В своей работе мы используем разнообразные конструкторы. Виды конструкторов. Использование конструкторов «Лего» в работе с детьми

Ирина Вечкутова

В настоящее время развитие технического творчества рассматривается как одно из приоритетных направлений в образовании.

Появление новых разработок в области детских конструкторов позволяет уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

В своей работе я использую магнитный конструктор MAGIKAL MAGNET , который является аналогом известной марки конструкторов MAGFORMERS .

MAGIKAL MAGNET - это развивающий многофункциональный магнитный конструктор ярких цветов , включающий в себя различные геометрические фигуры, начиная с треугольников, квадратов, пятиугольников до различных секторов. Они не содержат мелких деталей, и магниты безопасны для здоровья. Детали легко соединяются между собой силой магнитного притяжения . Для совсем маленького возраста - это развитие мелкой моторики и создание моделей на плоскости. Даже то, что фигуры друг к другу притягиваются, очень нравится детям. Для детей постарше – лёгкое знакомство с объёмными фигурами, конструкциями . Ребёнок начинает строить многогранники, например, такие как куб, также реальные сооружения, например, мосты, башни, здания.

В процессе игры с конструктором ребёнок приобретает познания в математике и конструировании , развивается мелкая моторика, наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Процесс конструирования , организуемый мною, превращается в увлекательную игру с яркими, цветными деталями, где каждый ребенок открывает для себя мир симметрии, геометрических последовательностей и закономерностей. При помощи этого конструктора с целью развития мышления детей я использую различные виды несложных задач и упражнений. Дети начинают анализировать, сравнивать, обобщать, целенаправленно думать. В ходе поисков ответа они могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать и т. д.

Развивающий потенциал конструктора поистине безграничен. Его использование способствует воспитанию дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески, развивает инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, повышает уровень интеллектуального мышления и креативного воображения.

Я считаю, что использование магнитного конструктора Magical Magnet в образовательной деятельности будет способствовать эффективной реализации следующих задач :

Развитие мелкой моторики рук, стимулирующее общее речевое развитие и умственные способности;

Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;

Получение математических знаний;

Расширение представлений детей об окружающем мире ;

Развитие внимания, памяти, воображения, творческого мышления.

Развитие у ребёнка интереса к творческому конструированию через игровую деятельность ;

Развитие умения строить по образцу воспитателя, по замыслу, по инструкции и анализировать образец постройки : выделять основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга;

Развитие умения сооружать постройки из магнитного конструктора , использовать детали разного цвета и формы для создания и украшения построек.

Учёные-исследователи предлагают различные формы организации детского конструирования . Наиболее известные, такие, как :

1. Конструирование по образцу . Разработано Ф . Фреблем. Его суть : постройка из деталей строительного материала и конструкторов воспроизводится на примере образца и способа изготовления. В качестве образца могут служить рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, определённая конструкция , при воспроизведении которой требуется заменить отдельные детали или преобразовать её так, чтобы получилась новая.

2. Конструирование по модели . Разработано А . Н. Миреновой. Его суть : в качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие её элементы скрыты от ребёнка. Иными словами, предлагается определённая задача, но не способ её решения. В качестве модели можно использовать конструкцию , обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят её из имеющегося строительного материала. Конструирование по модели усложненная разновидность конструирования по образцу .

3. Конструирование по условиям , предложенное Н. Н. Поддьяковым, носит иной характер : без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие её практическое назначение. Иными словами, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Разработано С . Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Детей сначала обучают строить простые схемы чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот, создавать конструкции по простым чертежам схемам.

5. Конструирование по замыслу в сравнении с конструированием по образцу творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Для этого педагог должен формировать у детей обобщённые представления о конструируемых объектах , умение владеть обобщёнными способами конструирования , искать новые способы в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям.

6. Конструирование по теме . Его суть : на основе общей тематики конструкций дети самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал, способ выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу , с той лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме - закреплять знания и умения детей .

7. Каркасное конструирование . Выделено Н. Н. Поддьяковым. Его суть : первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий) ; последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансформации всей конструкции . В конструировании такого типа ребёнок , глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополнительные детали.

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети , от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании .

При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей , постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи . Основными приемами обучения являются следующие :

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции . Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции , но и построение занятия, общий порядок работы .

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы .

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы , которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек и конструкций .

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию , при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

При знакомстве детей с магнитным конструктором необходимо повторить и закрепить знания тех геометрических фигур, которые содержаться в данном конструкторе . Предложить детям самим попробовать соединить детали конструктора между собой , обсудить, как они соединяются. Попробовать создать несколько несложных плоскостных фигур, показать детям, как пользоваться схемами-подсказками. Желательно объединить детей в несколько групп по 4-5 человек, чтобы это задание было совместным. После выполнения задания дети показывают друг другу, что у них получилось и совместно с воспитателем обсуждают постройки.

Совместная деятельность детей способствует воспитанию первоначальных навыков работы в коллективе :

Умение предварительно договориться;

Распределить обязанности;

Отобрать материал, необходимый для выполнения работы ;

- работать дружно , не мешая друг другу.

Непосредственно образовательная деятельность с конструктором обеспечивает лёгкое знакомство с объёмными фигурами, развивает пространственное и абстрактное мышление.

Когда дети уже овладели плоскостным строительством, нужно предложить детям из простых геометрических фигур создать объёмные. Например, из шести квадратов сделать куб, из квадрата и четырёх треугольников – призму. Такие фигуры создаются по образцу, по инструкции воспитателя или по схеме.

Далее задания можно усложнить. Уже из известных фигур – куба и призмы, предложить детям создать простые постройки в игровой форме. Например, домик для зайчика, которого выгнала лисичка из сказки «Заюшкина избушка» . Чтобы повысить интерес детей к конструированию и создать эмоциональный настрой, следует использовать загадки , песенки, стихи.

