Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление, опека или попечительство, приемная семья, патронат. Виды замещающей семьи и их характеристика Что такое семья

Приемная семья – не единственная форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, но это наиболее популярная форма после усыновления. С психологической точки зрения разницы между усыновлением и приемной семьей нет, не считая разницы от восприятия самого статуса своего (усыновленного) и приемного ребенка, хотя чаще и эти границы стерты. Какие еще существуют виды устройства ребенка в семью, и на какую помощь может рассчитывать семья? Давайте разберемся.

Замещающие семьи – все некровные семьи. Самыми популярными являются 3 формы – усыновление, опека и приемная семья. Но это далеко не единственные виды замещающих семей.

В быту у непосвященных в тонкости вопроса людей нет четкой дифференциации форм семейного устройства, часто все семьи называют приемными. Того же подхода я и буду придерживаться в статье, так как на психологическую сторону вопроса это никак не влияет. Однако я все-таки считаю нужным осветить основные отличия форм семейного устройства.

Усыновление/удочерение

Взрослый носит статус родителя, ребенок – приемного (= родной) ребенка. Можно одновременно усыновить неограниченное количество детей (зависит от условий семьи и соответствия выдвигаемым требованиям). Права и льготы те же, что у родившей женщины и родного ребенка.

Приемная семья

Срок пребывания ребенка в семье оговаривается. Взрослые носят статус воспитателя. Получают зарплату и пособие.

Детский дом семейного типа

Взрослый находится в статусе родителя-воспитателя. Ребенок – воспитанник. Число детей – 5-10. Ребенок пребывает в доме до совершеннолетия.

Опекунская семья

Взрослые – опекуны (до 14 лет ребенка) и попечители (до 18 лет). Количество детей – неограничено. Пребывает в опекунской семье до совершеннолетия. Семья получает пособие.

Семейная воспитательная группа

Находится в рамках реабилитационного центра. Взрослые – воспитатели, дети – воспитанники. Воспитателям идет стаж и зарплата, пособие. Число детей – от 1 до 5. Срок пребывания – от нескольких дней до нескольких лет, то есть на период реабилитации семьи.

Патронатное воспитание

Взрослый – воспитатель, дети – воспитанники. Число детей – от 1 до 3. Находятся до совершеннолетия. Воспитатели получают зарплату, стаж и пособие на уход за воспитанниками.

Детские деревни SOS

Новаторский способ устройства детей, практикующийся в России с 1996 года. Деревня SOS – это поселение из 10-15 домов, где живет по 5-7 детей. На территории деревни имеется административная, обучающая, развлекательная часть.

Введено понятие SOS-папы, SOS-мамы и тети-няни. Подготовка граждан на эти роли ведется до 2 лет. Взрослые носят статус опекунов.

После 16 лет дети переходят в дом молодежи SOS для получения образования. До 18 лет дети живут в блок-квартирах, при желании их постепенно переводят на независимое проживание.

Фостерные семьи

В России такая форма не распространена. По сути фостерными за рубежом называют все приемные семьи. Основные страны, где практикуются фостерные семьи – Финляндия, Польша, Румыния, Болгария.

Почему я решила упомянуть про эту форму? Есть у нее одна особенность. Профессиональные родители (фостерные семьи) обязательно должны иметь педагогическое образование, не пройти школу родительства, а именно получить образование. Мне кажется, это можно взять на вооружение и нашей стране.

Сопровождение замещающих семей

Психологическое сопровождение бывает кризисным, активным и мониторинговым. В рамках него оказывается социально-правовая, медицинская, психологическая и педагогическая помощь замещающим семьям.

Но начинается психологическое сопровождение замещающих семей еще задолго до передачи ребенка. Речь идет о школах и клубах приемных родителей.

Клуб приемных родителей

Клуб приемных родителей – организации, обеспечивающие регулярные встречи замещающих родителей, в том числе приемных родителей. В настоящее время клубы приемных родителей распространены по всей России, даже в отдаленных и малочисленных городах можно найти такую организацию. Клуб решает следующие задачи:

  • взаимоподдержка родителей;
  • обмен личным опытом;
  • приобретение новых знаний и навыков;
  • помощь в выходе из кризиса.

В рамках клуба также организуются занятия для родителей и детей, проводятся семейные праздники.

В программу для родителей обязательно включены лекции и тренинги по повышению педагогического мастерства, предоставляется помощь специалистов (логопеды, психологи, социальные работники, юристы).

Школа приемных родителей

Школа приемных родителей – обязательный элемент подготовки к родительству. Ее посещение доступно всем, нужен лишь паспорт и заявление. Подготовку можно не проходить некоторым категориям населения:

  • отчим (мачеха) для приемного ребенка, то есть человек решает усыновить пасынка;
  • близкие родственники приемных детей;
  • для тех, кто уже был опекуном и не потерял это право.

Участников школы называют кандидатами в приемные родители. Программа школы не отличается по регионам. Она включает одинаковые разделы, всего их 13. Изучаются:

  • особенности потребностей, мотивов приемных детей и родителей, компетенций родителей;
  • психофизиология ребенка как такового;
  • особенности развития детей-сирот;
  • последствия от разрыва с родной семьей;
  • адаптация приемного ребенка;
  • проблемы в поведении приемного ребенка, их причины и родительские навыки управления;
  • обеспечение безопасности ребенку;
  • тонкости полового воспитания;
  • юридические нюансы;
  • сопровождение приемной семьи.

Глядя на это, я пришла к выводу: почему не сделать обязательными такие школы для всех родителей: приемных, кровных? По-моему, отличная идея. Не сдал экзамены – рожать не можешь, как и усыновить ребенка. Но пока это обязательно только для приемных семей.

За время посещения школы происходит не только обучение, но и оценка будущих родителей. Средняя продолжительность – 2-3 месяца. Вполне достаточно для того, чтобы близко познакомиться с кандидатами, их родственниками, образом жизни и условиями проживания. Оцениваются социальные, психологические и экономические характеристики семьи.

  • Диагностику кандидатов чаще всего проводит психолог и социальный педагог. Но также в определенных ситуациях может привлекаться юрист, врач, педагог или другой специалист. Они должны лично убедиться в пригодности будущих условий жизни ребенка. После передачи ребенка в семью органы опеки посещают приемных родителей.
  • Кандидаты в приемные родители проходят полную психологическую диагностику. Особое внимание уделяется изучению .

Копинг-стратегия – это стереотипное, наиболее предпочтительное для конкретного человека поведение в стрессовой ситуации, связанное с особенностями его , и психовозрастными особенностями; иногда не совсем контролируемое самим человеком.

С принятием ребенка в семью возникнет множество проблем и вопросов. Это неизбежные этапы. Ребенку и членам приемной семьи придется вместе пройти период адаптации, найти общий язык, понимание, научиться уважать друг друга и любить. В конце концов, стать единой полноценной семьей. Но такая цель не может быть достигнута с легкостью за один день, стрессовых ситуаций будет возникать много. И вот вопрос: готовы ли родители адекватно реагировать на них? Верно ли они оценивают свои силы? Могут ли контролировать себя?

