрить русалок. На подоконниках по селам и по сей день раскладывают остывать хлеб и булки. старые люди говорят, что паром от хлеба как раз и питаются полевые русалки. А вот другой обычай – развешивать полотно на деревьях на рубашки русалкам – в наше время почти не сохранился. Зато есть примета, которую нынче мало кто связывает с русалками. Скорлупу от яиц нельзя кидать в воду, а то водяные создания рассердятся и будут вредить. Для того же, чтобы обезопасить себя во время купания (особенно в "русалочьи" дни и на молодой месяц) нужно взять с собой полынь и сказать: "На тобi, мавко, полинь, а мене покинь".

Если же ходить по "русалочьим местам" и в "русалочьи дни" делать то, что можно отложить до лучшего времени, то может вырасти "мавская кость" – твердый костяной нарост на теле, который очень болит.

В наши дни в разных вариациях можно услышать историю о парне, девушка которого умерла и стала русалкой. Он очень тосковал и хотел, чтобы она вернулась, поэтому пошел на молодой месяц в поле и лег возле межи (русалки за нее не забегают). Видит: посреди ночи бегут русалки, и его девушка – с краю. Схватил он ее за руку, а она ему и говорит: "Хоть и поймал, хоть и не пускаешь, все равно вместе не будем". И вырвалась, ведь что скажет русалка в такую минуту, то и будет.

Можно верить или не верить в подобные легенды, но русалочьи следы и волосы до сих пор можно встретить в наших водах.

Народные представления о Русалках. А. Доронин.

Истоки о существах океанов и морей, до пояса похожих на людей и с рыбьими хвостами, уходят в тысячелетнюю древность. Самое старинное сказание существовало в Вавилоне. Господином вод называли бога Оаннеса. Хотя жил он в земном море, но считалось, что он выходец из Космоса, принесший с собой знания для жителей Вавилона. Боги моря фигурируют также в религиозных сказаниях Сирии, Индии, Китая, Греции, Италии. Даже те, кто не верил в этих богов, допускали существование странных морских существ. Так, древнегреческий натуралист Плиний Старший писал о "русалках и наядах": "Иногда их мертвые тела находили на берегу". Он подтвердил, что это не досужие выдумки, а реальные факты.

Предания о русалках распространились по всему миру. В старой морской Англии русалка была предвестником несчастья, после ее появления наступал резкий шторм. Завороженные чудным голосом морских красавиц моряки разбивались о рифы и скалы...
История хранит немало якобы достоверных фактов встречи с русалками. Так, в 1610 году несколько кораблей вошли в гавань Ньюфаундленда и увидели странное существо: лицо с глазами, носом, ртом и шея были женские, а все остальное - рыбье. Оно пыталось взобраться на один из кораблей. Моряки были так напуганы, что отказались подплыть к берегу, пока существо не исчезло. Английский исследователь Генри Хадсон написал в июне этого же года: "Вечером мы увидели русалку. Ее спина и грудь были женские, но она была крупнее даже обычных мужчин. Кожа белая, длинные черные волосы. Хвост - пятнистый, как у макрели". В 1723 году, чтобы положить конец разгорающимся спорам вокруг подобных наблюдений, создали Датскую Королевскую комиссию. Чиновники от науки и государства хотели, чтобы она доказала, будто слухи о русалках имеют вполне обычное, земное объяснение. Тогда любого, кто утверждал бы обратное, можно было объявить смутьяном, нарушающим закон. Но случилось все наоборот. Комиссия не только ничего не доказала, но и сами члены комиссии увидели недалеко от своего корабля странное существо мужского пола. Оно с гневом взирало на них, фыркало, затем ушло в глубину и больше не показывалось. Пришлось объявить в Дании официально, что русалки и водяные существуют. Через 30 лет в многотомной "Истории природы Норвегии" епископ Эрик Понтоппидан писал: "Найдутся сотни очевидцев с безупречной репутацией, которые подтвердят, что видели подобных существ".

В XIX веке о загадочных водных обитателях серьезно спорили солидные научные журналы, газеты, например, "American journal of science", "London times". А свидетельств было предостаточно. То наблюдали девушку ярко-розового цвета с длинными зелеными волосами, то волосы казались светло-коричневыми. Верхняя, "человеческая" часть тела обычно выглядела белой, а хвост мог быть и красно-коричневым или красно-зеленым. Иногда они забавно мыли грудь одной рукой, но встревоженные человеком, ныряли в глубину. Среди странных существ видели и "мужчин". Один свидетель из Уэльса целый час созерцал такое создание. Взгляд существа был свиреп и дик, казалось, так он любуется чайками. Большинство зоологов считают, что все увиденное - это уже известные морские животные - моржи, дюгони, ламантины (морские коровы), превращенные в загадочных существ силой суеверного воображения. Но есть и другие ученые, которые убедительно доказали, что в 75-ти процентах свидетельств места событий далеко не совпадали с теми районами, где обитают перечисленные животные. В 1986 году исследователь неизвестных животных, основатель криптозоологии Бернард Хэйвелманс писал: "Только неизученные виды моржей, тюленей, или, что очень невероятно, неизвестные формы приматов, приспособленных к морю могут объяснить все свидетельства".
В пользу того, что водные существа не галлюцинация или игра воображения, говорит тот факт, что они, по всем свидетельствам, не разговаривают с людьми и по прочим проявлениям не превышают средний уровень животного интеллекта. Их "выдает" только необычный вид.
Но как это ни странно, до сих пор в руки ученых не попала ни одна русалка или хотя бы ее мертвое тело! Хотя от ученых с их современной техникой сложно ускользнуть даже самым редким животным. Мы опять в неизвестности. Где ответы? Где новые свидетели?
Возможно, проблема в самих вопросах. Иногда какой-нибудь опыт бывает настолько необычен и уникален, что нельзя под него подвести не только рациональное объяснение, но даже игру воображения. У нас в России центр водяных и русалок находится в Карелии. Так считает известный криптозоолог, доктор биологических наук Валентин Сапунов. Среди его коллег бытует мнение, что легенды о водяных и русалках связаны со "снежным" человеком, который охотно плещется в воде. Не так давно группа питерских исследователей ездила в Карелию на метеоритное Ведлоозеро. Метеорита не нашли, зато услышали от местного населения столько рассказов о русалках и водяных! Не меньше 20 только из первых уст. Это были (и, наверное, есть!) существа маленького роста, с тонкими руками и ногами, длинными волосами, которые любят сидеть на камнях и рассчесывать волосы."

Материал подготовлен проектом "Культ Богини" -