Далее я усложняла задачу. Я предлагала создать детям более сложные постройки, объединённые общей темой. Например, многоэтажный домик для лесных жителей из сказки «Теремок» . Также это может быть больница для зверей или детский сад. Здесь ребята учатся строить многоуровневые постройки, путём присоединения нескольких заготовок.

На следующем этапе, который оказался для детей самым интересным , ребята получают возможность самостоятельно создавать постройки по своему замыслу. Чтобы им было легче, можно предложить ранее изученные схемы или рисунки готовых построек. К этому этапу практически все дети способны конструировать по замыслу .

Таким образом, играя с деталями конструктора , у детей получается легко и быстро сооружать постройки, что вызывает у них ощущение успеха и веры в свои силы.

Использование конструкторов с большим количеством разнообразных деталей позволяет организовать как самостоятельную, так и групповую игровую деятельность дошкольников , а так же совместную деятельность со взрослым . Групповая и совместная деятельность развивает такие качества дошкольников, как умение оказывать помощь друг другу, объединять усилия и разрешать конфликты. Конструирование имеет большое значение для развития мышления, воображения и фантазии дошкольников. Конструкторская деятельность формирует умение сравнивать детали по размеру и количеству, отбирать детали, необходимые для воплощения замысла, сравнивать конструкции с образцами и другими постройками, а так же с реальными объектами. Соединение деталей конструктора развивает мелкую моторику и координацию ребёнка : ловкость и гибкость пальчиков и кистей, точность движений, двуручную координацию движений, что является важным фактором общего развития.

В заключении хотелось бы напомнить слова Куцаковой Людмилы Викторовны о том, что основное внимание следует акцентировать не столько на механическом обучении приёмам конструирования , сколько на формирование способов действий и обобщённых способов решения конструктивных задач . При этом особое внимание нужно уделять развитию детского управляемого воображения, фантазии, творчества. Так как именно детское творчество является специфической деятельностью , свойственной именно ребёнку, и считается его универсальной способностью.

Основанием для данного проекта послужило наличие у детей дошкольного возраста интереса и активности в познании окружающего мира. Представление об окружающих вещах у дошкольника начинает формироваться с момента, как предмет попал в поле зрения ребенка. Возникает желание обследовать и поэкспериментировать. Поддержать интерес ребенка в дальнейшем и направить действия в сторону познавательного развития, возможно при наличии различных форм организации и способов действий с предметами, предлагаемых взрослым, а впоследствии самостоятельно избираемым ребенком.

Цель проектирования в дошкольном возрасте - научить детей не только разнообразным действиям с предметами, но и при этом подмечать, выдвигать свои предположения, экспериментировать, мастерить и играть, общаясь со сверстниками и взрослыми, предлагая свой вариант и принимая точку зрения другого. Выбирая конструирование как процесс творческого создания, я исходила из того, что при работе с ним, ребенок сталкивается с пространством, ничем не заполненным, сам наделяет его нужным содержанием, в котором и будет разворачиваться игра.

Свободное экспериментирование с материалом, который был предложен ребенку (детали для конструирования, изготовленные из мягкой губки и мягкая проволока для детского творчества), позволили сформулировать замыслы детей на постройку, закрепили представления ребенка о свойствах и качествах данных материалов, позволили оценить реализуемость своего замысла, исходя из собственных возможностей и прислушиваясь к мнениям сверстников и взрослых, привлекая их в совместную деятельность и уже, исходя из общего замысла, получать новую постройку.

Важным при этой работе было сохранение доброжелательных отношений и согласованность, скоординированность игровых и конструкторских целей с целями сверстников. Реализация проекта проходила через образовательные области, разнообразные приемы. Начиная совместную деятельность, показывая детали, ребенку давалась возможность ее обследовать, уточнить, что можно с ней сделать, что из нее построить, как постройку можно обыграть. В процессе деятельности, выслушивались и поощрялись все предложения детей, тем самым поддерживался интерес ребенка к творчеству. Что мы хотим построить, как можно играть с нашими постройками, какие детали нам понадобятся, совместная постройка и обыгрывание, коррекция постройки и использование ее в играх - основные «этапы» совместной деятельности.

Презентация проекта состояла в итоговом занятии «Игрушечный город». Дети самостоятельно и в парах предложили свои варианты постройки города для игрушек.

Цель проекта: Формирование у детей 4 лет познавательной активности, развития и обогащения творческого потенциала посредством конструирования с использованием деталей из подручного материала (мягкой губки) и предметов из мягкой проволоки для детского творчества.

Задачи проекта :

  • развивать у детей познавательный интерес к конструированию;
  • формировать любознательность и воображение;
  • воспитывать умение обдумывать, искать различные способы построек из подручного материала;
  • развивать конструкторские возможности;
  • создавать условия для становления коммуникативных способностей в процессе совместных действий;
  • развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми, способствовать формированию диалогической речи.

Этапы внедрения проекта:

Организационный:

  1. Составление поэтапного плана работы над данным проектом.
  2. Анализ проблемы: повышение познавательного интереса детей в различных видах деятельности посредством игр с предметами, изготовленными из мягкой губки; развитие творческих способностей детей через создание предметов из мягкой проволоки.
  3. Создание банка идей по данной теме; подбор дидактического материала, наглядных пособий; подбор методической литературы по данной теме.
  4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического внедрения проекта, обогащения предметно - развивающей среды для развития творческого потенциала детей 4 лет.

Основной:

  1. Планирование деятельности и мероприятий.
  2. Разработка конспектов различных видов детской деятельности.

Заключительный:

  1. Определение и составление новых форм работы с детьми для развития и поддержания интереса к конструированию.
  2. Ознакомление родителей с изготовлением пособий из подручного материала с целью развития и активизации познавательных и творческих способностей детей.