В момент стресса копинг-стратегия оказывается доминирующей. Вот почему так важно понимать, как может повести себя приемный родитель в трудных жизненных ситуациях. Так, например, если выяснится, что стереотипным способом решения проблем для человека является физическая сила, но в то же время он утверждает, что понимает недопустимость этого с ребенком, необходимость самоконтроля, то велик риск именно такого привычного поведения (т. е. физического разрешения ).

Потому психологам следует обращать на это особое внимание: проводить дополнительные исследования кандидатов, проверки, беседы, в подготовительной работе делать акценты на каких-то особых, опасных и острых вопросах. Важно исследовать связь копинг-стратегии и личностных особенностей человека. Может оказаться, что какие-то черты характера действительно смогут сглаживать и нейтрализовывать привычное экстренное поведение, а может и наоборот: усиливать его проявление.

  1. Изучите актуальную по данному вопросу литературу.
  2. Обратитесь за информационной и психологической поддержкой в местные социальные учреждения или школу приемных родителей.
  3. Перед принятием ребенка в семью позаботьтесь о формировании у себя соответствующих знаний, умений и навыков. Изучите теорию, опыт других людей.
  4. Обсудите свое желание устройства приемного ребенка с другими членами семьи. Выясните, что они думают по этому вопросу. Как представляют такую жизнь. Готовы ли помогать.
  5. Проанализируйте все мнения родных. Оцените возможные трудности и грядущие изменения.
  6. Подготовьте своих детей (детей ваших родственников) к возможным трудностям. Расскажите о проблемах приемного ребенка, о его жизненных трудностях и о его возможном будущем поведении.
  7. При хорошей воспитательной подготовительной работе с родными детьми вы можете получить неплохих помощников в их лице.
  8. Всегда помните о том, что приемный ребенок поначалу будет, скорее всего, настроен враждебно к вашим родным детям и скептически ко всем членам семьи.
  9. Помните о том, что у приемных детей часто встречается заниженная самооценка.
  10. Поощряйте и хвалите каждое положительное действие ребенка. И даже попытки таких действий стоит отмечать в положительном ключе.
  11. Вы должны осознавать, что приемному ребенку необходимо давать заботы, внимания и любви еще больше, чем родным детям. Будьте готовы к этому.
  12. Не переоцените свои возможности (финансовые, моральные, бытовые и иные)!
  13. Приготовьтесь и подготовьте других членов семьи к требовательности приемных детей.
  14. Проинформируйте своих детей о том, как вести себя с приемным ребенком. Расскажите обо всех нюансах, о возможных «привилегиях» для приемного ребенка. Объясните причины именно такого взаимодействия.
  15. Не забывайте, что поддержка в вопросах приема в семью детей очень важна. Для одного человека это практически непосильная ноша. Важно знать, что среди родных и близких есть те, кто может помочь.
  16. Не бойтесь обращаться за помощью и поддержкой к специалистам.
  17. Не нужно замалчивать и игнорировать назревающие или возникшие проблемы.
  18. Не молчите о своих подозрениях и страхах. Чаще всего они являются мифами или же легко преодолеваются и разрушаются.

Усыновление, опекунство и другие формы устройства ребенка – сложный и неоднозначный вопрос. Каждый вариант приема ребенка в семью обладает своими нюансами и требованиями к взрослым. Подробнее обо всех тонкостях самого вопроса, особенностях различных форм и взаимодействии с ребенком в приемной семье можно прочитать в книге «Настольная книга приемного родителя» - СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. Работа находится в свободном доступе в интернете.

  • Введение в тему. Актуальность темы для профессионалов, работающих с детьми и семейными отношениями. Полезность для родителей - обычных и необычных.
  • Виды психологической помощи в семье: информирование, психологическое консультирование, консультирование супружеских пар, групповое семейное консультирование.
  • Сегодня в России все большее развитие получают разнообразные формы передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан: усыновление (национальное и между­народное), опека и попечительство, приемная и патронатная семья, детские дома семейного типа, детские деревни, поселки, общины, где условия проживания приближены к семейным.

    По данным статистики Минобразования России, последнее десятилетие держится довольно стойкая тенденция, в соответствии с которой из 100 000 ежегодно выявляемых в РФ детей, оставшихся без попечения родителей, 70% передаются на воспитание в семьи, 30% - в детские интернатные учреждения. Ежегодно в России усыновляется около 30 000 детей, при этом около 18 000 детей усы­новляется отчимами и мачехами и 12 000 - посторонними гражда­нами.

    Рассмотрим юридические и организационные основы семей­ных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей.

    1. Усыновление представляет собой правовой институт, при­званный создать между усыновителем и усыновленным отноше­ния, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителя­ми и родными детьми. Закон приравнивает усыновленного ребен­ка к родным детям усыновителей или усыновителя.

    С правовой точки зрения усыновление - это установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ре­бенком (его потомством) правоотношений (личных и имуществен­ных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми.

    В документах Гаагской Конвенции 1992 г. раскрыто понятие «усыновление»: «Усыновление внутри страны или в другой стране - это такая мера защиты ребенка, при которой ус-


    танавливаются отношения между ребенком, с одной сторо­ны, и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью, с другой стороны» .

    Важно отметить, что усыновление - такой процесс, при кото­ром ребенок находит для себя именно семью, а не какую-либо ее замену.

    Процедура усыновления в России определена в Семейном ко­дексе РФ. Ребенок может быть передан в семью только по решению суда. Существует ряд ограничений для потенциальных усыновите­лей по состоянию здоровья. Также в Семейном кодексе статьей 128 определяется разница между усыновителем и усыновляемым ре­бенком. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнад­цати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разни­ца в возрасте может быть сокращена. При усыновлении ребенка от­чимом (мачехой) наличие разницы в возрасте, установленной пунк­том 1 настоящей статьи, не требуется.

    Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепен­ную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, явля­ется безусловно необходимым, без него усыновление не может быть произведено. Мнение ребенка, не достигшего 10-летнего воз­раста, также должно быть выявлено с того момента, когда ребенок и состоянии его сформулировать и выразить. Отсутствие согласия на усыновление должно рассматриваться судом как серьезное пре­пятствие к усыновлению. Вынесение решения об усыновлении во­преки желанию ребенка, не достигшего 10 лет, возможно только в случае, если суд придет к твердому мнению, что возражения ребен­ка не имеют серьезного обоснования, связаны исключительно с его малолетством и не станут препятствием к созданию нормаль­ных отношений между ним и усыновителями.

    Для передачи ребенка на усыновление необходимо получение согласия его родителей (если они есть). Порядок дачи родителями согласия регулируется статьей 129 СК. Если родители ребенка на момент дачи согласия не достигли 16 лет, помимо их согласия не­обходимо также согласие их родителей, опекунов или попечите­лей, а при отсутствии этих лиц - согласие органа опеки и попечи­тельства.

    Данное требование продиктовано необходимостью дополнитель­ной защиты интересов несовершеннолетних родителей, которые в противном случае могут совершить акт, о последствиях которого они будут сожалеть всю жизнь.


    Таким образом, основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение при усыновлении защиты интересов ребенка. Интересы ребенка долж­ны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при вынесении решения об усыновлении, или об отмене усыновления, а также при решении всех иных, бо­лее частных вопросов.

    Необходимо защищать интересы усыновленного ребенка и семьи усыновителей. При этом должна соблюдаться тайна усынов­ления. За ее разглашение против воли усыновителей предусмотре­но наказание.

    Усыновление иностранными гражданами допускается только в тех случаях, если не предоставляется возможным передать этих де­тей на воспитание в семьи граждан или родственников, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

    Решение об усыновлении иностранными родителями прини­мает суд. В течение трех месяцев со дня въезда ребенка в государст­во места проживания усыновителей он должен быть поставлен на учет в консульском учреждении, которое в конце календарного го­да направляет в Министерство образования РФ списки усынов­ленных детей, а также информируют о нарушении прав и закон­ных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.

    Усыновление как форма социального устройства ребенка-си­роты является, безусловно, наилучшим решением его дальнейшей судьбы. Но в связи со сложной экономической ситуацией в нашей стране количество случаев усыновления за последние годы сокра­тилось при возросшем количестве детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей. Одновременно резко набрало попу­лярность зарубежное усыновление. Очень много детей усыновля­ют пары из США, в том числе детей с не внушающими надежд диагнозами. По данным Министерства науки и образования РФ число усыновлений внутри страны в 1991 г. - 15 964, в 1997 г. - 8500, в 1999 г. - 6500. Для сравнения, в результате международно­го усыновления в 1992 г. было усыновлено 678 детей, в 1996 г. - 3251 ребенок, в 1999 г. - 6255 детей, а в 2000 г. цифра приблизилась к 7000.

    Можно выделить основные причины падения числа россий­ских усыновителей.

    1) Экономические. Прежде всего, социально-экономическая ситуация в стране в целом, отсутствие средств в местных бюджетах (реальное или «чиновничье»). Кроме того, усыновив ребенка, семья


    полностью берет его на свое обеспечение, а поддержка от госуд™ гва сводится лишь к регулярным проверкам. В то же время л*цц И оформившиеся как приемные семьи, патронатные воспитат ели получают и выплаты на содержание ребенка и зарплату. Поэтому и возникают ситуации, когда семьи перед усыновлением для выясне­ния психологической совместимости, готовности нести брем^ от _ кетственности, сначала оформляются как замещающая семья ц по _)учают финансовую поддержку, внимание специалистов. А по Том оценив потери, которые они понесут при усыновлении, переду мы _ вают оформлять усыновление.

    2) Законодательные. Введение ограничений по ряду по^ аза _
    гелей, таких как требование нормативного уровня доходов и Огра­
    ничения по жилищным условиям (ст. 127 СК), привело к от ТОК у
    потенциальных родителей со средним уровнем дохода.

    3) Несовершенство механизмов реализации законов: м^ ого _
    ступенчатость и длительность процедуры усыновления. В мало^ го _
    роде невозможно скрыть усыновление, несмотря на все ухищр ения
    законодательства, даже потому, что необходимо пройти медицин­
    ское обследование и другие процедуры.

    4) Слабая информированность населения, наличие миф^ в o g
    очередях на усыновление, о непреодолимости «дурной» наследст­
    венности и т. д.

    5) Субъективизм специалистов , принимающих реш^ ния
    иногда отсутствие профессионалов в этой сфере. Это связ^ но с
    гем, что ни одно учебное заведение не готовит специалистов > ако й

    квалификации.

    6) Личностные. Официальные лица, которые являются субъ­
    ектами процесса передачи ребенка в семью, зачастую скрыто ^ Т0М у
    сопротивляются. Руководители детских учреждений боятся ^ едо _
    укомплектованности учреждения детьми, что влечет за собой со­
    кращение кадров, урезание финансирования, а для органов ^ пеки
    и попечительства это дополнительная работа при их необъ^ тно ^

    нагрузке.

    7) Социо-культурные установки. Они сформировались под
    влиянием государственной политики предпочтительности ко ллек _
    тивного воспитания над семейным, низкой ценности семьи, отсут­
    ствия реальной социальной политики на сохранение семьи, отно­
    сительной легкости процедуры лишения родительских прав, ^ ко _
    нечно, тайны усыновления. Кто знает о людях, взваливших ц а се д я
    бремя ответственности за чужого ребенка. Где государственное
    признание и чествование или другие ритуалы, позволяющие моти-


    Вировать и формировать готовность других людей к такому по­ступку?

    8) Страхи. Родители опасаются, что ребенок рано или поздно узнает об усыновлении или не оправдает возложенных на него надежд; знакомые узнают, что семейная пара не может иметь соб­ственных детей и, следовательно, они социально несостоятельны. Как получить квалифицированную помощь психолога, педагога, врача, если нельзя говорить, что ребенок усыновлен, и т. д.? По данным МВД России разглашение тайны усыновления зарегист­рировано в официальном порядке в 1990 г. - 11 случаев; в 1991 г. - 10; в 1992 г. - 15; в 1993 г.- 13; в 1994 г.-21; в 1995 г. - 25. Опрос около 200 специалистов по охране прав детства из 38 регионов России в апреле 2001 г., проведенный Университетом Российской академии образования, показал, что в практике работы 95% специ­алистов есть случаи нарушения тайны усыновления.

    2. Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остается опека и попечительство. Опека и по­печительство - это способы восполнения дееспособности, защи­ты прав, интересов и воспитания несовершеннолетних детей, ос­тавшихся без попечения родителей. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство- над несовер­шеннолетними от 14 до 18 лет. Функции по опеке над несовер­шеннолетними могут выполняться гражданами, воспитательны­ми, лечебными, образовательными и иными детскими учрежде­ниями, а также самими органами опеки и попечительства.

    Для содержания детей под опекой установлена выплата денеж­ных средств, которая в настоящее время является социальной вы­платой, адекватной реальным затратам на одного ребенка в месяц. Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение из этого правила предусмотрено толь­ко в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего воз­раста. В этом случае орган опеки и попечительства может разре­шить подростку проживать отдельно, если такая необходимость связана с получением образования или работой.

    Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраня­ют право на общение со своими родителями и родственниками, за исключением случаев, когда родители лишены родительских прав. Прекращение опеки происходит при достижении ребенком 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительст­во. Попечительство прекращается при достижении ребенком со-


    вершеннолетия, эмансипации несовершеннолетнего или вступле­ния его в брак до 18 лет. Опека и попечительство также прекраща­ются в случае смерти опекуна или попечителя.

    3. Приемная семья представляет собой новый институт семей­
    ного законодательства. Он возник и развился из идеи создания
    детских домов семейного типа. Состояние детских воспитательных
    учреждений оказалось настолько неудовлетворительным, что воз­
    никла необходимость поиска формы, которая бы позволила соче­
    тать признаки детского учреждения и семейного воспитания де­
    тей. Таким образом, приемная семья является гибридной формой.,
    содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения
    и усыновления.