Результат проекта: развитие конструкторских способностей детей, познавательного интереса, творческой активности; воображения, самостоятельной познавательной игровой деятельности; м елкой моторики; у мения активно сотрудничать с детьми и взрослыми в условиях простых проблемных ситуаций.

Условия реализации проекта:

Психолого - педагогические условия:

  • доверительное отношение между детьми и педагогом;
  • совершенствования стиля партнерских отношений педагога и детей;

Практические условия:

  • организация и интеграция различных видов детской деятельности;
  • системность и периодичность запланированных мероприятий.

Литература:

1.Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.

2.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в детском саду: Методическое пособие. М., 2005.

Использование конструктора «ЛЕГО»

в работе с дошкольниками и

первым классом (внеурочная деятельность)

Подготовила:

Педагог МБОУ СОШ №37

Ляшенко И.С.

г.Белгород -2015г.

    LEGO- технология в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения………………………………………3

    Проект « Страна Лего»…………………………………………5

    Конспекты занятий по Лего- конструированию…………...17

    Игровые упражнения и дидактические игры с использованием Лего-конструктора…………………………21

    Схемы строительства………………………………………….25

LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Игра – важнейший спутник детства, в процессе ее малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.

Конструирование – важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.

Разработанный мной план деятельности по теме " LEGO - конструированию " направлен на развитие у дошкольников познавательной активности и конструктивно-игровых навыков.

Работа по LEGO- конструированию проходит в форме совместной деятельности и досугов, и позволяет решать следующие задачи:

    Развивать воображение, речь, мелкую моторику, функции анализа и синтеза;

    формировать навыки планирования процесса создания собственных моделей и совместных проектов;

    формировать интерес детей к режиссерской игре путем обыгрывания конструктивных построек и образов;

    формировать сенсорные представления;

    формировать умения работать в коллективе.

В основе планирования совместной деятельности лежат методические пособия: Л.Г.Комарова «Строим из LEGO»- М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г.;Е. В. Фешина «ЛЕГО -конструирование в детском саду»- М.: ТЦ «СФЕРА», 2012г.

В качестве конструктивно-игровой среды использую конструкторы: LEGO DUPLO , LEGO DACTA, тематические наборы LEGO.

В процессе деятельности с Лего-конструктором используют разнообразные формы заданий:

С детьми младшей группы

    Конструирование по образцу

    Преобразование образца по условию

    Конструирование по замыслу

С детьми средней группы

    Конструирование по условию

    Конструирование по замыслу

С детьми группы старшего дошкольного возраста

    Конструирование по образцу и преобразование образца по условию

    Конструирование по условию

    Конструирование по замыслу

    Самостоятельное конструирование по чертежу

По методике в младшей группе роль ведущего всегда на себя берёт взрослый, так как дети ещё не могут распределить свои роли в игре, выбираю самые простые игры. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

В средней группе игры, немного усложнятся. Дети будут учиться работать по карточкам, где изображение цветное; конструируют по замыслу, свободно экспериментировать со строительным материалом, впервые познакомятся с мелким конструктором LEGO DАСТА. В старшей группе дети в играх более самостоятельны. Роль ведущего будут брать на себя, сотрудничать друг с другом.

Мир, который открывает перед ребенком конструктор Лего настолько увлекательный и захватывающий, что, играя с ним, малыш помимо всего прочего получит еще и массу удовольствия и положительных эмоций. Впоследствии, быть может, это перейдет в постоянное желание учиться и воспринимать все новое в жизни с детским энтузиазмом.


Наименование проекта

Страна Лего

задачи проекта

Цель : , , интеллектуальную в .

Задачи:

1. анализировать функционирования будущей конструкции, устанавливать ее , способствовать оригинальных конструкций на одной и той же : достраивать, блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные .

2. Проводить по собственному , схему модели.

3. Использовать созданные конструкции в -макетах, -ролевых играх.

Этапы работы

I. - (2013-2014 уч.г.)

1. -ориентированного анализа.

    Всестороннее изучение - и -методической литературы.

    потребностей и существующей проблемы.

    конкретных целей, , решения проблемы.

II. (2013-2014 уч.г.)

1. для .

2. Выработка конкретных по .

3. реализации проекта:

    Подбор .

    мониторинга реализации проекта.

    - плана с детьми.

    апробирование .

4. рамках реализации проекта

    Установление по реализации проекта.

    Информирование результатах.

    внедрения проекта.

. -обобщающий (2014-2015 уч. г.)

1. Принятие тактических и стратегических решений , определение перспектив дальнейшего развития.

Ожидаемый результат

I. с детьми:

    создает конструкции из разный видов по собственному замыслу.

    Применяет средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы)

    Самостоятельно организует предметно–игровую среду, отражая и преломляя окружающую действительность, книг.

    Стремиться стать участником коллективной сюжетно – ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.

    В режиссерской игре берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре, создавая и проигрывая целостные сюжеты на основе созданных игр – макетов.

II. Информационно-образовательный продукт

2. Аналитический доклад по итогам реализации проекта “ Формирование познавательной и исследовательской активности детей при реализации проекта “Страна Лего”.

3. Мастер-класс “ Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструкторами “Лего”.

Сроки реализации проекта

2 года

Участники проекта

Дети дошкольного возраста, педагоги, родители.

Пояснительная записка

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.

Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя "исчерпали", элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, мозаика и пр. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа , игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта., способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений.

Такими играми нового типа являются игры с конструкторами типа Лего , которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями :

1 . Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач , которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.

2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации .

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному .

4. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно , т.е. развивать свои творческие способности , в отличии от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.

6. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью.

Так моделирование из конструкторов типа “ Лего” позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

Столкнувшись с проблемой по обучению детей моделированию из конструкторов типа “Лего”, стала необходимость в разработке проекта с использованием конструкторов типа “Лего”.