    Помимо Семейного кодекса, регулирование отношений, возни­кающих в связи с воспитанием ребенка в приемной семье, осу­ществляется также специальным «Положением о приемной семье».

    Приемная семья образуется на основе договора о передаче ре­бенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключа­ется между органом опеки и попечительства и приемными родите­лями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание).

    Число детей, помещенных в приемную семью, не должно пре­вышать восьми человек.

    В регионах России накапливается разнообразный опыт исполь­зования законодательно закрепленных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приме­ром может служить община «Китеж» в Калужской области, органи­зованная как некоммерческое партнерство приемных семей, каж­дая из которых взяла несколько детей-сирот и объединилась с дру­гими семьями в целях решения юридических, экономических и педагогических проблем.

    4. Детские дома семейного типа. Такие детские дома организу­
    ются на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспита­
    ние не менее пяти (и не более десяти) детей и с учетом мнения всех
    совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усы­
    новленных. Общее количество детей в детском доме семейного ти­
    па, включая родных и усыновленных, не должно превышать две­
    надцати человек.

    Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздо­ровления и подготовка к самостоятельной жизни детей в условиях семьи.


    5. Детские поселки. Речь идет о семейных группах, которые
    создаются на материнском принципе. От обычной семьи этот тип
    отличается тем, что физически личность отца здесь отсутствует,
    и мужской элемент в воспитательном процессе должен замещаться
    другими путями. Помимо принципа матери, как постоянного вос­
    питателя и создателя эмоциональной уверенности, и помимо раз­
    нородности детской группы, здесь в значительной мере проявляют
    свое действие два других принципа. В первую очередь, это семей­
    ный дом со всеми атрибутами родного очага, а затем сообщество
    поселка, обеспечивающего организационный и социальный тыл
    для всех отдельных семей. Наиболее распространенной и извест­
    ной формой детского поселка являются «SOS-деревни» (создан­
    ные в п.Томилино Московской области, в Орловской области),
    негосударственный детский дом-пансионат семейного воспитания
    (г. Москва).

    6. Детский городок. Детский городок - это среднее между заме­
    щающей семьей и детским домом.

    По своей организации он близок к детскому поселку, но по вос­питательной атмосфере похож, скорее, на так называемые квартир­ные детские дома. Городок образует несколько (до 20) павильонов для «семейств» и ряд других зданий, включая медпункт, мастерские, спортивные объекты и т. п. Воспитателями здесь являются всегда супруги, по крайней мере один из которых должен иметь специаль­ное педагогическое образование. Они заботятся, как правило, о Ю-14 детях, мальчиках и девочках от 3 лет до 18 лет. Детей не пере­дают воспитателям на личное попечение, как это бывает в случае семейных групп и детских поселков. За детей здесь отвечает учреж­дение, оно же обеспечивает основные виды услуг для всех «се­мейств» совместно (приготовление пищи, стирка белья, ведение домашнего хозяйства). Воспитатели обычно имеют своих детей, живущих вместе с ними в квартире внутри павильона.

    Устройство социального института приемных семей описывается в СК РФ. Положение о приемной семье определяет эти отношения как форму договора между органами опеки и попечительства (ООП) и семьей, направленного на оформление опеки над ребенком, оставшимся сиротой.

    Понятие приемной семьи

    Граждане, желающие принять в семью под попечительство несовершеннолетнего или нескольких, оставшихся без родителей, имеют право на это, и после формулировки и подписания договора с ООП становятся приемными родителями. Ими могут стать не только состоящие в законном браке, но и одинокие граждане, не имеющие материальных проблем. Дети, передаваемые с помощью ООП в приемную семью, становятся приемными детьми. Сама семья с этого момента именуется приемной и пользуется соответствующими социальными правами и льготами данного института.

    В законодательстве РФ предусмотрены и иные формы организации воспитания детей, лишенных родительского воспитания (сирот). Приемная семья от них отличается тем, что:

    • В отличие от усыновления, отношения между приемными родителями и детьми ограничены во времени и подтверждаются с помощью договора с ООП;
    • В отличие от опеки, закон ограничивает возраст приемных детей (сирот) и обязывает заключать договор для оформления отношений.

    С момента, когда заключен договор приемная семья, произошло создание приемной семьи, приемные родители приобретают права и обязанности опекунов, социальные льготы, пособия, но не те же, что возникают при усыновлении. Передать в семью под опеку на воспитание можно несколько несовершеннолетних, пока их общее количество (вместе с родными) не достигнет 8.

    Договор о приемной семье

    Договор может быть заключен между приемной семьей с помощью ООП после подачи гражданами заявления и исследования условий проживания. В заявлении содержится просьба передать конкретного ребенка на воспитание. Подается заявление по месту проживания ребенка. Чтобы договор мог быть подписан без проблем при поддержке ООП, к заявлению обязательно должно быть приложено заключение, составленное по результатам профессионального исследования, гарантирующее возможность семьи стать приемными родителями. В заключении содержится характеристика приемной семьи. Оно имеет ограниченный срок действия - до 1 года.

    Важным условием договора о приемной семье является срок его действия. С помощью документа утверждаются и другие важные аспекты устройства института опеки, осуществляется сопровождение приемных семей:

    • Условия, в которых должен проживать взятый несовершеннолетний;
    • Выплаты;
    • Как осуществляется воспитание, развитие взятого ребенка;
    • В какой форме происходит обучение взятого ребенка при поддержке ООП;
    • Какие права с помощью договора попечительства передаются приемным родителям, взявшим ребенка, их ответственность за его жизнь и здоровье;
    • Каковы обязанности ООП по отношению к приемной семье;
    • А также условия расторжения договора.

    Причины и проблемы, при помощи которых договор "приемная семья" может быть расторгнут до конца его срока действия, перечислены в нем самом. В частности - отсутствие взаимопонимания с приемными детьми, а также болезнь (инвалидность) или отсутствие материальных возможностей для достойного содержания и воспитания взятых детей, постановление суда - все это уважительные причины для постановления о расторжения договора и принятия нужных мер. Кроме того, появление семьи, желающей оформить усыновление при поддержке ООП, влечет расторжение договора.

    Любые финансовые вопросы, возникающие из-за досрочного прекращения договора, разрешаются так, как это описано в его условиях по соглашения сторон, а в спорных ситуациях разногласия между сторонами могут быть исследованы и разрешены по постановлению суда при поддержке ООП.

    Для устройства несовершеннолетнего (сироты) в приемной семье следует оформить согласие того образовательного учреждения, где он находился на попечении. Если на момент заключения договора с приемной семьей ему уже исполнилось полных 10 лет, то его согласие на передачу обязательно спрашивают. Если у несовершеннолетнего есть брат или сестра, и их отношения имеют значение, устройство детей на воспитание в приемной семье возможно только вместе, разлучить их допускается по медицинским показаниям (инвалиды).

    Все социальные льготы, пособия, пенсии, выплаты несовершеннолетний при передаче в приемную семью не утрачивает. Если за ним в течение жизни закреплено право на проживание, пользование, владение жильем, то оно за ним сохраняется, а также при отсутствии такового ребенок вправе получить жилье при поддержке ООП, как это указано в законе.

    С родственниками приемные дети могут поддерживать отношения по своему желанию, если это не создает проблем приемной семье, нет запрещающего постановления суда.

    Устройство контактов с родителями (биологическими), их организация может быть выполнена только с согласия приемной семьи, при ее помощи. Возникающие споры об этом исследуются и решаются в ООП и принимаются нужные меры.

    Приемная семья выплаты

    Ежемесячно с помощью местного бюджета приемным семьям выделяются средства, пособия, выплаты на содержание и развитие детей. Приемная семья выплаты, выделяемые на содержание взятых несовершеннолетних и на оплату труда приемных родителей, как и социальные льготы, устанавливаются законом субъекта РФ.

    Учет всех расходов осуществляется в письменной форме, с помощью платежных документов. Каждый год приемная семья отчитывается перед ООП о расходовании выделенных средств, социальных льгот, выплат, пособий. Эти документы исследуются, но если семье удалось сэкономить, то деньги возврату не подлежат. Таковы приемная семья выплаты.

    Гражданско-правовая природа отношений в приемной семье

    Отношения в институте приемная семья характеризуются, как деловые, в отличие от усыновления, хотя помимо заботы о достойном уровне проживания, обучения, питания и т.д. приемных детей, приемные родители занимаются также и воспитанием. Но в отличие от настоящей (биологической) семьи, особенности такого понятия как "приемная семья" заключаются в том, что между родителями и несовершеннолетними не возникают наследственные, алиментные и другие родственные отношения, определенные в СК РФ.

    Исключено образование такого договора как приемная семьи, и подписание договоров с ООП и следующими лицами:

    • недееспособными и ограниченно дееспособными по постановлению суда;
    • лишенных или ограниченных в родительских правах по постановлению суда;
    • отстраненных ранее от обязанностей опекуна из-за проблем с нарушением договора;
    • лишенных прав усыновителя по постановлению суда;
    • не способных стать опекунами из-за проблем здоровья (инвалиды, с отклонениями в развитии).

    Формирование приемной семьи

    Устройство института приемной семьи возможно, но требуется не только желание граждан, их теплое отношение к конкретному ребенку, но и заявление в ООП. Следует получить согласие ООП и образовательного или лечебно-профилактического учреждения на передачу в приемную семью следующих категорий несовершеннолетних (п. 1 ст. 121 СК РФ):

    • Сироты;
    • Те, чьи родители не установлены;
    • Те, чьи родители лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы по постановлению суда, недееспособны, безвестно отсутствуют;
    • Те, чьи родители не в состоянии исполнять свои обязанности из-за проблем со здоровьем (инвалиды, с отклонениями в развитии).

    Не только здоровые несовершеннолетние могут быть устроены на воспитание в приемную семью при поддержке ООП, но и инвалиды, больные, с отклонениями в развитии. Приемная семья в таком случае должна доказать, что в состоянии обеспечить надлежащий уход за таким ребенком, принимает соответствующие меры.

    Порядок передачи ребенка в приемную семью

    Чтобы в законном порядке состоялась организация передачи несовершеннолетнего в приемную семью, требуется обязательное соблюдение следующих условий и мер:

    • Несовершеннолетнему не исполнилось 18 лет.
    • В срок до 20 дней от принятия заявления, ООП по закону обязаны дать ответ о возможности передачи несовершеннолетнего (детей) в приемную семью.
    • Обследование условий проживания в многодетной семье показало удовлетворительное состояние жилого помещения, не выявило проблем, и наличие всего необходимого для проживания и содержания еще одного члена семьи.
    • Договор сформулирован при поддержке ООП и изучен обеими сторонами, по всем пунктам (и о выплатах) достигнуто соглашение, в том числе по вопросу оплаты труда приемных родителей.
    • Несовершеннолетний поставлен в известность об устройстве в приемную семью и не выражает протест против этого.
    • Члены приемной семьи оповещены об ответственности за жизнь, здоровье, психическое состояние и достойное содержание несовершеннолетнего.

    Формы и виды приемных семей

    СК РФ определяет все 4 формы института приемных семей:

    • Усыновление. Несовершеннолетний принимается в многодетную семью на равных правах с родными детьми. Усыновление в глазах закона идентично кровному родству. Ребенку усыновители могут менять имя, дать свою фамилию, изменить дату рождения. Для адаптации ребенка в новой семье родителям дается отпуск при усыновлении 1 ребенка - 70, двух - 100 дней. Для соблюдения тайны усыновления матери, в качестве необходимой меры может быть предоставлен отпуск по беременности и родам. Усыновителем может выступить только один из супругов или оба. Если же несовершеннолетнему уже исполнилось 10 лет, во избежание проблем потребуется его личное согласие на усыновление.
    • Опека. Несовершеннолетние младше 14 лет передаются под опеку при поддержке ООП, а старше 14 лет - под попечительство. Перед законом опекун не имеет главенства перед усыновителями, поэтому несовершеннолетний, в том числе инвалид, может быть передан из-под опеки в семью, согласившуюся стать усыновителями. Форма организации может быть возмездной (за вознаграждение) и безвозмездной. Законом предварительная опека сроком на 1-2 месяца установлена для усыновителей, но в этом случае не соблюдается тайна усыновления. Биологические родители не теряют возможности в судебном порядке восстановить свои права, если пожелают восстановить отношения с ребенком и продолжить его содержание.
    • Приемная семья. Второе название организации - патронатная семья. Число приемных детей (в том числе инвалидов) может быть больше 1 - до 8. В такой семье несовершеннолетние проживают до момента поступления, а при отсутствии проблем, и до окончания профессионального учебного заведения. Дети остаются в глазах закона сиротами, за которыми на платной основе присматривают приемные родители при поддержке ООП. К желающим оформить возмездную (за вознаграждение) опеку предъявляются жесткие требования, в числе которых обучение на специализированных курсах, а также собеседование в ООП.
    • Детский дом семейного типа. В него могут быть приняты на воспитание от 5 до 10 несовершеннолетних. Организаторы получают вознаграждение, помощь государства в виде зарплаты и финансирования устройства детского дома. Труд в детском доме засчитывается организаторам по закону в трудовой, профессиональный стаж. Вне очереди под детский дом выделяются жилые помещения или дома. Несмотря на жесткие требования к организаторам и контроль ООП проживания детей (особенно инвалидов) в таком доме, закон смотрит на данную форму организации, как на семью, но не как на учреждение.

    Льготы, предоставляемые приемным семьям

    В перечень льгот, которыми вправе воспользоваться приемные семьи при поддержке ООП, входят:

    Получение пособия из средств федерального бюджета 1 раз в месяц. Сумма льготы индексируется ежегодно, определяется индивидуально.

    • Льготы по бесплатному устройству на лечение в учреждения санаторно-курортного типа муниципальной формы собственности.
    • Устройство бесплатного питания детей в школе.
    • По достижении несовершеннолетним 18 лет, он вправе стать в очередь на получение нового жилья.
    • Льготы при поступлении в организации и учреждения профессионального образования, вузы.
    • Льготы для инвалидов на внеочередное получение протезов.