Этапы работы над созданием проекта следующие: организационно-подготовительный, технологический и рефлексивно-обобщающий.

На организационно-подготовительном этапе был составлен проблемно-ориентировочный анализ, всесторонне изучалась психолого-педагогическая и научно-методическая литература, определялись конкретные цели и способы решения проблемы.

На технологическом этапе создавался банк методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием конструкторов “Лего”; подбирались диагностические методики. Разрабатывался календарно-перспективный план реализации проекта с детьми, составляющий реализацию игровых мини-проектов: “Наша группа”, “Строим город”, “Леса-чудеса”, “Космос”. Разрабатывались и апробировались конспекты занятий. Устанавливалось сотрудничество с родителями для успешной реализации проекта.

На рефлексивно-обобщающем этапе принимались решения по результатам мониторинга, определялись перспективы дальнейшего развития.

Отличительная особенность и новизна работы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов типа “Лего”.

В ходе выполнения педагогической работы применяются следующие принципы :

    от простого к сложному ;

    учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

    активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности направленных на развитие творческих способностей детей;

    комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

    результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Разрабатывая проект "Страна Лего" ставились следующие цели :

развивать творческое воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности;

развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений детей в игровой и конструктивной деятельности.

Осуществление проекта "Страна Лего" позволяет реализовать следующие задачи :

1. Способствовать возникновению в играх дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам; самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты

2. Развивать у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность её выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать различные элементы.

3. Учить использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых, режиссёрских играх.

Задачи проекта реализовываются по следующим направлениям :

1. Обучение детей через игры-задания, игры-упражнения, дидактические игры , которые развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности; классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; умение делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа.

2. Осуществление реализации мини-проектов : "Наша группа", "Леса-чудеса", "Строим город", "Космос". Они позволяют развивать умение планирования процесса создания собственной модели и совместного проекта; конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу; способность предвидеть результаты своих действий; находить партнера для реализации собственного замысла, уметь устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстником, создавать и обыгрывать тематический макет.

3. Проведение диагностики уровня сформированности конструктивных навыков у детей.

«НАША ГРУППА» (Наш класс)

Задачи

Формы работы

Вид

конструк

тора

Дата

1.

2.

3.

4.

5

Воспитывать у детей интерес к целесообразной красоте предметного мира, познакомить с эстетикой быта и благоустройством помещений.

Развивать умение анализировать образец и соотносить с ним свои действия: подбирать необходимые детали, воспроизводить постройки по образцу, схеме.

Учить создавать на основе самостоятельного экспериментирования с деталями конструктора конструкции по собственному замыслу.

Обучить конструктивным приёмам построения модели человеческой фигуры.

Формировать у детей навыки сотрудничества в совместной деятельности.

Познавательная мотивация «Как сделать группу красивой и уютной».

Рассматривание фотографий групп детских садов.

Экскурсия по детскому саду.

Составление схемы расположения мебели в группе.

Конструирование «Мебель»

Выставка «Мебель»

Обсуждение дизайна и назначения, расстановка мебели в макете комнаты.

Конструирование «Девочка», «Мальчик» по схеме.

Моделирование фигур людей: «Я и мой друг» с опорой на рисунки.

Оформление и обыгрывание макета «Наша группа»

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

октябрь

План реализации игрового мини - проекта

«УЛИЦЫ ГОРОДА»

Задачи

Формы работы

Вид конструктора

Дата

Создать условия для эмоционально насыщенного общения взрослого и ребенка в игре.

Закрепить принципы построения архитектурных зданий, способам скрепления деталей по показу;

Развивать конструктивное воображение при сооружении

зданий по рисунку

Учить использовать подвижные и крутящиеся детали;

Развивать конструктивное воображение, необходимое для воплощения собственного замысла.

Беседа «Какой город мы хотим построить».

Анализирование по иллюстрациям, фотографиям объектов моделирования;

Моделирование ворот, арок, башен, соборов;

Постройка модели теремка по образцу;

Строительство русских церквей по рисункам (фотографиям);

Постройка модели русского терема по иллюстрациям к сказкам;

Конструирование соборов, русского кремля по схеме;

Сооружение моделей современного наземного транспорта (автобус, такси, грузовик);

Строительство рабочих машин (трактор, экскаватор, бульдозер, комбайн);

Конструирование терема по замыслу;

Создание моделей городских домов (одно-, двух-, многоэтажных);

Создание модели машины будущего.

Лего

Мега-блок

Мега-блок

Мега-блок

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

ноябрь

Декабрь

План реализации игрового мини- проекта

«ЛЕСА – ЧУДЕСА»

Задачи

Формы работы

Вид

конструк-

тора

Дата

1.

2.

3.

4.

5

Обучать планированию работы с помощью рассказа о задуманном предмете; учить видеть конструктивные особенности моделей.

Закрепить навыки моделирования человеческой фигуры.

Закрепить умения передавать характерные особенности животных средствами конструктора.

Развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать конструктивные навыки для передачи замысла постройки.

Учить создавать сюжет совместной игры, используя и комбинируя полученные знания,

разыгрывать игровые диалоги, придерживаться общего замысла.

Игра «Угадай мою модель»;

Моделирование фигур людей: «Я и мой друг» с опорой на рисунки;

Моделирование фигуры великана по образцу и по замыслу.

Создание моделей собак и кошек по образцу.

Конструирование птиц по образцу и по замыслу.

Моделирование фигур животных с опорой на рисунки.

Моделирование фантастического животного по замыслу.

Моделирование фантастического животного.

Конструирование модели чудища по собственному замыслу.

Создание сказочного средства передвижения.