    Вопрос-ответ

    Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

    Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

    Спросить юриста

    Приемная семья

    Добрый вечер! Обоим ли родителям приемной семьи выплачивается вознаграждение за воспитание детей в Ростовской области???

    Виктор 03.03.2019 20:42

    Добрый день! Согласно ст. 153.1 СК РФ вознаграждение выплачивается приемной семье, а не отдельно каждому родителю.

    Пикалов Владислав Сергеевич 04.03.2019 13:23

    Задать дополнительный вопрос

    наталья 30.07.2019 23:50

    могут ли проживать в одной комнате два разнополых приемных ребенка?

    Законодательством не установлено запретов по данному поводу.

    Сайботалов Вадим Владимирович 31.07.2019 18:16

    Задать дополнительный вопрос

    Так и есть.

    Валуев Игорь Владимирович 04.03.2019 11:17

    Задать дополнительный вопрос

    Оформление опекунства судимым лицом

    Здравствуйте,у мужа есть судимось (условный срок 158ст)мы собрали все документы на приемную семью,могут ли нам отказать из за этого?и если я на себя буду оформлять ребенка нужна ли будет справка о судимости мужа?

    Александра 14.02.2019 17:47

    Добрый день. Согласно положений уголовного закона, ст. 158 относится к преступлениям против собственности.

    При этом, Согласно СК РФ, усыновителями не могут быть лица, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
    Следовательно, попробовать можно.

    Малов Дмитрий Владимирович 14.02.2019 21:59

    Задать дополнительный вопрос

    Добрый день. Касательно усыновления только матерью- это также возможно.

    Валуев Игорь Владимирович 15.02.2019 00:00

    Задать дополнительный вопрос

    Детские пособия до 1.5 и до 3х лет

    Здравствуйте, я являюсь приемной мамой (единственным опекуном/приемная семья на возмездной основе) двух детей, оставшихся без попечения родителей 2014г.р и 2017г.р (с 2015 и с 2017гг соответственно). На первого ребенка получала пособие по уходу до 1.5 лет (с декабря 2015 по июнь 2016 до достижения ребенком 1.5 лет) в размере 3600р (минимум, как для неработающего гражданина, хотя есть справка 2ндфл с января по март 2015г, опекунство назначено в декабре 2015г, соответственно пособие тоже с декабря 2015г). В мае 2017г я подала документы в МФЦ на пособие по уходу за ребенком до 3х лет одинокой матери, в котором мне было отказано сотрудниками усзн, ссылаясь на то что пособие выдаётся гражданам чей доход ниже прожиточного минимума. На тот момент выплачивалось пособие на ребенка, вознаграждение приемному родителю суммарный размер которых был 15т.р (при прожиточном минимуме на взрослого 10 т.р, на ребенка 9 тр). При подаче пакета документов в 2017г на назначение и выплату пособия по уходу за вторым ребенком до 1.5 лет в УСЗН мне были возвращены специалистом усзн (за ненадобностью) документы на первого ребенка и отказано в получении пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в двойном размере, как на второго и последующих детей, ссылаясь на п. 50 гл. VI ФЗ N 1012-н от 23.12.2009г. и обьясняя тем, что дети не рожденны (усыновлены) одной матерью. Законом ФЗ-81 от 19.05.1995г установлено, что при определении размера пособия по уходу за вторым и последующими детьми до 1.5 лет отцам, усыновителям, опекунам, приемным родителям, патронатным и фактическим воспитателям пособие должно назначаться с учетом всех детей (в том числе родных, усыновленных, принятых под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное и фактическое воспитание. Т.е. моему второму приемному ребенку 2017г.р назначено пособие до 1.5 лет в размере 3613,68руб. как на первого ребенка вместо 7327,35 руб, как на второго и последующих детей. Через 2 месяца (в феврале 2018г) пособие вовсе сняли, прислали мне письменный ответ по почте, что пособия по уходу за ребенком назначаются тем, кто находится в отпуске по уходу за ребенком, а приемному родителю отпуск не положен, т.к. он получает вознаграждение за свой труд. вопросы: 1. Почему на первого ребенка назначили минимальное пособие как для неработающего гражданина, а не в размере 40% от заработной платы 2. Почему на второго ребенка вовсе сняли пособие до 1.5 лет, если пособие все таки положено, то в каком размере? 3. Почему отказывают в пособии до 3 х лет если сумарный размер пособий ниже прожиточного минимума отдельно на всех членов семьи) 4. Куда и с какими заявлениями обратиться для перерасчёта данных пособий. Прошу разьяснить данную ситуацию на вопрос правомерности действий сотрудников УСЗН. Не ущемляются ли в данном случае права ребенка? Спасибо


    Бебчук М.А., Жуйкова Е.Б.

    3-я Международная научная конференция "Психологические проблемы современной семьи" 6 - 8 октября 2007 г. (тезисы и доклады) Москва


    Согласно многочисленным статистическим данным в России наблюдается постоянное увеличение количества беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Задача социализации этих детей стоит в ряду наиболее приоритетных национальных проблем, а необходимость ее решения предъявляет практические требования к психологии и медицине.

    В настоящее время психиатрами и клиническими психологами активно изучаются нарушения психического и соматического здоровья детей-сирот, исследуются факторы, влияющие на их развитие и социальную адаптацию, в том числе, связанные с моделями воспитания.

    Детский дом, как традиционная и наиболее распространённая модель воспитания детей-сирот, признан большинством зарубежных и отечественных исследователей недостаточным, а в некоторых случаях и неадекватным потребностям ребёнка.

    На сегодняшний день большинством специалистов признаётся в качестве наиболее успешной модели - модель усыновления и опекунства. В последнее время в России, вслед за многими другими странами, регистрируется рост числа усыновлений, появилось множество патронатных семей (опекун или патронатный воспитатель получает заработную плату от государства). Однако, параллельно с этой тенденцией, растёт количество отказов от усыновления и увеличивается число приемных детей, госпитализированных в психиатрические клиники.

    В связи с этим, особенно актуальными становятся подготовка приёмных родителей и психологическое (психотерапевтическое) сопровождение семей с приёмными детьми . В настоящее время, данное направление практической деятельности психологов и врачей только зарождается. Лишь редкие детские дома, дома ребёнка, социальные проекты уже осуществляют программы подготовки приёмных родителей, и немногие психологические консультации имеют психологов и психотерапевтов, способных оказать этим семьям профильную квалифицированную помощь.

    В настоящей работе мы попытались коротко обобщить данные литературы и собственные наблюдения, а также отразить наиболее существенные моменты психологической (психотерапевтической) работы с приемными семьями.

    1. Типы приёмных семей. Некоторые особенности терапии.

    Деревни SOS - программа, спонсируемая зарубежными фондами, существует во многих странах. В таких деревнях (больших домах или квартирах в городах) живут несколько семей. Они состоят из мамы, которая заключила контракт с фондом на определённое время и получает зарплату, и из нескольких приёмных детей. Среди этих детей есть и сироты, и дети, чьи родители живы, но лишены родительских прав, и дети, от которых отказались родители.