Сюжетно – ролевая игра

« Леса- чудеса»

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Январь

Февраль

План реализации игрового мини – проекта "КОСМОС"

Задачи

Формы работы

Вид

конструктора

Дата

Развивать навыки анализа объекта и передачи его формы средствами конструктора.

Закрепить навыки передачи формы с использованием вращающихся и подвижных деталей.

Развивать умения следовать устным инструкциям педагога.

Развитие фантазии и конструктивного воображения.

Развивать коммуникативные навыки детей в игре.

Поощрять устойчивые объединения детей в игре.

Моделирование самолёта по образцу;

Создание модели самолёта по картинке.

Постройка военных машин по образцу и с опорой на рисунки;

Создание моделей роботов по образцу;

Конструирование вертолётов по схеме.

Строительство самолётов, ракет;

Моделирование военных кораблей.

Конструирование космических кораблей;

Моделирование аттракционов по замыслу;

Создание моделей роботов и инопланетян по собственному замыслу.

Создание и обыгрывание макетов «Космос»

Лего

Лего

Мега-блок

Лего

Лего

Все виды конструкторов

Март

Апрель

Конспект занятия "В леса-чудеса мы поедем с тобой".

Моделирование фантастического животного,

обыгрывание игровой ситуации.

Задачи:

1.Создать игровую ситуацию, способствующую возникновению у детей творческих объединений детей по интересам и желанию

2.Обучить оформлять свой замысел путём предварительного рассказа.

3.Развивать умения отбирать детали конструктора, наилучшим образом передающие характерные особенности задуманного животного.

4. Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений

Материал:

Конструкторы Лего, тематический;

Сказочный лес, фигурки зайцев, домик и скамейка, собранные из деталей конструктора; иллюстрации из сказок.

Ход занятия:

Педагог создаёт игровую ситуацию: выставляет игрушечные ёлочки, разные другие деревца, избушку, собранные из деталей конструктора, и фигурки зайчиков. Затем рассказывает такую историю: "Жили-были на опушке леса мама Зайчиха и её сынок - зайчишка-Пушишка. Как-то раз мама приходит домой с соседнего огорода с капустой и видит, что её сынишка сидит на скамейке перед домом очень грустный. Она спрашивает его: "В чём дело, дорогой, почему ты грустишь?" А зайчишка ей отвечает: "Мамочка мне вдруг стало так скучно, что даже играть ни во что не хочется. - Не грусти, милый, - говорит Зайчиха, - давай отправимся с тобой в путешествие!"

Педагог читает отрывок из стихотворения "Леса-чудеса":

В леса-чудеса мы поедем с тобой.

Там бродит у озера лось голубой.

Там чащу хвостом подметает лиса,

Чтоб чистыми были леса-чудеса.

В леса-чудеса мы поедем.

Там встретимся с умным медведем,

Заглянем к сове в дупло.

В дупле у совы тепло и светло...

А после я приглашу Сову,

И все мы отправимся в гости ко льву.

Живёт он под горкой в пещере,

"Лев добрый" - табличка на двери.

И добрый лев тебе лапу подаст

И промурлычет: "Здр-р-раст!"

А хочешь, с Оленем в пятнашки играй -

Ведь это такой удивительный край!

Педагог предлагает детям представить себе, что они уже оказались в этом лесу и встретили там необыкновенного зверя. спрашивает о том, как выглядит этот зверь, какого он размера, какой длины у него шея, хвост, сколько у него голов, лап, глаз. Предлагает объединиться по желанию в пары, группы придумать замысел игры, распределить роли.

Ребята создают модель зверя, строят его жилище, сооружают часть леса. Дают лесному жителю прозвище, рассказывают о том, что он умеет делать, где живёт и чем питается, обыгрывают игровую ситуацию.

Обсуждение: «Как получилась игра? Кто какие роли выполнял?»

Построение планов на будущее, как будем играть завтра.


Конспект занятия: « Строительство рабочих машин».

Задачи:

1.Закрепить навыки анализа объекта по иллюстрации, выделения его основных частей.

2.Обучить использованию подвижных и крутящихся деталей.

3.Обучить детей моделированию ковша.

Материал:

Раздаточный - минимальный набор необходимых деталей конструктора Лего для каждого ребёнка;

Демонстрационный - крупные картинки машин, образцы моделей, собранных из деталей конструктора Лего, и игрушечные машины.

Ход занятия:

Педагог загадывает детям загадки, чтобы настроить детей на тему занятия, показывает картинки, рассказывает о назначении каждой машины.

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Семь плугов тащит.

(Трактор)

Корабль-великан

Не по морю плывёт,

Корабль-великан

По земле идёт.

Поле пройдёт

Урожай соберёт.

(Комбайн)

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжелый захвачу.

Где прикажут, положу -

Человеку я служу.

(Подъёмный кран)

Там где строят новый дом,

Ходит воин со щитом,

Где пройдёт там станет гладко,

Будет ровная площадка.

(Бульдозер)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот,

Если крот откроет рот.

Тонна в рот земли войдёт,

(Экскаватор)

Ребята вместе с педагогом вспоминают, какие рабочие машины они знают, и для каких целей используется каждая из них. Сначала готовится земля под поле, то есть если есть пни, их надо выкорчевать - этим занимается бульдозер. Затем поле вспахивают плугом. Для того чтобы вспахать большое поле, несколько плугов крепят к раме, и трактор тащит её по полю. Лемеха режут землю. Потом к трактору присоединяют борону, и она разрыхляет землю, чтобы упавшее в неё зерно могло прорасти.

Специальная машина - сеялка проделывает борозды острым стальным наконечником, сыплет в них струйкой семена и тут же засыпает землёй. Трактор тащит сразу несколько сеялок. Здесь, чтобы не увязнуть в земле, необходим гусеничный трактор.