    Многие из них остаются временно в семейном детском доме, пока не решится дальнейшая судьба ребёнка. Директором, как правило, является мужчина, в обязанности которого входит взаимодействие с фондом и руководство «мамами». Несмотря на то, что работающие в этой программе люди подчёркивают, что деревни SOS - не семьи , а детские дома семейного типа, женщины, живущие там с детьми, называют себя «мамами», выполняют материнские функции, воспринимаются детьми как мамы.

    Психотерапия. Вопрос о психотерапии таких семей или каких-либо её членов решается директором, оплачивается и согласовывается с руководством фонда.

    Психотерапевту важно определить, кого именно он хочет видеть на сессии, т.к. семья (система) включает в себя много детей и приёмную маму.

    Существенное значение для функционирования этой системы имеет директор. Если идентифицированный пациент (ИП) - ребёнок , родные родители которого лишены родительских прав или идёт судебный процесс над ними, однако они или их родственники приходят к ребёнку, принимают участие в его жизни, то, возможно, их приглашение к семейному консультанту может изменить ход терапии и эффективность процесса в целом. Следует попробовать сформулировать предварительную гипотезу, и только затем приглашать семью.

    Часто проблемы связаны с взаимодействием, конфликтами между детьми в семье, а отношения между детьми и приёмной матерью определяются степенью её компетентности в разрешении детских конфликтов. В работе с такими проблемами неизбежно обращение к вопросам иерархии, т.к. в таких семьях она часто запутана. Это связанно с тем, что на иерархическую ступеньку, на которой находится член семьи, влияет не только возраст, но и время вхождения в систему. Нередко по возрасту более старшие дети появляются в семье позже, чем младшие. Важно показать семье эти 2 направления, которые определяют иерархию. В подобной работе нам представляется наиболее удачным использование техник «с движением»: расстановки и скульптуры, т.к. членов семьи много, и наглядность облегчает восприятие терапевтического процесса участниками.

    Нередко в работе с семьями из деревень SOS возникает тема окружения проблемного ребенка, потребность в прояснении роли и места в жизни ИП тех людей, которые находятся вокруг него, особенно, это касается места родных родителей.

    Патронатные семьи - семьи, которые воспитание детей делают своей профессией, они заключают контракт с государством, на основании которого обязуются воспитывать детей из детских домов у себя дома, получают помимо денег за это, ряд льгот, например, возможность пользоваться услугами специалистов.

    Психотерапия. Патронатные семьи также обращаются к психотерапевтам. Во-первых , многие испытывают потребность именно в психотерапевтической поддержке, во-вторых , на этот вариант приёма ребёнка часто соглашаются родители, изначально настроенные на усыновление. В некоторых детских домах потенциальным родителям предлагают именно такой вариант, мотивируя родителей тем, что семья приобретёт материальные льготы и будет чувствовать постоянную поддержку социальных служб. Многие родители часто соглашаются на этот вариант, т.к. в нем предусматривается возможность возвращения ребёнка в детский дом по истечению сроков контракта.

    На патронатный вариант часто соглашаются семьи, имеющие ситуативную необходимость в ребёнке для поддержания системного равновесия, поэтому в ходе терапии необходимо выяснить, функцию усыновления для семьи. Если, например, ребёнок был взят в семью на той стадии развития семьи, когда супруги остались одни, а дети выросли и покинули дом, важно уделить внимание вопросам супружеских отношений, сепарации детей, преодоления кризиса.

    Опекунство предусматривает воспитание детей приёмными родителями, но чаще родственниками до совершеннолетия ребенка.

    Психотерапия. Если этот тип приёма ребёнка выбран родителями из материальных соображений, то работа с семьёй будет иметь те же особенности, что в патронатных семьях и в семьях с усыновлёнными детьми. Если опекуны являются родственниками ребёнка, семья также может обратиться к психотерапевту, как правило, запросы касаются асоциального поведения в подростковом возрасте. Опекуны предъявляют жалобы о трудностях взаимоотношений с ребенком, недостатке с его стороны уважения и любви.

    В ходе психотерапии семей, где опекают ребёнка родственники, важно уделить внимание распределению ролей в семье, прояснению отношений с отсутствующими родителями (нередко родственники проецируют на ребёнка чувства, адресованные его родителям).

    В целом, психотерапия обычно связана с прояснением коммуникаций (особенно это может быть актуально, когда возрастной разрыв между опекунами и ребёнком очень велик), с темой признания и предполагает «работу» с чувствами.

    Усыновление юридически предусматривает установление между приёмным ребёнком и усыновителями отношений, аналогичных отношениям родных родителей со своим ребёнком. Психологически предполагается, что новая семья должна заменить ребёнку прежнюю. Существует три основных фактора, которые влияют на возникновение проблем в приёмной семье и определяют особенности функционирования:

    1. мотивы усыновления;
    2. наличие или отсутствие тайны усыновления и отношение к родным родителям ребёнка;
    3. степень гибкости семейной системы.

    Эти факторы достаточно специфичны именно для приёмных семей, включая и третий, т.к. усыновление - очень серьёзное изменение в системе, и от неё (системы) требуется очень высокая гибкость. По этой причине терапевту важно учитывать эти факторы и прояснять их.

    Психотерапия. Семьи с усыновлённым ребёнком часто обращаются за помощью к терапевтам на различных стадиях развития семьи, часто дети из этих семей госпитализируются в психиатрические больницы по поводу нарушений поведения.

    В психотерапии семей с усыновленными детьми крайне важно прояснить историю семьи и тщательно исследовать родственные связи. Для решения этой задачи, в качестве технического приема, может быть использована генограмма. Ее построение представляется важным, как для семьи, особенно для детей, так и для психотерапевта, поскольку в приёмных семьях нет чёткости в том, кто называется «мамой», кто «папой», что делает запутанным процесс терапии.

    В процессе работы важно выявить ситуацию усыновления, мотивы усыновления, ожидания от ребёнка на момент усыновления и то, насколько они оправдались. Мотивы усыновления могут оказывать сильное влияние на уровень функционирования семьи.

    2. Мотивы усыновления:

    А. В истории семьи была смерть родного ребёнка, и родители хотят найти ему замену.

    В этом случае усыновлённый ребёнок становится заменой родному . В приёмном ребёнке видится другой человек, он «нагружается» определёнными ожиданиями, не учитываются его индивидуальные психологические особенности. В ответ у ребёнка могут возникать идеи самообвинения, формируется негативная и низкая самооценка. Он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями.

    Такая семейная система на стадии усыновления находится в неустойчивом состоянии диады, супруги либо отдалены друг от друга, ищут новые фигуры, либо объединены, но, в основном, горем от потери ребёнка. Скорее всего, для такой семьи характерны жёсткие внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей и негибкость семейных правил. В семье присутствует множество негласных правил, регулирующих коммуникацию, а также вероятны скрытые конфликты между супругами.

    Б. Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка.