Если надо выкопать канаву - в этом деле поможет экскаватор. В конце лета на поля выходят комбайны - собирают урожай. Для того чтобы заготовить траву для животных, используют колесные тракторы с прицепами-косилками.

Педагог вместе с детьми анализирует форму различных машин, выделяет их основные части и показывает, с помощью каких деталей и приёмов можно построить модель той или иной машины. Обращает внимание детей, что начинать конструирование любой машины надо с набора пластин для платформы, прочно скрепляя их кирпичиками. Для этого лучше брать кирпичики подлиннее. У экскаватора кабина должна поворачиваться вместе с ковшом, поэтому на платформе надо закрепить квадратную деталь с вращающимся кругом. Стрелу можно сделать из подвижных деталей.

Получив разные картинки с изображением машин, ребята приступают к моделированию. Ковш экскаватора они собирают, следуя устным инструкциям педагога, - на квадратную пластину устанавливают клювики-наоборот и скрепляют их по краю узкими пластинами. Так же, под руководством педагога, они собирают два захвата для бульдозера.


Игровые упражнения и дидактические

игры на развитие логического мышления

с использованием конструктора Лего.

1.Классификация.

-"Чудесный мешочек". В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего. а)Педагог показывает деталь, которую надо найти. б)Педагог только называет необходимую деталь. в)Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей составлена модель.

-"Собери модель". Дети собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа", "поперёк".

2.Внимание и память.

-"Собери модель по памяти". Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

-"Запомни и выложи ряд". Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность с которой поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

3.Пространственное ориентирование.

-"Собери модель по ориентирам". Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".

-"Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат". Для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка.

4.Симметрия.

-"Выложи вторую половину узора". Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

-"Составь узор". Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.

5.Логические закономерности.

-Упражнения на продолжение ряда . Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.

Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.

Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.

Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.

-"Поиск недостающей фигуры". Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.

6.Комбинаторика.

-"Светофор". Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. после выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.

-"Составь флаги". Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.

Психотехнические

раскрепощающие игры

Игра «Часть и целое».

Возраст детей 4-5 лет. Игра проводится в групповой комнате (кабинете специалиста) индивидуально. Педагог демонстрирует ребенку детали крупного конструктора Лего, показывает способы соединения.

Раз частичка, два частичка

Это братик и сестричка!

Раз деталька! Два деталька!

Ты конструктор собирайка!

Что в мешочке отгадаешь,

Сразу приз ты получаешь!

Достается волшебный мешочек. Ребенку предлагается потрогать деталь Лего, которая лежит в мешочке (не заглядывая в него, наощупь) – сказать – она одна или это несколько деталей соединенных вместе. За каждый правильный ответ ребенок получает приз (для девочек и мальчиков призы разные, например цветок из картона для девочки, лодочка для мальчика). Детали в мешочке намеренно располагаются такие, чтобы было очевидно, где одна деталь, где много (это сделано для того, чтобы внушить успех ребенку на начальном этапе игры). Педагог хвалит малыша за то, что он правильно определил все части. Из собранных из мешочка деталей конструктора Лего ребенку предлагается собрать какую-нибудь игрушку (учитывая возраст детей и их психофизические особенности). Призы подбираются неслучайные, они наталкивают на идею дальнейшей игры ребенка.

Игра «Ворота в сказку».

Возраст детей 4-5 лет. Игра проводится в групповой комнате с подгруппой детей. Педагог говорит о том, что сегодня в группе все детали конструктора Лего потерялись и надо попробовать их собрать:

Есть конструктор в группе нашей

Лего, Лего – красота!

Как построить мы покажем

Хоть Цветочек, хоть кота!

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем мы искать.

Ищем мелкие детали,

Ищем крупные детали

Будем «сказку» собирать!

Дети собирают детали конструктора и приносят их на ковер в центре групповой комнаты. Педагог отмечает, что это только маленькие частички, а из них, наверное, можно сделать интересные игрушки. Спрашивает, что может получиться из конструктора. Педагог вносит красочно оформленные ворота, но предупреждает детей, что они очень неустойчивые, а он (педагог) не знает, что сделать. Дети предлагают свои варианты, а педагог соглашается с ними и предлагает начать строительство опор из конструктора Лего. Когда ворота закреплены, то воспитатель восхищается красотой сказочных ворот, говорит о том, что он не смог бы догадаться так удачно закрепить ворота (даже если не все получилось так как надо, на первом этапе таких игр – самое главное дать детям возможность поверить в свои силы). Предлагается детям придумать, какие бы сказочные герои хотели и смогла пройтись под этими воротами. По желанию детей продолжается самостоятельная игра.

Игра «Интересная находка».

Возраст детей 5-6 лет. Игра может проводиться как в групповой комнате, так и на участке детского сада. Игра проводится с подгруппой детей. Педагог заранее прячет поделки, сделанные из конструктора Лего (поделки необычной формы, непохожие на знакомые детям предметы и игрушки) в разные места групповой комнаты (прогулочного участка детского сада). Детям предлагается найти спрятанную поделку и придумать ей название и назначение. Педагог не озвучивает, что именно спрятано, но говорит о том, что это какие-то новые предметы (поделки действительно должны быть сделаны из такого вида конструктора Лего, который ранее не вносился в группу). Дети находят поделки, самостоятельно придумывают название и назначение игрушек. Детям предлагается обыграть найденные поделки (обыгрывание не обсуждается, дается на самостоятельную деятельность, если дети хотят, то могут играть подгруппами, парами, индивидуально, могут разобрать имеющуюся игрушку и смоделировать новую)


LEGO

СХЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА






Применение ЛЕГО способствует :

1) развитию у детей сенсорных представлений, /поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета/;

2) развитию и совершенствованию высших психических функций / памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение/