    В таких случаях воспитание детей выступает как реализация смысла жизни пары , и с ребёнком связываются большие ожидания. В воспитании, чаще всего, реализуются механизмы гиперопеки. При оценке параметров семейной системы следует отметить, что внешние границы таких семей жёсткие, а внутренние - размыты, т.е. нет чётких границ между супружеской и детской подсистемами. В большинстве случаев, сплочённость семьи - высокая, при этом, мать с ребёнком объединены, а отец находится на периферии. Возможна, на наш взгляд и гибкость, и ригидность, как ролей, так и правил. Скорее всего, имеет место конфликт между супругами. Возможно наличие различных мифов в семье, касающихся необходимости иметь ребёнка. В таких семьях проблемы возникают, как правило, в кризисные периоды: при сепарации подростка или при необходимости отдавать ребёнка в детский сад или школу. Скорее всего, за помощью семья обратится именно в эти периоды. Как частный вариант, можно рассматривать те случаи, когда нет детей определённого пола, и приёмный ребёнок выбирается по половому признаку. В целом, проблемы здесь те же, но для таких случаев характерны семейные мифы о наличии в семье девочки (мальчика).

    В. Семья хочет «сделать доброе дело », взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им.

    Нередко этим поступком может доказываться собственная доброта обществу, самому себе или же родному ребёнку . В этом случае приёмным родителям особенно требуется благодарность приемных детей, а любое поведение ребёнка, которое им не нравится или не удобно, рассматривается как проявление неблагодарности. Дети в семьях подобного типа растут «должниками», т.к. будут «всю жизнь должны родителям». Если демонстрация «доброго дела» адресована родному ребёнку, тогда и он получает «послание», что ему повезло, и он тоже должен быть благодарен.

    Г. Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей , желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного.

    Для таких родителей характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда». Все неудачи ребёнка, отклонения в поведении рассматриваются как следствие генетической предрасположенности и ранней депривации. Нередко образ будущего рисуется родителями в мрачных тонах. В таких случаях встречаются два варианта поведения родителей. В первом случае, родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, вплоть до регулярной госпитализации в психиатрическую больницу с целью лечения и профилактики. Во втором случае, родители ставят воспитание на центральное место. Они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы связанные с воспитанием приёмных детей. Чаще всего консультант сталкивается здесь с недоверием к себе как к родителю, со страхом оказаться плохим или некомпетентным родителем, со стремлением постоянно демонстрировать и доказывать свою любовь к ребенку или заботу о его будущем.

    Д. Одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка в неполную семью.

    В этом случае функцией ребёнка становится «деланье» приёмной матери счастливой . Часто ребёнок в такой семье выполняет не только свою роль, но и функциональную роль супруга. Границы между детской и родительской подсистемой размыты, детско-родительские отношения становятся симбиотическими. У ребёнка в большинстве случаев могут возникать трудности сепарации в подростковом возрасте, т.к. он нагружается ожиданиями, которые должны предъявляться супругу (например, быть с матерью всегда, поддерживать её во всём и т.д.).

    3. Тайна усыновления

    Тайна усыновления имеет в России юридические права. По закону приёмные родители могут скрывать факт усыновления, часто даже имитируя беременность. Несмотря на то, что с Запада проникает мода на отказ от тайны усыновления, это явление всё же очень распространено в нашей стране. Часто родители скрывают от ребёнка то, что они не родные, но при этом посвящают в тайну родственников, учителей, врачей, психологов. Уже при первом разговоре по телефону психотерапевту могут сказать о том, что ребёнок приёмный, и что он об этом не знает. Таким образом, родители втягивают психотерапевта в коалицию , т.к. теперь он будет вынужден либо ограничить круг вопросов, которые могут обсуждаться на сессии со всей семьёй, либо приглашать только ту часть семьи, которая знает правду. В целом, в таких случаях лучше работать с помощью метафор и символов, включая тайну в качестве одного из элементов системы. Например, мы рекомендуем делать скульптуру семьи, используя игрушки или другие вспомогательные средства для определения значения и места «тайны» в системе и взаимосвязи проблемного поведения ребенка с тайной, существующей в семье. Хорошие результаты достигаются и при работе методом системных расстановок, в ходе которой может быть полезным введение фигур родных родителей и определение их места.

    В тех случаях, когда в семье нет тайны усыновления, работа методом расстановок также является эффективной, если, согласно гипотезе терапевта, необходимо прояснить влияние родных родителей и соотношение систем родных и приёмных родителей. Кроме того, может оказаться необходимой подробная работа с историями родительских семей усыновителей для прояснения родовых истоков усыновления.

    Есть семьи, в которых тайна усыновления фактически отсутствует, однако этот вопрос не прояснён и является запретной темой. В таких случаях представляется важной работа с внешними границами семьи и прояснением коммуникаций между членами семьи.

    4. Уровень гибкости приемных семей

    Усыновление влечёт сильнейшие изменения в функционировании системы, поэтому уровень гибкости ролей и семьи в целом может влиять на возникновение проблем в приёмной семье. Приёмная семья, как правило, обращается за консультацией к психотерапевту не сразу после появления ребёнка. Следует иметь в виду, что для системы, как правило, есть необходимость в усыновлении, однако существование Закона Развития толкает систему к изменениям, и «необходимость» в ребёнке может отпадать при переходе семьи на следующую стадию жизненного цикла.

    Семья может усыновить ребёнка в определённой жизненной ситуации (как было описано в случае патронирования), тогда изменение ситуации также требует повышенной гибкости. Надо отметить, что гибкость даётся любой системе очень тяжело, и бывает проще «избавиться» от того, что (или кто!) мешает, чем искать способы или формы приспособления. Не исключено, что именно с фактором «уровень гибкости» связаны частые случаи не оправдано длительного пребывания в стационарах психиатрического профиля приёмных детей.

    В психотерапии данных случаев важно оказывать поддержку семье, найти ресурсы для изменения системы, энергию для того, чтобы отыскать способы функционирования в новых условиях.

    В заключение надо отметить, что работа с приёмной семьёй требует максимальной толерантности, терапия не должна быть слишком радикальной. Дело в том, что для приёмных семей характерна закрытость внешних границ, и обычно приход к психотерапевту - крайне вынужденный. Приёмные семьи часто идеализируют детско-родительские отношения, приёмные родители имеют сложное отношение к родным родителям ребёнка, обсуждение этих тем вызывает много чувств, с ними важно обходиться бережно.

    Литература , в которой содержатся материалы, полезные для терапевта, работающего с приёмной семьёй:

    1. Вебер Г. «Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера.», Москва, Издательство Института Психотерапии, 2001
    2. Хеллингер Б. «Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий», Москва, Издательство Института Психотерапии, 2001 г.
    3. Спиваковская А.С. «Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений»// «Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия», М., 1991
    4. Печникова Л.С. «Личностные особенности подростков с девиантным поведением, воспитывающихся в приёмных семьях»// «Материалы первой международной конференции по клинической психологии памяти Б.В. Зейгарник» под ред. Тхостова А.Ш., Москва, МГУ, 2001
    5. Ослон В.Н. «Замещающая профессиональная семья как условие компенсации депривации развития детей-сирот», Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук, М., 2001