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО LEGO – КОНСТРУИРОВАНИЮ 1. Согласовывать темы занятий по LEGO – конструированию с тематикой плана работы по детского сада и школы;
2.Организовывать занятия по LEGO - конструированию в младших и средних группах: по примеру, по карточкам с моделями, по собственному желанию, работа с конструктором больших размеров.
3.Организовывать занятия с LEGO - конструктором в старшей группе, подготовительной и в первом классе: по инструкции, моделирование материалы проектов по рисунку или иллюстрацией, начинается работа с мелким конструктором;
4.Использовать LEGO - конструктор с детьми, которым трудно находить друзей для игры, активным и застенчивым;
5 .Использовать LEGO - конструктор, для самостоятельных игр, с целью самостоятельного придумывания и разыгрывание различных событий;
6.Организовывать конструктивную деятельность по подгруппам (не более 6 человек);
7.Учитывать индивидуальные особенности детей;
8.К каждому занятию готовить конспект и подборку дидактических материалов;
9.Не давать детям все детали набора, поскольку дети могут потратить много времени для поиска мелких деталей;
10.Используйте сюрпризные моменты и яркую наглядность в начале занятия для повышения активности;
11. Используйте построенные на занятии LEGO - модели в дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх и поощряйте к этому детей;
12.Организуйте выставки детских работ.

Использование конструкторов «Лего» в работе с детьми

Я.Н. Левчук,

МАДОУ № 4, г. Армавир.

Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов, мы представим вам свой опыт работы с разными видами конструктора «Лего».

Использование конструктора «Лего» в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объектов, пространства.

Работой по данной теме мы занимаемся с 2011 года. Она привлекла нас тем, что дети могут с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, в игровой и очень занимательной для них форме получить те знания и умения, которые определены в программе для каждого возраста.

Применение ЛЕГО способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2) развитию и совершенствованию высших психических функций: памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение;

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4) сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи, так как вначале мы подводим ребенка к проговариванию того, что он хочет сделать, какие детали выберет, почему, необходимое их количество, размеры и т.д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы, уметь подбирать все необходимые детали и суметь объяснить, почему он сконструировал именно так, а не иначе.

Мы начали использовать ЛЕГО-конструкторне только в совместной и самостоятельной деятельности, но и как часть занятия в рамках реализации направления «художественная деятельность» с детьми средней группы. Предпосылками стало то, что дети из большого количества игр, чаще всего обращались именно к конструкторам, и зачастую мы использовали это для того, чтобы проверить знание детьми основных цветов, форм, дети играя рассказывали, на что похож предмет и чем он отличается от других, какой он ширины, длины, высоты.

Затем мы продолжили эту работу в старшей группе, когда дети 5--–6 лет уже пытаются решать конструктивные задачи «на глаз», у них развивается образное мышление, они учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

На родительских собранияхзнакомили родителей с данным направлением работы, рассказывали о видах конструктора «Лего», с тем какие образовательные задачи планируем решать при использовании его на занятиях и в совместной деятельности. С помощью родителей мы оформили картотеку, стенды с образцами построек, альбомы с иллюстрациями построек.

Освоение лего-конструкторавелось последовательно от простого к сложному. Занятия по развитию конструктивного мышления проводятся по 25–30 минут в старшей группе; по 30–35 минут в подготовительной группе.

Систематические занятияс детьми на протяжении 3-х лет, со средней доподготовительной группы, а также активное использование конструкторов в самостоятельной деятельности показали, что у детей наблюдался высокий уровень развития в конструктивной деятельности.

Сначала мы просто знакомились с деталями конструктора, способам крепления двух кирпичиков, затем соединяли много кирпичиков, учились работать в коллективе. В последующем уже вносили образец постройки, учились анализировать образец и соотносить с ним свои действия «Ворота», «Заборы». В дальнейшем использовали образец на карточке «Постройка домика по карточке». Дети делали анализ образца, изображенного на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизводили постройку. Усложнение через 2–3 темы – сборка машинки по карточке.

Для работы с детьми мы используем разные виды конструкторов «Лего», так как каждый из них соответствует определенному возрасту.

В младшей и средней группах применимы следующие виды конструктора:

  • наборы ростового строительного материала из крупных деталей «Soft»;
  • конструкторы серии «Duplo»;
  • комплекты для конструирования транспортных средств и сооружений домов;
  • тематические наборы – специальная техника (пожарные, полицейские машины, машины для уборки улиц, автоподъемники и др.);
  • Даша-следопыт;
  • Зоопарк.

Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики.

Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий – узкий»

В средней группеосновой при организации работы с лего конструкторомявляетсясказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с конструкторами:

  • ЛЕГО ДАСТА – конструирование по замыслу;
  • Одиночные комплекты для конструирования транспортных средств;
  • Транспорт на дистанционном управлении.

Постройки носят условный характер, проблемы на начальном этапе связаны с недоразвитостью мелкой моторики и их слабой ориентировкой в пространстве. Впоследствии, дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом.

В старшей и подготовительнойгруппах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы – «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом.

При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками. Проблемные ситуации стараемся создавать такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.

Формы организации занятий самые разные: конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям.

Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации занятий – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу. Темы занятий «Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха», «Моделирование бабочки по картинке», «Конструирование космических кораблей».

Таким образом, использованием конструктора у детей в средней группе развивается самостоятельность; в старшей группе – открываются широкие возможности для конструктивной деятельности, чему способствует прочное усвоение разнообразных технических основ и способов конструирования. В подготовительной группе занятия носят более сложный характер экспериментирования. Причем эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе. Конструктор ЛЕГО позволяет в процессе игры пережить всю гамму настроений и положительных эмоции.

Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой – беспрекословным лидером в созданной ситуации.

Но главное – игра дает детям обретение уверенности в себе. Если судить по выпуску подготовительной группы, то дети научились анализировать, развита речь, творческое воображение, коммуникативные способности, улучшилась память, более устойчиво стало внимание, дети научились логически мыслить.

Список литературы:

  1. Левина, А. Развиваем восприятие (3–4 года) / А. Левина. – Издательство ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004.
  2. Куцикова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий./Л.В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Комарова, Л.Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л.Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.
  4. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.
  5. Брофман В. Архитектурная школа папы Карло: книга для детей и взрослых. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.
Рейтинг:

Статья


Образовательные возможности конструирования в работе с детьми

младшего дошкольного возраста
Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на развитие. Современная парадигма образования делает ставку на развитие функционально грамотной личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона решения задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. В условиях реализации образовательного проекта «ТЕМП» особую актуальность приобретает ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями технической направленности. XXI век – век активной информатизации, компьютеризации и робототехники. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают неизменный интерес детей. Технические объекты окружают детей повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны движущиеся игрушки. На современном этапе педагог располагает большими возможностями ознакомления детей дошкольного возраста с различными профессиями, в том числе профессиями технической направленности, основами строения технических объектов. Учитывая все эти факторы, мы уделили особое внимание детскому конструированию и решили использовать этот вид деятельности в своей работе для ознакомления детей раннего возраста с профессиями. Программа (или как ее обозвать деятельность?!) разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и нового образовательного проекта Челябинской области «ТЕМП».
Мы убеждены, что в данном случае высоким образовательным потенциалом обладает конструктивно-модельная деятельность. Конструирование является эффективным, современным средством развития дошкольников, ознакомления и с предметами и явлениями окружающей действительности. Поэтому, одним из путей ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых, является конструктивно-модельная деятельность. И среди множества образовательных конструкторов, несомненно, выделяется конструктор «Лего». Что же такое «Лего»? Веянье моды или требование времени? «Лего» в переводе с датского языка означает «умная игра». Э то серия развивающих игрушек, представляющих собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов (конструкторы). Принято считать, что конструкторы как тип развивающих игрушек предназначены для взрослых детей, достигших как минимум шести или даже семилетнего возраста, но это вовсе не так. Больше того, мало кто знает, что первые конструкторы «Лего», произведённые ещё в 1967 году, были ориентированы как раз на самых маленьких. Конструкторы «Лего » этой серии вызывает интерес своей яркостью, удобно лежит в ладошке и легко совмещается с другими элементами. Кроме того, эта серия представлена довольно широко, а потому малышам будет невероятно интересно знакомиться с ней. Начинать работу с конструктором «ЛЕГО» можно уже с раннего возраста, так как именно в этом возрасте начинается развитие цветовосприятия, ознакомление с другими сенсорными эталонами. Как конструктор «Лего» помогает мне решать задачи ознакомления детей младшего дошкольного возраста? С чего мы начинаем нашу работу? Дайте детям конструктор, пусть они, не озабоченные каким-либо замыслом постройки, выступят в роли исследователей! Дети должны познакомиться с новой игрушкой, потрогать ее, открыть для себя яркие цвета и разнообразие форм ЛЕГО - элементов, просто перебирая эти замечательные, так призывно стучащие детали, изучая, как разноцветные кирпичики соединяются друг с
другом, что из этого получается. Пусть поиграют со своей постройкой. Не все смогут сразу выполнить даже самую примитивную постройку, но это не страшно: дети должны сначала познакомиться с материалом, попробовать его. Это (первое) и еще несколько занятий необходимо воспринимать именно с этой точки зрения. Начинать знакомство необходимо с понятной ребенку профессии (повар, воспитатель, шофер, продавец, врач). Не забываем про предварительную работу (художественное слово, иллюстрации, беседы). Предварительной работе нам также помогают книжки «Знакомимся с профессиями» - это брошюры с персонажами LEGO, благодаря которым дети получают представления о том, как выглядит работа почтальона, пожарного, фермера, водителя скорой помощи и т.д. Содержание книжки таково, что сначала ребенок услышит истории о профессиях, а затем сможет проверить и укрепить свои знания, решая простые задания. Например, как познакомить детей с такой важной профессией как врач? Чтение стихотворений: К.Чуковский «Айболит», В.Берестов «Больная кукла», Е. Благинина «Больной зайка». Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, наблюдение за работой врача, медсестры, рассматривание иллюстраций «Профессии», беседы о различны профессиях. Также в нашей работе мы предполагаем активное вовлечение родителей в образовательный процесс: привлекаем родителей к совместному техническому творчеству, информируем родителей об особенностях конструктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста и ее положительном влиянии на интеллектуально-творческое развитие, обогащаем конструкторские знания и умения родителей, повышаем педагогический уровень родителей. Нами используются различные формы работы с родителями, в том числе: открытые педагогические мероприятия, день открытых дверей, тематические выставки, информация в родительских уголках, на сайте ДОУ, выступления на родительских собраниях, мастер-классы.
В своей работе мы руководствуемся следующими основными принципами:  Доступность и наглядность.  Последовательность и систематичность обучения и воспитания.  Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; Работа с образовательными конструкторами «Лего», позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Таким образом, и зучив существующий практический опыт использования конструкторов «Лего» в образовательной деятельность, мы пришли к выводу, что их использование своим содержанием, формой организации и результативностью способствует формированию умения детей анализировать, сравнивать, сопоставлять, что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения. Кроме того, конструирование имеет большой воспитательный потенциал: помогает вырабатывать определенные качества личности – усидчивость, терпение, взаимоуважение, аккуратность. Благодаря его использованию дети становятся активными участниками образовательного процесса, более осознанными становятся их представления об окружающем мире. При использовании конструктора «Лего» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, мы стараемся работать творчески и шагать в ногу со временем. Считаю, что это главный залог успешности в достижении поставленной цели, так как конструктор:  является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию образовательных областей;  позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме;  формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
 объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, в котором нет границ.